Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Власти отказались отменить штрафы за невозврат валютной выручки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.
Освобождение от штрафов за валютные нарушения
На основании подписанного закона получили освобождение некоторые юрлица, ИП и физлица от штрафов за нарушение валютного законодательства. В этих целях в ст. 15.25 КоАП включили примечание № 10, в соответствии с которым резидентов полностью освобождают от штрафов за валютные нарушения, если это невыполнение связано с антироссийскими санкциями.
Указанное освобождение относится к таким составам валютных нарушений:
- проведение противозаконных валютных операций;
- нерепатриация денег по экспортным сделкам;
- неисполнение в установленные сроки обязанностей по выполнению или прекращению обязательств по внешнеторговым контрактам;
- нерепатриация денег, которые уплачены нерезидентам за неввезенные в Россию товары, неисполненные работы, неоказанные услуги или за непереданные сведения или результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них.
Валютный контроль в РФ: какими законами регулируется
Под валютный контроль подпадают валютные операции, в том числе денежные расчёты между российскими резидентами и нерезидентами. Операции могут проходить как иностранной валюте, так и в рублях. Расчёты с иностранными компаниями в рублях также подпадают под валютный контроль. Также контролируются операции между нерезидентами на территории РФ в рублях, переводы резидентов между своими счетами и операции между резидентами — в предусмотренных законом случаях. Большую долю операций, подлежащих валютному контролю, составляют сделки по внешнеторговым контрактам.
Справка! Валютные резиденты — граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство, вне зависимости от того, сколько времени они в реальности проводят в России. Организации, созданные в РФ по внутреннему законодательству, а также их филиалы и представительства (в том числе, находящиеся за рубежом), находящиеся за рубежом официальные представительства РФ (в том числе представительства федеральных органов исполнительной власти, дипмиссии, консульства, представительства при международных организациях), вступающие в валютные правоотношения субъекты и муниципальные образования РФ.
Валютный контроль регулируется рядом нормативных актов.
- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
- Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
Уголовная ответственность
Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа денег в иностранной валюте.
Если по контракту резиденту должны были начислить определенные средства, но до расчетного счета они не дошли, суд выносит приговор относительно размера отсутствующей суммы:
Сумма | Штраф | Срок тюремного заключения |
Более 9 млн руб. | 200 000 — 500 000 руб. | До 3 лет (до 4 лет, если в сговоре подозревается группа лиц) либо исправительные работы |
Более 45 млн руб. | До 1 000 000 руб. | До 5 лет |
Статья 193.1 Уголовного кодекса предусматривает штраф 200 000 — 500 000 руб. либо лишение свободы на период до 3 лет за предоставление в банк неверных сведений в процессе перечисления денег на заграничный счет. Если в нарушении участвовала группа лиц, фигурировала особо крупная сумма либо использовалась подставная организация, срок тюремного заключения может быть увеличен до 10 лет, а штраф — до 1 млн руб.
Кто осуществляет валютный контроль?
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
Что делать, если уже нарушил?
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Снижение штрафов за валютные нарушения
Снижение штрафов для участников ВЭД действует с 24 июля 2022 года.
Поправки, внесенные в КоАП РФ, предусматривают:
- уменьшение в 3 раза размера штрафа за незаконные валютные операции резидентов – с 75 – 100 % до 20 – 40 % от суммы незаконной операции либо суммы денежных средств, переведенных с нарушением установленного порядка.
Под незаконными валютными операциями понимаются, в том числе, купля — продажа инвалюты минуя уполномоченные банки, перевод денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа через иностранных поставщиков платежных услуг в случаях, не предусмотренных законодательством;
- снижение в 2 раза снижен штрафа за невозврат экспортной выручки по внешнеторговым договорам, расчеты по которым ведутся в рублях – с 3 – 10 % до 3 – 5 %.
Исключение установлено для договоров на экспорт древесины и лесоматериалов. Для них размер санкций остался прежним – 3 — 10 %.
Цессия при ВЭД допустима
Нередко общество привлекается к ответственности при отсутствии объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Например, административный орган не учитывает такое обстоятельство, как прекращение всех прав и обязанностей импортера в отношении внешнеторгового контракта с момента заключения договора уступки права требования (договора цессии).
Данный договор достаточно часто применяется в практике коммерческих организаций. Рассмотрим некоторые примеры разрешения судами споров, связанных с такими договорами.
В Постановлении от 09.04.2010 N А12-23953/2009 ФАС ПО установил, что компания-импортер заключила с российской компанией договор об уступке права требования, по условиям которого цессионарию переданы права требования, вытекающие из внешнеторгового контракта на тех условиях, в которых они существуют к моменту перехода прав.
По условиям дополнительного соглашения к договору оплата по договору цессионарием должна быть произведена зачетом задолженности цедента перед цессионарием по уплате роялти согласно договору о переводе долга и иных договоров. Оставшуюся задолженность цессионарий перечисляет на расчетный счет цедента до установленного срока.
Изменения в данной области законодательства 2023 года
Пени, штрафы КОСГУ и КВР в 2023
В августе 2023 года произошло ужесточение мер наказания в данной сфере. Нарушение валютного законодательства штрафы 2023 будут выплачиваться в разных ситуациях. Во-первых, была увеличена нижняя ценовая планка за нарушение законодательства – с 10% до 75% от общей суммы сделки. Основным возможным штрафом может стать сумма 500 тысяч рублей*.
Во-вторых, при поступлении валюты (ее проводке и просрочке) в банк необходимо предоставлять информацию о точных сроках ее получения. Если раньше банки пропускали любые операции с валютой, то теперь при нарушении законодательства РФ будет производиться отказ от этих услуг. Обязательным пунктом любой валютной операции станет оформление паспорта сделки, а еще ужесточается наказание (вплоть до лишения свободы) за несвоевременное уведомление об открытии производства физическим лицом или предприятием.
В данном процессе участвуют три стороны. Резидент, нерезидент и банк резидента.
- Заключив внешнеэкономическое соглашение экономический агент должен известить уполномоченный банк о:
- предельном сроке по истечении, которого на расчетный счет резидента поступят деньги от иностранного контрагента в соответствии с условиями, указанными в договоре;
- предельном сроке по истечении, которого нерезидентом будут переданы товары, выполнены работы, оказаны услуги.
- Далее нужно оформить в банке паспорт сделки. Порядок его оформления установлен, утвержденная ЦБ РФ.
- После поступления валютной выручки на счет резидента, он должен принести соответствующую справку в уполномоченный банк для снятия с контроля данной сделки. Сроки предоставления данной справки варьируют в зависимости от вида валютной операции. Они также установлены в вышеназванной Инструкции.
- Если контрагент не выполнил свои обязательства по репатриации, резидент должен обеспечить поступление на свой банковский счет страховых выплат риска репатриации по договору страхования. Только в таком случае обязательства по репатриации будут считаться выполненными резидентом.
- Обязательство по репатриации может перейти к другому лицу (фактору), если ему уступлено право требования исполнения обязательств по заключенному договору. Внимание! При поступлении финансовых средств на счет фактора из-за границы, он обязан известить об этом лицо, уступившее ему право требования в течении 5 рабочих дней.
Ответственность и штрафы
За невыполнение требований валютного законодательства в сфере репатриации установлена следующая ответственность.
Невыполнение обязанности по поступлению валютной выручки на счет резидента по внешнеэкономическому контракту (п. 4.1 ) | Невыполнение обязанности по возврату уплаченной валюты за навезённые товары, оказанные услуги, выполненные работы (п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ) | |
Должностные лица | 4000-5000 руб. | одна стопятидесятая ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата в РФ таких денежных средств и (или) от 3/4 до 1 размера суммы денежных средств, не возвращенных в РФ. |
Юридические лица | 40 000-50 000 руб. |
Институт репатриации валютной выручки играет большую роль в финансовых процессах государства. С одной стороны, он обеспечивает удержание материальных благ в государстве, с другой стороны обеспечивает родину иностранной валютой. Бытует мнение, что данное обязательство ограничивает свободу экономических агентов, заключающие гражданско-правовые соглашения.
Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей
Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.
В данном случае в качестве контрольных моментов:
- тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
- действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).
Порядок обязательной продажи части валютной выручки: подлежит ли он применению
Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:
- Банк в течение 1 дня после даты поступления денег на транзитный счет сообщает клиенту-резиденту об этом. Ему направляется уведомление по установленной форме и выписка со счета, из которой видна сумма поступления.
- Клиент, на счет которого поступили деньги в иностранной валюте, делает распоряжение банку о продаже части валюты, а затем о перечислении денег. То есть рубли, полученные от обязательной продажи, перечисляются на рублевый счет, а оставшаяся иностранная валюта — на валютный счет.
- Одновременно с распоряжением клиент представляет в банк справку, в которой указывается поступившая в иностранной валюте сумма и валютная операция, по которой эта сумма поступила. Ее форма установлена Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления…».
- Банк, получив распоряжение клиента и справку, проверяет правильность суммы, которая подлежит продаже, а если она указана верно, то депонирует ее на специальный счет. Оставшаяся часть валюты в это же время переводится на валютный счет резидента.
- В последующие 2 дня после депонирования банк обязан продать валюту.
Штраф за нарушение требований валютного законодательства
Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Категория административного нарушения |
Наказание |
Ст. КоАП |
Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д. |
Предупреждение или штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием |
П. 4 ст. 15.25 |
От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета На должностное лицо от 20 000 до 30 000 |
||
Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки) |
На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб. или предупреждение |
П. 4.1 ст. 15.25 |
На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или предупреждение |
||
Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом |
1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока или предупреждение |
П. 5 ст. 15.25 |
От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы или предупреждение На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. или предупреждение |
Ответственность за нарушение валютного законодательства
Важно! Разные виды нарушений норм валютного законодательства предусматривают разные меры ответственности. В том случае, если при осуществлении контроля было выявлено несоблюдение требований обращения валюты, информация передается органам валютного контроля или правоохранительным органам. Это зависит от того, какое совершено нарушение.
Виды ответственности за нарушение валютного законодательства | Каким нормативным актом предусмотрена |
Административная ответственность | Предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ |
Уголовная ответственность | Предусмотрена статьями186 УК РФ и 183 УК РФ |
Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности?
Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2019-2020 годах составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.
Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.
Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствие перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции и т. д.
Власти отказались отменить штрафы за невозврат валютной выручки
Как видно из вышеприведенного анализа, исполнение обязанности лица по репатриации экспортной выручки и, соответственно, минимизация рисков привлечения к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ в значительной степени зависят от действий самого резидента не столько после наступления просрочки исполнения, сколько на этапе выбора контрагента, анализа всех обстоятельств и правильной подготовки документов. Под подготовкой документов понимается не только их составление до заключения сделки, но и их адаптация в условиях кризиса.
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
- Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
- Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
- Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
- Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
- Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
- Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
- Последующий, проводимый после завершения сделки.
Регулирование в этой области осуществляют:
- Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты. - Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
- Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
- Любые операции между нерезидентами и резидентами.
- Рублевые сделки между нерезидентами.
- Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма |
Экспорт |
Импорт или кредитование |
---|---|---|
до 200 тыс. руб. |
документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции |
|
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. |
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
от 3 млн руб. до 6 млн руб. |
контракт для регистрации |
|
свыше 6 млн руб. |
контракт для регистрации |
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
Смягчение валютного законодательства в России с 1 января 2021 года
1.1. Возможность избежать штрафа при зачислениях на зарубежный счёт
Устраняется ответственность за зачисление на зарубежный счёт по основаниям, не предусмотренным валютным законодательством (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ), и за неисполнение обязанности репатриации (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ) при выполнении ряда условий из примечания к статье:
- средства зачислены на зарубежный счёт по внешнеторговому договору в установленный срок;
- не позднее 45 дней со дня зачисления на зарубежный счёт денежные средства перечислены на счет в уполномоченном банке (в случае частичного перечисления ответственность не применяется в соответствующей части).
2.1. Введена ответственность за нарушения, связанные со счетами в иных иностранных организациях финансового рынка
С 2020 г. обязанность представления в налоговые органы уведомлений и отчётности распространяется на зарубежные счета (вклады) резидентов не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка.
Рассматриваемый закон вводит ответственность за нарушение этих обязанностей, такую же, как для банковских счетов.
Законом также вводится ответственность за операции по счетам в зарубежных организациях финансового рынка, не допускаемые российским законом. Хотя Банк России разрешил без ограничений все такие операции[2], ФНС России напомнила, что это разрешение не относится к запрещенным операциям между резидентами и не освобождает от репатриации[3]. За запрещённые операции между резидентами и за нарушение правил репатриации и ранее была возможна ответственность. Однако за списание средств, которые зачислены на счета в зарубежных организациях финансового рынка в рамках запрещённых операций между резидентами, становится возможен штраф по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в новой редакции.
Упомянутые выше поправки, устраняющие ответственность, если средства списаны с зарубежного счёта на российский, применяются только к счетам в зарубежных банках, распространять это освобождение на иные организации финансового рынка не стали, – и в этой ситуации изменения тоже не вполне согласованы друг с другом.
2.2. Введена ответственность граждан за нарушение правил репатриации
Закон вводит ответственность для граждан, такую же, как для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в состав, касающийся неполучения выручки и неполучения средств от заёмщика. Это связано с тем, что физические лица обязаны обеспечить репатриацию средств при предоставлении займов нерезидентам. В составе, касающемся возврата предоплаты, граждане по-прежнему не упоминаются.
По информации с сайта Правительства РФ, целью внесения поправок было введение ответственности именно за нерепатриацию по займам[4]. Однако ФНС России высказывала позицию, что физические лица обязаны репатриировать выручку[5]. Поэтому для физических лиц помимо ответственности за непоступление средств от заёмщиков появляется и риск ответственности за нерепатриацию выручки.
Размеры штрафов для физических лиц такие же, как указанные выше сниженные размеры штрафов для организаций и предпринимателей. Однако на граждан не распространяется упомянутый выше конфискационный штраф при нарушении на сумму свыше 100 млн. руб.
2.3. Введена ответственность за необеспечение прекращения обязательств по договорам в рублях, по которым ранее была отменена репатриация
С 2020 года частично или полностью отменена обязанность репатриации по большей части экспортных внешнеторговых договоров, заключенных и исполняемых в рублях. Вместо неё введена обязанность резидентов обеспечить прекращение обязательств по таким внешнеторговым договорам способами, разрешенными законодательством.[6]
Закон предусматривает за неисполнение этой обязанности предупреждение или штраф в размере от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, на должностных лиц – от 20 до 30 тысяч руб. Штраф 5-30% предусмотрен и для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, что прямо указано в законе, тогда как за нарушение обязанности репатриации штрафы для них снижены. Основание этого различия неясно.
Штраф за нарушение новой обязанности, применяемой к договорам в рублях, выше, чем штраф за неисполнение обязанности репатриации, когда она по таким договорам сохраняется (3-10%), и равен штрафу за неисполнение обязанности репатриации в иностранной валюте.
Более того, не предусмотрен пониженный штраф исходя из ключевой ставки Банка России, когда обязанность все же выполнена, хотя и с просрочкой.
В условиях, когда сама обоснованность многих валютных ограничений находится под большим вопросом, смягчение ответственности за ряд нарушений следует поддержать. Однако конструкция норм об ответственности становится все сложнее и запутаннее, а противоречия подходов к схожим нарушениям хотя и не лишают возможности применить закон, но вряд ли могут быть признаны оправданными. Ряд противоречий вызывает сомнения, отражают ли они сознательные цели законодателя или дефекты юридической техники.
Закон, улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).
Принятие рассматриваемого закона даёт большому числу резидентов возможность уменьшения штрафа либо освобождения от административной ответственности.
Что касается новых штрафов, они распространяются на нарушение обязанностей, срок исполнения которых наступит после вступления закона в силу.
- Чтобы сохранить этот материал визбранное, или Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
- Чтобы сохранить этот материал визбранное, или Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»?
Удалить Материал удален из «Избранного»
Экспортеры вывезут по паспорту Андрей Махонин / Ведомости Освободить экспортеров от оформления паспортов сделок в конце апреля предложила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Но бюрократическая нагрузка может снизиться не для всех.
> > Налог-налог 04 сентября 2021 Незаконные валютные операции, совершаемые как физическими, так и юридическими лицами, при их обнаружении приводят к наложению санкций. В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия: приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков; проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством; проведение не предусмотренных валютным законодательством
Госдумой принят в 1 чтении законопроект О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования), разработанный в целях повышения эффективности выявления и пресечения нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Данным законопроектом предусмотрено увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования до двух лет. Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности обусловлено обстоятельствами, которые объективно не позволяют в течение установленного срока давности выявить факт совершения правонарушения и привлечь нарушителя к административной ответственности.
В статье рассмотрим, какие предусмотрены штрафы за нарушение валютного контроля. Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:
- Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок). Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами.
Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает: Гражданско-правовая (аннулирование сделки).
Отвечает Юлия Симбирцева, эксперт в области налогообложения и юридического права.
О мерах ответственности подробно читайте в рекомендации ниже. Привлечение к ответственности возможно только до истечения установленного срока давности – 2-х лет (ч. 1 ст. 4.5 КоАП). Ранее срок давности привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства составлял 1 год, но с 16 апреля 2016 г.
он был увеличен до 2 лет Законом от 05.04.2016 № 89-ФЗ. Обоснование Из рекомендации Станислава Котовича, заместителя директора правового департамента Минфина России Какие валютные операции могут проводить российские организации Репатриация валютной выручки В отношении операций с законодательством установлено требование о валютной выручки. Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить: получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);
В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:
- приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
- проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
- проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.
О том, какие валютные операции бывают, узнайте из статьи «Валютные операции: понятие, виды, классификации».
Кроме того, к валютным нарушениям относят:
- непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
- несдача отчетности (либо нарушение сроков ее сдачи) о проведении валютных операций;
- несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами;
- несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.
Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2019-2020 годах составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.
Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.
Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствие перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции и т. д.
Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.
Что важно знать, работая с валютой, читайте в рубрике «Валютные операции».
Ключевыми актами, регулирующими валютное законодательство, являются Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также соответствующие Письма ЦБ РФ.
Действующее валютное регулирование не просто имеет недостатки, по сути, оно зачастую не отвечает современным реалиям ведения бизнеса. Этот факт признают как предприниматели, так и регуляторы. В связи с чем в последнее время идет активная работа по внесению изменений в валютное законодательство. На данный момент законодателем установлена административная и уголовная ответственность за нарушения требований валютного контроля.
Действующим законодательством предусмотрены следующие штрафы для юридических лиц за правонарушения в сфере валютного контроля:
- При неисполнении обязанности по поступлению денежных средств в рамках исполнения внешнеторгового контракта в установленный срок – ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ – штраф в размере от 75% до 100% от суммы непоступивших денежных средств;
- При нарушении сроков репатриации валютной выручки (обязанности по возврату денежных средств в случае непоставки товара) – ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ – штраф от 75% до 100% от суммы невозвращенной оплаты;
- При неисполнении обязанности по представлению подтверждающих банковских документов, отчетности – ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ – от 40 до 50 тысяч рублей