Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличия ТКО и ТБО — что теперь актуально в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.
Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО
В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.
Новые правила разграничили сферы ответственности:
- Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
- обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
- разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
- Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
- Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).
Как правильно указывать в документах
Если имеется в виду не мусор производственного характера, то организация имеет право применять оба термина: и ТБО, и ТКО. Однако после принятия Закона №458-ФЗ термин ТБО зачастую звучит только вслух, но никак не в письменной речи.
Во время составления документов, в т.ч. написании обращений и жалобных писем от населения, следует употреблять аббревиатуру ТКО. Это связано с тем, что в современных официальных документах любой образуемый мусор принято называть твердыми коммунальными отходами.
В первую очередь, данное правило касается предприятий, ведущих хозяйственную деятельность. Его игнорирование может привести к формальной причине для отказа в иске, проигрышу в судебном споре.
Таким образом, если фирма укажет ТБО в инвентаризационном акте отходов, то инспектор посчитает это нарушением и может не признать наличие данного акта. В результате — штрафные санкции как для директора фирмы, так и для хозяйственного субъекта.
По какому принципу рассчитываются тарифы на услуги по обращению с ТКО и ТБО
В ст. 24, п. 9 №8-ФЗ указано, что органы исполнительной власти региона занимаются осуществлением государственной регуляции тарифов в сфере обращения с отходами. Также эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.
В отношении же операторов региона фиксируется единый тариф на услугу. Все прочие тарифы, которые подлежат регулированию, устанавливаются в отношении операторов исключительно по обращению с ТКО.
В Постановлении Правительства №484 от 30 мая 2016 года утверждены “Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО”, а еще “Основы ценообразования в области обращения с ТКО”.
Согласно второму документу обращение с ТКО оказывается по ценам, означенным по соглашению сторон, однако они не должны превышать утвержденные ранее тарифы.Тут следует иметь в виду, что тарифы фиксируются в отношении каждой конкретной компании, выполняющей регулируемые виды деятельности в результате обращения с ТКО.
Какие именно тарифы подлежат регулированию?
- на услуги региональных операторов по обращению с ТКО;
- на обработку;
- на обезвреживание;
- на захоронение.
В п. 4 “Правил регулирования…” указано, что каждый тариф действует с начала календарного года в течение минимум 12 месяцев (допустимы редкие исключения). Для этого организация до 1 сентября предшествующего очередному периоду регулирования года предоставляет в органы регулирования предложение об установлении тарифов. Решение выносится в течение 3,5 месяцев и принимается не позднее 20 декабря.
Если же организация, осуществляя захоронение ТКО, использует непосредственно объект обработки, который принадлежит ей по праву собственности, то для компании не устанавливается тариф на обработку ТКО. Издержки учитываются во время установления тарифа на захоронение ТКО.
Обращение, вывоз и утилизация
Общие правила и нормативы, в соответствии с которыми происходит обращение с твердым бытовым мусором, прописаны в требованиях СанПин. В них указаны следующие правила:
- В рамках процедуры временного хранения должна предотвращаться вероятность гниения и разложения отходов. По этой причине в зимнее время продолжительность хранения утильсырья не превышает трех суток, а в летнее – 24 часов.
- В разных населенных пунктах период, в который производится сбор и утилизация мусора, обсуждается с административным отделом предварительно.
- Сбор должен производиться с использованием специальных металлических контейнеров, которые располагаются на дистанции от 20 до 100 м. от жилых массивов.
- Важную роль играет своевременное промывание урн. Летом оно должно производиться разово в 10 суток, зимой – реже.
- Брать мусор из сборников в целях использования его в качестве вторичного сырья недопустимо.
- В обновленных строительных нормативах сказано, что в новых постройках высотой более 5 этажей должны присутствовать мусоропроводы, которые организованы в соответствии с принятыми ведомственными нормами.
- Сбор мусора в целях его последующей утилизации организуется разово в неделю. Ответственность за проведение этого мероприятия несет управляющая компания, в ведении которой находится строение/строения.
При несоблюдении этих норм на ответственные организации налагаются штрафные санкции. Еще одно существенное различие между представленными аббревиатурами заключается в порядках обращения с отходами. Суть изменений этих норм и принципов заключается в следующих аспектах:
- ответственность за вывоз и выбрасывание несет непосредственно региональный оператор, выбор которого осуществляется по принципу конкурса;
- в каждом регионе Российской Федерации устанавливаются индивидуальные нормативы, по которым регулируется накопление мусора в зависимости от той или иной категории помещения (частный дом, квартира, магазин, офис, производственный цех);
- на территории, предназначенной для накопления мусора, необходимо осуществлять сортировку отходов, если данный принцип прописан в региональных нормативно-правовых актах;
- соглашение на вывоз мусора оформляется абсолютно каждым собственником отходов, о чем оператор сообщает за 10 дней до момента планируемого заключения, этот документ носит публичный характер.
Ранее утилизацией твердых коммунальных отходов должны были заниматься специализированные управляющие организации. В настоящее время ситуация изменилась, и это действие перешло в ответственность региональных операторов. Это юридические лица, обеспечивающие рациональное обращение с ТБО и ТКО в соответствии с нормами и принципами действующего законодательства.
В законодательстве установлена определенная схема утилизации отходов, согласно которой мусор отвозят на полигон, находящийся ближе всего.
На практике используется большое количество способов избавления от накопившегося мусора.
- Захоронение. С финансовой точки зрения этот способ является наиболее выгодным. Для этого используются специальные полигоны, расположенные за пределами жилых, лечебных, развлекательных зон. Однако применяется этот метод только в отношении некоторых отходов с низким уровнем опасности.
- Сжигание. Этот вариант является наиболее популярным. После проведения мероприятия по утилизации образуется зола, которая в сравнении с первоначальным отходом занимает меньше места. Она подлежит вывозу на специально предназначенную территорию. Недостаток заключается в дороговизне способа. Ведь в процессе классического сжигания отходы выделяют много вредных газов, поэтому для минимизации негативного влияния на окружающую среду придется использовать специализированное оборудование.
- Компостирование. Альтернативное название этого способа – разложение. Вариант подходит исключительно для отходов органического происхождения. В рамках этого метода происходит разложение веществ под влиянием микроорганизмов, что приводит к выделению тепла. Компост, полученный в ходе применения данного варианта, широко применяется в сельскохозяйственной сфере в качестве натурального удобрения. Способ прост и практически не затратный, зато в процессе его использования образуется большое количество неприятных запахов.
О том, что такое «обращение с ТКО», можно узнать ниже на видео.
Определение Твердых коммунальных отходов (ТКО).
В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с Письмом Минстроя № 22270-МП/06 от 18.05.2018 года, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются при уборке территории городских и сельских поселений, — например, «мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие».
Порядок обращения с ТБО и БКО
Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». Указанные Правила содержат:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
- порядок осуществления транспортирования ТКО;
- правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
- основания для лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
- форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Обращение и вывоз ТКО: общие правила
Одно из главных отличий между ТБО и ТКО — требования к обращению производимого мусора.
Для твердых коммунальных отходов действуют следующие требования:
- Региональный оператор, отвечающий за транспортировку и утилизацию отходов, выбирается в ходе конкурса.
- Каждый регион РФ устанавливает личные нормативы накопления отходов для различных категорий помещений (у квартир, офисов и магазинов разные нормы).
- Регион также самостоятельно устанавливает, проводится ли сортировка отходов на площадках для накопления мусора.
- Каждый собственник отходов лично заключает публичный договор на вывоз накопившегося мусора.
Когда устанавливается новый тариф на обращение и вывоз ТКО, оператор обязан в течение десяти рабочих дней известить владельцев жилых и нежилых зданий о необходимости оформления публичного договора.
Если в ответ владелец помещения не отправил заявку на оформление, то он все равно будет считаться заключенным, но только на 16 рабочий день с того момента, как оператор известил потребителей об оформлении договора на собственном сайте.
Таким образом, за ТКО отвечает ряд органов, у каждого из которых своя зона ответственности:
Сфера деятельности | |
Орган местного самоуправления |
|
Управляющая организация (ТСЖ, УК) | наблюдает за сохранением чистоты площадок накопления ТКО и мусоропроводов |
Региональный оператор | оснащает дворы домов целым рядом контейнеров для всех типов мусора |
Важно! Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) могут не использовать перечисленные выше правила вплоть до 1 января 2022 года.
Основные требования к обращению с ТКО
В нормативно-правовых актах закреплен ряд требований к обращению с ТКО на каждом этапе: от сбора до утилизации. На территории с многоквартирными домами обеспечением требуемых условий для сбора занимаются управляющие компании. Они должны обеспечить:
- требуемое число контейнеров на площадку – не более 5;
- расположить контейнеры в пределах дома – в пределах 20-100 метров;
- объем одного контейнера – 0,8 м3;
- место для баков должно быть с бетонным или асфальтированным основанием;
- к точке сбора должен быть свободный проезд для мусоровоза.
Мусорную реформу начали разрабатывать в начале 2014 года. Но сложные изменения, внесенные в законодательную базу, позволили принять постановление только в 2019 году. Закон отражает новые условия и требования сбора и утилизации непищевых отходов. Впервые аббревиатура ТКО появилась в статье №89-ФЗ.
Среди основных тезисов новой реформы стоит выделить:
- Раздельную систему сбора мусора. Направлена на упрощение переработки отходов и повторного использования вторичного сырья.
- Конкурсный выбор операторов ответственных за обращение с ТКО для конкретно взятых регионов. Позволяет улучшить качество предоставляемых населению услуг.
- Изменение способа расчета тарифов. Средства, получаемые за вывоз отходов, будут направляться на строительство перерабатывающих и утилизирующих мусор заводов.
Деятельность региональных операторов
Согласно нововведениям, упомянутым в ФЗ № 458, все области России должны подготовить транспортную схему вывоза ТКО. Выбирается оператор, который отвечает за всю деятельность, связанную с отходами.
С помощью таких организаций, государство регулирует экономические и экологические вопросы, касающиеся утилизации ТКО. Оператора выбирают на конкурсной основе.
Чтобы подать заявку на участие в тендере, организация должна соблюдать следующее:
- иметь государственную регистрацию и лицензию, позволяющую работать с остатками 1–4 класса опасности;
- предприятие не должно быть в статусе банкрота или иметь большие долги перед государством;
- управляющие лица организации (директор и главный бухгалтер), должны быть не судимы за финансовые проволочки.
Комиссия, состоящая минимум из 5 человек, оценивает конкурсантов по таким основным критериям, как стоимость предлагаемых услуг и их качество.
Правила учета ТБО для определения тарифа
Федеральное законодательство также определяет, кто устанавливает тарифы на вывоз ТБО. Эта функция возложена на специальные тарифные комиссии региональных операторов по обращению с отходами.
Расчетная формула оплаты стоимости коммунальной услуги по обращению с ТО включает:
- утвержденные нормативы ЖКХ по вывозу мусора;
- установленный тариф;
- количество жильцов, постоянно и временно проживающих в помещении в МКД.
количество проживающих в квартире х норматив х тариф = годовая величина оплаты.
Разделив полученный результат на 12, можно определить, сколько стоит в ЖКХ вывоз мусора ежемесячно.
Фактическое количество отходов и объем контейнеров – важные составляющие расчета ежемесячной стоимости вывоза отходов с человека.
Весь мусор сортируется, после чего его организуется его раздельное хранение и утилизация. С этой целью устанавливаются контейнеры разного цвета для сортировки мусора на:
Предлагаем ознакомиться Компенсация производственной травмы просят признать как бытовую
- биоразлагаемый,
- стекло,
- бумагу,
- отходы, не прошедшие сортировку.
Основываясь на нормах законодательства и примерах из судебной практики, Елена Шерешовец делает однозначное заключение, что в состав твёрдых коммунальных отходов входит уличный смёт, листва и обрезки деревьев. Перечисленные отходы являются зоной ответственности регионального оператора и должны вывозиться в счёт единого тарифа.
Управляющим организациям и ТСЖ следует иметь это ввиду и помнить, что письма министерств лишь дают рекомендации и не являются общеобязательными. Елена Шерешовец уже не в первый раз указывает на противоречия писем ведомств Правительства РФ нормативно-правовым актам РФ. Ранее наш эксперт, не согласившись с позицией Минстроя РФ, рассказала:
- Как учитывается электроэнергия, затраченная при работе ИТП в доме, и кто должен её оплачивать
- Вправе ли застройщик заключать прямые договоры в новостройках
Подписывайтесь на онлайн-журнал «ЖКХ: Мечты сбываются» и будьте в курсе!
Новая запись об отходах в квитанции
Для осуществления коммунальных услуг по обращению с мусором региональный оператор может привлекать сторонние организации или проводить мероприятия своими силами. Это отразится на порядке оплаты, но не на сумме. Сумма за обращение с ТКО зависит от установленных в регионе нормативов, которые учитывают уровень урбанизации, климат и другие факторы.
Как правило, управляющие компании заключают договор с региональным оператором на обслуживание территории. В такой ситуации оплата за оборот ТКО включена в платежку от управляющей компании. На территориях с частной застройкой управляющие компании не действуют, поэтому жители обязаны самостоятельно заключать договор с региональным оператором, который вывозит мусор.
Региональный оператор может организовать работу с помощью субподрядчиков, которые выполнят все операции по обращению с ТКО. К таким операциям относится и прием оплаты с населения: например, в Москве оплату этой .
До принятия этого закона, а также до вступления его в силу плата за вывоз и утилизацию бытового мусора напрямую зависела от назначения помещения, его размера. То есть раньше тариф рассчитывался исходя из того, какого вида было помещение: жилое или нежилое, какую площадь оно занимало.
Сейчас же стоимость услуги будет зависеть от того, какой статус имеет потребитель: частное ли он лицо, индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо. В зависимости от этого установлены определенные нормативы накопления мусора. В свою очередь, нормативы, по которым будет производиться расчет, теперь зависят и от отдельных видов потребителей:
- Для жителей многоквартирных домов.
- Жителям частных домов.
- Владельцам офисов и промышленных зданий.