Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тариф на электроэнергию в г. Красноярск (Красноярский край) на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
Размер потребления электричества по регионам
Принимается на законодательном уровне. Показатели зависят от того, какое оборудование и бытовая техника используются в квартире.
Наименование населенного пункта | Норма расхода, кВт | |
газовая плита | электроплита | |
Санкт-Петербург | 78 | 111 |
Забайкалье | 65 | 96 |
Новосибирск | 156 | 213 |
Владимирская область | 50 | 90 |
Пермь | 185 | 263 |
Ростовская область | 96 | 156 |
От наличия технической возможности зависит и переход частного домовладения на централизованное отопление. В этом году в Красноярске за счёт бюджетных средств прокладывают новые теплотрассы. Планируется, что за государственный счёт трубы будут доводить до границ земельных участков, на которых стоят индивидуальные дома. Всё остальное должен оплатить собственник: построить внутридомовые сети, установить прибор учёта энергии, выполнить технические условия в пределах земельного участка. Из личного кошелька за эти работы и оборудование, по подсчётам министерства, жителям придётся заплатить от 500 до 900 тысяч рублей. Пока возмещение этих расходов в экологическую программу не входит. В лучшем случае со следующего года компенсировать начнут расходы, которые собственник понесёт на выполнение техусловий подключения к тепловым сетям.
Для расчета социальной нормы в городе базовая величина является средним уровнем потребления одного проживающего человека в жилом помещении, в котором отсутствуют электронагревательные, электроотопительные приборы и электроплиты. Дальнейший расчет ведется от этой величины. Нормативы берутся из статистических данных Минэнерго.
Например, возьмем расчет нормы для большой семьи, где соц. норма для одного проживающего составляет + 50 кВт*ч. На второго, третьего, четвертого и пятого члена семьи прибавляется по 20 кВт*ч на каждого, с учетом коэффициента типа жилья.
Для многодетных семей планируют применять пониженный тариф на весь объем энергопотребления.
При наличии установленных электронагревательных, электроотопительных приборов и электроплит, к расчетной норме прибавляется норма на потребления на электроплиту, но не более 90 кВт*ч на человека в месяц. Норма потребления на отопление при отсутствии централизованного горячего водоснабжения составляет не более 3000 кВт*ч в месяц на 1 квартиру или дом в отопительный сезон.
Соц. норма потребления энергоресурсов в сельской местности отличается от нормативов для города, так как здесь учитывается специфика потребления электроэнергии.
То есть, расчет идет как для города с учетом типа жилья, наличия или отсутствия электрооборудования и количества зарегистрированных лиц. Затем к полученному числу прибавляется поправочная величина, но не более 100 кВт*ч в месяц на 1 дом.
Итак, перспективы нововведения сводятся к тому, что норму потребления станут рассчитывать относительно квартиры или дома, а не в отношении одного жильца. По самой льготной цене население может потреблять объем электроэнергии до 300 кВт*ч.
Дополнительная группа людей, потребляющих в пределах 300-500 кВт*ч, будет оплачивать счета по более высокой цене, а лиц, потребляющих выше 500 кВт*ч, приблизят к коммерческим потребителям.
В пределах социальной нормы потребления | Сверх социальной нормы потребления | |||
---|---|---|---|---|
01.01.2022 — 30.06.2022 | 01.07.2022 — 31.12.2022 | 01.01.2022 — 30.06.2022 | 01.07.2022 — 31.12.2022 | |
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||||
Круглосуточно | 2,83 | 4,57 | ||
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами | ||||
Круглосуточно | 1,98 | 3,20 | ||
3. Потребители, приравненные к сельскому населению | ||||
Круглосуточно | 1,98 | 3,20 | ||
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан | ||||
Круглосуточно | 1,98 | 3,20 | ||
5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации | ||||
Круглосуточно | 2,83 | 4,57 | ||
6. Потребители электроэнергии в хозяйственных постройках (погреба, сараи) | ||||
Круглосуточно | 2,83 | 4,57 |
В пределах социальной нормы потребления | Сверх социальной нормы потребления | |||
---|---|---|---|---|
01.01.2022 — 30.06.2022 | 01.07.2022 — 31.12.2022 | 01.01.2022 — 30.06.2022 | 01.07.2022 — 31.12.2022 | |
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||||
Пиковая зона | 3,40 | 5,48 | ||
Полупиковая зона | 2,83 | 4,57 | ||
Ночная зона | 1,70 | 2,74 | ||
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами | ||||
Пиковая зона | 2,38 | 3,84 | ||
Полупиковая зона | 1,98 | 3,20 | ||
Ночная зона | 1,19 | 1,92 | ||
3. Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним. | ||||
Пиковая зона | 2,38 | 3,84 | ||
Полупиковая зона | 1,98 | 3,20 | ||
Ночная зона | 1,19 | 1,92 | ||
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан | ||||
Пиковая зона | 2,38 | 3,84 | ||
Полупиковая зона | 1,98 | 3,20 | ||
Ночная зона | 1,19 | 1,92 | ||
5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации | ||||
Пиковая зона | 3,40 | 5,48 | ||
Полупиковая зона | 2,83 | 4,57 | ||
Ночная зона | 1,70 | 2,74 | ||
6. Потребители электроэнергии в хозяйственных постройках (погреба, сараи) | ||||
Пиковая зона | 3,40 | 5,48 | ||
Полупиковая зона | 2,83 | 4,57 | ||
Ночная зона | 1,70 | 2,74 |
При двухставочном тарифе: зона пика – с 7:00 до 23:00; ночная зона – с 23:00 до 7:00.
Вам необходимо определиться, к какой группе потребителей электроэнергии вы относитесь.
Во-первых, тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются в зависимости от типа населенного пункта (городской или сельский). Соответственно, если вы живете в городе или поселке городского типа, то смотреть нужны тариф для городского населения. Если в селе, деревне, хуторе и т.п. — то по тарифам для сельского населения. Официальные списки населенных пунктов городского и сельского типа публикуются в каждом регионе.
Не нужно путать норматив и социальную норму, это совершенно разные понятия.
Суть соцнорм в том, чтобы простимулировать жильцов экономить электроэнергию. Норматив применяют в квартирах без приборов учета, о таких нормативах мы писали выше. Социальная норма действует в квартирах со счетчиками.
Социальная норма – это количество электроэнергии в месяц (по показаниям прибора учета), лимит, при котором действует минимальный тариф на электричество. Потребленное сверх нормы электричество стоит дороже.
О том, что нужно вводить социальную норму потребления электроэнергии, заговорили еще в 2013 году. Соцнормы ввели в семи пилотных регионах.
Например, во Владимирской области размер социальной нормы потребления электроэнергии для населения был установлен в размере 100 кВт.ч. в месяц для квартир с газовыми плитами, если зарегистрирован один человек, 160 кВт.ч. — если двое, 200 кВт.ч. — если трое. Для квартир с электроплитами соцнорма составляла 190 кВт.ч. в месяц если зарегистрирован один человек, 260 кВт.ч. в — если двое, 350 кВт.ч. — если трое.
Сейчас трудно найти помещение или дом, где не установлен счетчик электроэнергии.
Многоквартирные дома и новостройки в обязательном порядке оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных услуг. По закону, энергосбытовые организации обязаны за свой счет менять электросчетчики, вышедшие из строя или пришедшие в негодность.
Однако еще имеется некоторое количество квартир, в которых жильцы оплачивают электроэнергию без счетчика по нормативу.
Если дом аварийный, предназначен к сносу или отсутствует техническая возможность монтажа прибора учета, то его установка не обязательна. Во всех остальных случаях он обязателен.
Для стимуляции жильцов устанавливать электросчетчик, применяются экономические рычаги. При расчетах применяются повышающие коэффициенты, которые увеличиваются год от года. Таким образом, собственнику становится невыгодно получать электричество без электросчетчика.
Тарифы на питьевую воду и водоотведение для потребителей
Напомним, из-за пандемии коммунальщикам было запрещено начислять неустойку на долги по оплате всех без исключения коммунальных услуг. С нового года все вернется в прежнем объеме. «Амнистия» продолжалась только с 6 апреля по 31 декабря.
Отметим, правда, что с 1 января жителям могут насчитать неустойку за долги, накопившиеся только до 6 апреля.
Долги, возникшие во время действия моратория, можно будет вернуть без пени: она будет насчитываться только после 31-го дня просрочки платежа. Но ключевое слово здесь «вернуть».
С 1 января отменяется мораторий на поверку счетчиков – он тоже вводился на период с 6 апреля по 31 декабря, и сроки поверки приборов учета, окончившиеся после 6 апреля 2020 года, были продлены до 31 декабря текущего года.
Теперь три месяца нового года, с января по март, плату за коммунальные услуги будут рассчитывать по средним показателям за последние полгода,
а если поверку не провести, то с 6 апреля плату начислят уже по нормативу и с учетом повышающего коэффициента 1,5.
В Красноярске для поверки счетчиков воды можно никуда не ходить – такой сервис запустила СГК. Услуга предлоставляется без переплат. Энергетики сами придут, измерят и внесут показания в личный кабинет в раздел «Счетчики/история показаний». Примечательно, что поверку могут заказать не только клиенты СГК, но вообще любые жители Красноярска.
Стоит услуга 450 рублей при поверке одного счетчика и 400 рублей за каждый счетчик при поверке двух и более приборов. Записаться можно, позвонив в теплосбытовое подразделение СГК.
Еще одно нововведение – с 1 января долги за коммуналку будут взыскивать по новым правилам. В частности, подавая на должника в суд, управляющие компании должны будут обязательно указать один из его идентификаторов – паспортные данные, ИНН, СНИЛС или номер водительского удостоверения.
Получить их УК смогут у властей, опять же обратившись для этого в суд. Это было сделано для защиты персональных данных.
Что касается льгот на коммунальные услуги, то с января 2021 года те, кто имеет право на них (а также компенсации по оплате коммуналки), больше не будут обязаны предоставлять в соцзащиту справки об отсутствии долгов по жилищно-коммунальным услугам и квартирной плате – соцзащита сама должна будет проверить эту информацию по системе ГИС ЖКХ. Если долги все-таки есть, субсидию не дадут.
» » Основание:
- Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 No 907-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»
- Приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 № 909-в «Об установлении долгосрочных тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»
N п/п Показатель (группы потребителей) Единица измерения Тарифы с 01.01.2021 по 30.06.2021 с 01.07.2021 по 31.12.2021 1 Питьевая вода (г.
Красноярск) 1.1. Прочие потребители (тарифы указываются без НДС) руб./м3 20,79 20,79 1.2. Население (тарифы указываются с учетом НДС) руб./м3 24,95 24,95 2 Питьевая вода (Емельяновский, Березовский районы) 2.1.
Прочие потребители (тарифы указываются без НДС)
→ ↓ Основание:
- Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 No 907-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»
- Приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 № 909-в «Об установлении долгосрочных тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»
N п/п Показатель (группы потребителей) Единица измерения Тарифы с 01.07.2021 по 31.12.2021 1 Питьевая вода (г. Красноярск) 1.1. Прочие потребители (тарифы указываются без НДС) руб./м3 20,79 1.2.
Население (тарифы указываются с учетом НДС) руб./м3 24,95 2 Питьевая вода (Емельяновский, Березовский районы) 2.1. Прочие потребители (тарифы указываются без НДС) руб./м3 20,75 2.2.
Население (тарифы указываются с учетом НДС) руб./м3 24,90 3 Водоотведение (г.
» » Основание:
- Приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 № 909-в «Об установлении долгосрочных тарифов на водоотведение для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»
- Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 19.12.2018 No 907-в «Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»
N п/п Показатель (группы потребителей) Единица измерения Тарифы с 01.01.2021 по 30.06.2021 с 01.07.2021 по 31.12.2021 1 Питьевая вода (г. Красноярск) 1.1. Прочие потребители (тарифы указываются без НДС) руб./м3 20,79 20,79 1.2.
Население (тарифы указываются с учетом НДС) руб./м3 24,95 24,95 2 Питьевая вода (Емельяновский, Березовский районы) 2.1.
Причины введения нормы
Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.
В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.
Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.
Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.
Одноставочный тариф на электроэнергию
В пределах социальной нормы потребления | Сверх социальной нормы потребления | |||
01.01.2022 — 30.06.2022 | 01.07.2022 — 31.12.2022 | 01.01.2022 — 30.06.2022 | 01.07.2022 — 31.12.2022 | |
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||||
Круглосуточно | 2,83 | 2,98 | 4,57 | 4,80 |
2. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, и приравненные к нему | ||||
Круглосуточно | 1,98 | 2,09 | 3,20 | 3,36 |
3. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными электроустановками, и приравненные к нему | ||||
Круглосуточно | 1,98 | 2,09 | 3,20 | 3,36 |
4. Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками и не оборудованных стационарными электроплитами, и приравненные к нему | ||||
Круглосуточно | 1,98 | 2,09 | 3,20 | 3,36 |
5. Население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к нему | ||||
Круглосуточно | 1,98 | 2,09 | 3,20 | 3,36 |
6. Садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества | ||||
Круглосуточно | 1,98 | 2,09 | 3,20 | 3,36 |
7. Потребители электроэнергии в хозяйственных постройках (погреба, сараи) | ||||
Круглосуточно | 2,83 | 2,98 | 4,57 | 4,80 |
Норма потребления электроэнергии на человека в месяц
Это величина потребления электроэнергии на одного человека. Социальная норма устанавливается для каждого региона страны отдельно.
После его введения были утверждены два разных тарифа на услугу:
в пределах, установленных государством; выплата сумм, превышающих верхний предел.
Ставка, применяемая к потреблению сверх лимита, выше, чем ставка, применяемая к потреблению в пределах лимита. Зачем нужен этот показатель?
У государства есть средства давления, чтобы побудить людей экономить электроэнергию. А те, кто не намерен снижать потребление энергии, будут вынуждены платить за услугу по более высокой цене, более или менее на уровне малых предприятий.
Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток. Дневная зона (пиковая и полупиковая) с 01.07.2021 по 31.12.2021. Население и приравненные к нему, за исключением населения и потребителей, указанных в пунктах 2 и 3 (тарифы указываются с учетом НДС).
В многоквартирных жилых домах с газовыми плитами и домах повышенной этажности, где для приготовления пищи проектом предусмотрены электроплиты, тариф отличается. Для домов с электроплитами стоимость электроэнергии ниже.
Если у вас двух- или трехтарифная система, нужно подсчитать сумму по каждому тарифу отдельно и суммировать.
Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.
Норма Потребления Электроэнергии На Человека 2021 В Красноярском Крае
Приложение N 2
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 11 октября 2016 года N 518-п
Исключены. — Постановление Правительства Красноярского края от 17.05.2017 N 271-п.
В пределах социальной нормы потребления | Сверх социальной нормы потребления | |||
01.01.2021 — 30.06.2021 | 01.07.2021 — 31.12.2021 | 01.01.2021 — 30.06.2021 | 01.07.2021 — 31.12.2021 | |
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч |
1. Городское население | ||||
Круглосуточно | 2,71 | 2,83 | 4,35 | 4,57 |
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами | ||||
Круглосуточно | 1,90 | 1,98 | 3,05 | 3,20 |
3. Потребители, приравненные к сельскому населению | ||||
Круглосуточно | 1,90 | 1,98 | 3,05 | 3,20 |
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан | ||||
Круглосуточно | 1,90 | 1,98 | 3,05 | 3,20 |
5. Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации | ||||
Круглосуточно | 2,71 | 2,83 | 4,35 | 4,57 |
6. Потребители электроэнергии в хозяйственных постройках (погреба, сараи) | ||||
Круглосуточно | 2,71 | 2,83 | 4,35 | 4,57 |
На этой странице размещена информация о размере тарифов на электрическую энергию в Красноярском крае на 2017 год, с использованием которых жители таких городов как Красноярск, Ачинск, Зеленогорск, Железногорск, Канск, Лесосибирск, Минусинск и других населенных пунктов и районов региона рассчитываются за потребленную электроэнергию в 2017г.
Для того чтобы определить, правильно ли управляющая компания или ресурсоснабжающая организация производит расчет стоимости, необходимо объем израсходованной за месяц электрической энергии умножить на соответствующую тарифную ставку. Объем израсходованного электричества за месяц определяется как разность показаний прибора учета на конец и на начало месяца.
Чиновники заверили журналистов, что продолжат выделять субсидии, в том числе и на оплату электричества, всем гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.
О соцнормах на электроэнергию, воду, отопление и газ
Дополнительные 40 кВт.ч начисляются на каждого прописанного — и на шестого, и на седьмого, и так далее, без ограничения.
По инициативе областного правительства расширен список льготных категорий граждан. Кроме одиноких пенсионеров в этот список включены: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов или детей-инвалидов, приемные семьи и те, в которых живут дети, оставшиеся без попечения родителей.
Соцнорма для льготных категорий семей рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1,5.
Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в абонентский отдел ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» по месту жительства, куда необходимо предоставить документы, подтверждающие статус семьи.
С учетом использования кондиционеров в Ростовской области введен коэффициент сезонности. В июне, июле и августе к объему соцнормы применяется повышающий коэффициент 1,1, а в феврале, марте и апреле — понижающий — 0,9 (утверждены постановлением РСТ Ростовской области от 29.05.2014 №23/2).
Как применять коэффициент сезонности? — Величина социальной нормы потребления электрической энергии умножается на соответствующий коэфициент.
Простой пример, 96 кВт/ч * 1,1 = 105,6 кВт/ч — это и будет летняя социальная норма для одиноко проживающего дончанина. Соответственно, в месяцы, когда кондиционирование не нужно, соцнорма скорректируется в сторону уменьшения. При расчетах учитываются все прописанные граждане.
№ п/п |
Месяц |
Величина коэффициента сезонности |
1 |
Январь |
1 |
2 |
Февраль |
0,9 |
3 |
Март |
0,9 |
4 |
Апрель |
0,9 |
5 |
Май |
1 |
6 |
Июнь |
1,1 |
7 |
Июль |
1,1 |
8 |
Август |
1,1 |
9 |
Сентябрь |
1 |
10 |
Октябрь |
1 |
11 |
Ноябрь |
1 |
12 |
Декабрь |
1 |
Цена за электричество не вырастет
Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.
Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу.
При этом фактическое потребление их значительно меньше.
- земельный участок, на котором расположен дом;
- инженерные системы и коммуникации;
- лестничные пролеты и площадки;
- чердаки;
- крыши;
- коридоры;
- подвалы;
- технические этажи;
- помещения, которые приспособлены для обслуживания жильцов, их социальных или бытовых потребностей;
- все техническое оборудование, которое обслуживает больше одной квартиры.
Основным критерием расчета оплаты СОИД служат нормативы, установленные органами власти в конкретном регионе РФ. Если до принятия новых постановлений оплата общедомовых нужд в многоквартирном доме рассчитывалась управляющими компаниями по индивидуальной схеме, то теперь расчет производится в соответствии с законом – по нормативам.
Нормативы зависят от технических особенностей многоквартирного дома:
- этажность;
- год постройки;
- вид системы отопления;
- размер ванн;
- наличие унитазов и центральной канализации.
Как упоминалось выше, до внесения изменений в действующее законодательство жильцы многоквартирных домов получали квитанции за оплату коммунальных услуг с графой «ОДН». С прошлого года этой графы больше нет в платежных документах.
Обслуживание общедомового имущества и плата за ОДН в составе жилищных услуг включаются в расчеты за электричество, газ, водоотведение, канализацию и прочие использованные ресурсы. К примеру, в новой платежке в графе «Электричество» теперь содержатся данные не только об объеме энергии, потребленной отдельной квартирой, но и о расходах на освещение в лифте и подъезде.
Подобный порядок оплаты и включение услуг ОДН в квитанции ЖКХ за квартиру должен исключить возможность для УК вносить в платежные документы несанкционированные и ничем не мотивированные суммы. Жильцы теперь должны будут оплачивать установленный нормативом ресурс.
Новый порядок оплаты не применяется для МКД с непосредственным управлением, а также в домах, в которых не выбран способ управления.
Ответственность за неуплату стоимости ОДН не отличается от схемы взыскания задолженности за иные виды услуг на обслуживание квартиры собственника. Разграничения между этими понятиями в законодательстве не существует.
Вопрос о том, как не платить общедомовые нужды, не должен даже возникать, поскольку оплата ОДН, как и прочих коммунальных услуг, – законодательно регламентированная обязанность каждого собственника или арендатора.
В случае возникновения задолженности применяются меры административного воздействия:
- начисление пени;
- взыскание долга через суд с оплатой судебных издержек за счет должника.
Раньше поставщики ресурса могли приостановить или полностью прекратить предоставление услуги потребителю. Однако на основании изменений в законодательстве Верховный Суд внес ясность в вопрос правомочности подобных действий.
Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери.
В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.
Если на многоэтажке не установлен прибор учета израсходованного электричества, за единицу оплаты берется норматив, установленный администрацией области. Ознакомиться с его размером можно, зайдя на официальный сайт региона.
С начала 2021 года затраты на обслуживание общего имущества подверглись существенным изменениям. Во-первых, такой строчки в счет-квитанциях больше не стало. Данный показатель может был увеличен на 2-3% и включен в общий счет.
Также предусмотрена схема контроля ОДН с помощью новых ресурсов, которые будут обслуживать общее имущество, время и случаи необходимости в них.
Что собой представляют нужды дома и на чем жители смогут экономить?
Это, в первую очередь, электроэнергия, которая требуется для работы домофонов, лифтов, а также освещение лестниц и подвалов. Также для нужд многоквартирного дома требуется специализированное оборудование.
- ХВС. Обслуживание клумб и газонов, поддержание чистоты в подъездах и служебных помещениях, прочистка канализации и другие хознужды.
- ГВС. Мероприятия, связанные с подготовкой жилых домов к отопительному сезону, то есть проверка систем отопления путем выброса горячей воды, ремонт батарей.
Жильцы МКД не хотят переплачивать за поддержание общественного имущества в пригодном для эксплуатации состоянии и стремятся знать, из чего складываются суммы платежей в их квитанциях за услуги ЖКХ.
Хотя нормативы потребления электроэнергии на общественные нужды в многоквартирных домах регионов страны существенно отличаются, правила начисления ОДН по электроэнергии абсолютно идентичны.
При проведении расчетов учитываются следующие факторы:
- отсутствие или наличие общедомового счетчика;
- размер утвержденных региональными властями нормативов потребления электричества на общественные нужды в МКД;
- тарифы, по которым следует оплачивать данный энергоресурс.
Для того чтобы удостовериться в правильности сумм, представленных к оплате, нужно понимать, как начисляется электроэнергия на общедомовые нужды и каковы численные выражения участвующих в расчетах нормативов и тарифов.
Если многоквартирный дом оборудован специальными приборами учета потребления, то оплата за электричество за места общего пользования рассчитывается с учетом:
- всех общих площадей МКД;
- жилых площадей;
- применяемого в конкретном регионе тарифа на электроэнергию.
При наличии общедомового ОДПУ и индивидуальных счетчиков электричества во всех квартирах или в большинстве из них, применяют следующую формулу:
Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об).
Чтобы понять, что подразумевается под этими обозначениями и как рассчитывается электроэнергия на общедомовые нужды на квартиру, стоит учесть, что в данных вычислениях:
- V об — данные с общего прибора учета;
- Vu неж — величина электроэнергии, потраченной в нежилых помещениях;
- Vv жил.н — электричество, использованное жильцами квартиры без индивидуального счетчика;
- Vw жил.п — потребление жителями квартиры, оборудованной ИПУ;
- V кр — показатель энергии, которую исполнитель коммунальных услуг задействовал для обеспечения горячего водоснабжения и отопления строений без централизованного предоставления подобных ресурсов;
- Si — площадь конкретной квартиры;
- S об — общая площадь всех квартир в доме.
Если прибор общедомового учета электроэнергии отсутствует, расчет производится по установленным нормативам. Формула расчета электроэнергии в этом случае будет иметь следующий вид:
Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об)
При этом:
- N одн — норматив потребления, который установлен властями субъекта РФ, имеющими право его регулировать;
- S ои — суммарная площадь всего общедомового имущества с учетом того, какие площади входят в общедомовые нужды по электроэнергии;
- Si — площадь квартиры;
- S об — суммарная площадь жилых и нежилых квартир в доме.
После вычисления доли электроэнергии, потребленной на ОДН каждым собственником жилья, УК суммирует ее с показаниями ИПУ (при их наличии) или с установленным нормативом. Полученная сумма указывается в квитанции за услуги.
Хотя алгоритм расчета ОДН по электричеству довольно прост, часто фактический размер начисления ОДН бывает завышен. Нормативы допускают некоторое превышение этой суммы в пределах нескольких процентов от общего расхода ресурса, но иногда его объем достигает 30%.
Чтобы сократить этот показатель, нужно системно устранить слабые звенья, которые приводят к потерям ресурса и нецелевым расходам. Рассмотрим в примерах, что можно отнести к этим негативным факторам:
- неисправность индивидуальных приборов учета;
- некачественная система общедомовой проводки;
- несанкционированные подключения;
- недобросовестность жильцов и так далее.
Устранив эти недостатки, УК оптимизирует расход и, соответственно, минимизирует размер оплаты на ОДН за электричество.
Приложение N 2
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 11 октября 2016 года N 518-п
Исключены. — Постановление Правительства Красноярского края от 17.05.2017 N 271-п.
Специалисты утверждают, что согласно постановлению под номером 354, величина оплаты ОДН по электроэнергии в 2021 году во многом зависит, установлен ли на доме счетчик, который позволят существенно сэкономить средства жильцов. Если его нет, Энергонадзор рассчитывает энергопотребление многоэтажкой по нормативу, установленному еще в 2021 году.
- В Новосибирской области с 1 января 2021 года зафиксирован обновленный норматив потребления электроэнергии по ОДН на 1 кв. м для 3-этажных многоквартирных домов величиной 0,907 кВт/ч в месяц, для 5-этажных 2,210 кВт/ч, 12-этажных 4,411 кВт/ч, 13-этажных в зависимости от наличия индивидуального отопительного пункта – от 6,128 до 7,014 кВт/ч.
- В Ростовской области если многоэтажка оборудована только лампочками, придется оплачивать 0,6 кВт/ч в месяц на ОДН. Если есть лифт, норматив расходования электроэнергии увеличивается до 1,7 кВт/ч. Насосное оборудование в доме требует оплаты по расходованию света плюс 0,9 кВт/ч.
- В Саратове жильцы многоквартирного дома в 2 этажа оплачивают потребление ресурса при осветительных приборах в подъездах 0,59 кВт/ч за месяц, этажность в 4 этажа увеличивает размер до 0,84 кВт/ч, а при наличии насосного устройства норматив достигает 0,97 кВт/ч. В 9-этажке норматив ОДН по свету в 2021 году составляет 1,82 кВт/ч по минимуму, есть лифт – оплатите 2,4 кВт/ч, насос – 2,10 кВт/ч, силовые установки – 2,72 кВт/ч.
Ключевой тезис нововведений Минстроя заключается в том, что УК и ТСЖ не смогут распределять на собственников расходы, превышающие установленный нормативом размер ОДН. Нецелевое использование ресурсов в домах станет платежным бременем для самих управляющих организаций. В этих условиях есть два пути, по которому могут пойти УК и ТСЖ.
На горячую линию Энергонадзора за последний месяц поступило много звонков от возмущенных жильцов, проживающих в многоквартирном доме – по итогу за январь оплата по ОДН относительно потребления электроэнергии возросла в 4, а то и в 6 раз. Отличия в оплате существенные, в одном регионе больше, в другом меньше, и это понятно – нормативы устанавливает областная администрация каждого отдельного субъекта РФ.
Данная величина может меняться. Существует несколько факторов, которые оказывают существенное влияние на ее формирование, такие как время года, регион страны, а также не может превышать показатели, указанные в нормативных актах.
Если говорить о многоквартирных домах старой постройки, то большие потери можно связать с износом самого дома, коммунальных сетей. Улучшить ситуацию смогут только дополнительные затраты, так как существующие платежи покрывают только ежемесячные потребности. Лишних денег нет, соответственно, приобрести, например, приборы контроля или модернизировать старые не представлялось возможным.
С 1 января 2021 года жилищно-коммунальная отрасль страны начала жить по другим правилам — в силу вступила новая система расчетов общедомовых нужд (ОДН). В этой статье рассмотрим, как нововведение отразилось на деятельности управляющих компаний, и какие меры стоит принять, чтобы минимизировать финансовые риски УК, ТСЖ и собственников многоквартирных домов.
Жилищно-коммунальную отрасль России принято называть «черной дырой», в которую улетают миллиардные вложения — деньги собственников и государства. Новые правила расчета ОДН приняты, чтобы посчитать коммунальные ресурсы и распределить затраты в соответствии с реальным потреблением. Однако даже самое благое законодательное начинание часто превращается в сложный и запутанный процесс, вызывающий вопросы со стороны как обычных граждан, так и работников управляющих компаний и ТСЖ.
- Новости ТВИН 01.02.2021
- События недели 29.01.2021
- Десять новых автобусов пополнили автопарк Электрохимического завода
- График вывоза золы нарушают — утверждают жильцы частного сектора
- Администрация обеспокоена участившимися анонимными звонками от работников «Искры»