Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешено ли государственным служащим работать по совместительству?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон налагает прямой запрет на занятия чиновниками коммерческой деятельностью – это зафиксировано в статье 17 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27 июля 2004 года.
Иная деятельность работников прокуратуры
Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Статьей 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008) установлено, что прокурорские работники не вправе, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ:
- совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Исключение составляет преподавательская, научная и иная творческая деятельность, которая при этом не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений.
Уведомление о трудоустройстве муниципального служащего
Статья 64.1 ТК РФ закрепляет за работодателем обязанность при заключении договора с гражданином, состоявшим на государственной службе, оповестить об этом соответствующее служебное учреждение. Однако это касается исключительно бывших госслужащих. На служащих работающих в государственных учреждениях в настоящий момент, эта законодательная норма не распространяется.
Что же касается самого работника, то он обязан перед оформлением на работу по совместительству написать заявление в антикоррупционную комиссию, курирующую его основную деятельность. Заявление пишется на стандартном бланке на имя руководителя государственного учреждения. Чуть ниже в «шапке» указываются ФИО и должность соискателя. Само заявление содержит просьбу о рассмотрении вопроса, связанного с трудоустройством по совместительству. Затем пишутся будущая должность и название организации, где хочет работать соискатель. В самом низу проставляются дата и подпись.
Примечательно, что ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни какой-либо Федеральный Закон не требуют при устройстве на работу по совместительству предъявления документа, подтверждающего согласие на это основного работодателя.
Согласно ст. 14 закона №79-Ф3 «О Государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий может выполнять иную работу, не связанную с его основной деятельностью, только в том случае, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Другими словами, его работа по совместительству не должна сказываться на качестве исполнения им его обязанностей, причем он не имеет права работать по совместительству свыше 4 часов в день.
Важно знать, что вне зависимости от места работы, работник государственного органа, имеющий статус служащего, обязательно должен уведомить своего основного работодателя о своем желании работать по совместительству.
Когда найдена дополнительная работа, госслужащий согласно ч. 2 ст. 14 закона о государственной службе обязан отправить письменный запрос в антикоррупционную комиссию своей организации. В течение нескольких дней комиссия официально дает ответ, проверяя новую работу на наличие конфликта интересов.
Муниципальные служащие также имеют полное право работать по совместительству, однако и здесь не должен иметь место конфликт интересов (ст. 14.1 закона № 25-Ф3).
Как и госслужащий, муниципальный служащий обязан уведомлять своего работодателя о подаче заявления о приеме на работу по совместительству в другую организацию и получить от него разрешение.
Есть ли особенности совместительства медработников? Узнайте тут.
Порядок оформления и работы
Совместительство может быть как внутренним (когда человек работает в своем же учреждении), так и внешним (когда сотрудник нашел работу в другой компании), причем в обоих случаях обязательно оформляется отдельный трудовой договор.
Продолжительность работы по совместительству для госслужащего, как и для гражданских лиц не может превышать 4 часа в день и 20 часов в неделю соответственно.
В трудовом договоре часто также отражается и график работы (обычный режим или смена), а также время, которое он обязан трудиться.
Порядок оформления совместительства включает в себя следующие этапы:
- Написание госслужащим заявления на возможность работать совместителем в конкретном предприятии и передача его на утверждение антикоррупционной комиссии.
- В случае положительного решения — передача копии трудовой книжки на новое предприятие, а также заключение там трудового договора.
- Выполнение работы согласно возложенных обязательств и в тех часовых нормах, которые отводятся на это.
Бланк заявления работника можно скачать тут:
Важно понимать, что на своей второй работе госслужащий пользуется теми льготами и правами, которые предусматриваются для гражданских лиц, в том числе и правом на ежегодный и дополнительный оплачиваемый отпуск.
Согласно российской законодательной системе как государственный, так и муниципальный служащий имеет полное право работать по совместительству, однако об этом он обязан уведомить свое руководство.
В некоторых случаях руководитель может отказать госслужащему трудиться по совместительству, причем оспорить это решение будет проблематично.
Таким образом, в любом случае вопрос совместительства решается в каждом конкретном случае отдельно, в зависимости от обстоятельств и сферы деятельности человека.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область
- Санкт-Петербург и область
- Регионы
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Можно ли поступить на муниципальную службу на условиях совместительства?
Можно ли поступить на муниципальную службу на условиях совместительства или можно уволиться с работы, поступить на муниципальную службу по основному месту работы, а затем снова поступить на прежнюю работу уже на условиях совместительства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возможны оба варианта действий с предварительным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) муниципального служащего, а также если это не повлечет за собой конфликт интересов.
1. Прежде всего отметим, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о муниципальной службе (часть седьмая ст. 11 ТК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», далее — Закон N 25-ФЗ).
Никаких особенностей по вопросу оформления замещения должности муниципальной службы в порядке совместительства Закон N 25-ФЗ не устанавливает. Следовательно, к таким отношениям должны применяться нормы Трудового кодекса РФ.
Для некоторых категорий работников установлены ограничения на работу по внешнему совместительству, например, по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ), муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Законом N 25-ФЗ. Кроме того, ст. 14 Закона N 25-ФЗ установлен перечень запретов, связанных с муниципальной службой. В частности, в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность (пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ).
Статья 20. Совместительство на государственной службе
Статья 20. Совместительство на государственной службе
1. На государственного служащего с его согласия наряду с выполнением обязанностей по своей государственной должности руководителем соответствующего государственного органа или его структурного подразделения, обладающего правом юридического лица, может быть возложено исполнение иных обязанностей по другой государственной должности государственной службы или обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, если это соответствует его образованию и профессиональной подготовке, с оплатой по соглашению между вышеуказанным руководителем и государственным служащим. При этом размер доплаты за совмещение государственных должностей государственной службы или выполнение обязанностей временно отсутствующего государственного служащего устанавливается до 50 процентов должностного оклада по занимаемой государственной должности.
2. Государственный служащий вправе совмещать свою основную работу с другой оплачиваемой деятельностью, разрешенной ему законодательством Российской Федерации. При этом данное совместительство должно осуществляться за пределами рабочими времени на основной работе на государственной службе.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что такое работа по совместительству
Совместительство — это когда у человека помимо основной работы есть дополнительная, и он занимается ей в свободное время. Например, гончар работает с 9 до 18, в это время он лепит посуду на продажу. А после своего основного рабочего дня — с 18 до 20 — он дополнительно ведет кружок по лепке из глины для детей.
Трудоустроиться по совместительству можно как к своему работодателю, так и в другую организацию.
В первом случае это называется внутренним совместительством — тогда сотрудник в нерабочее время подрабатывает на другой должности внутри своей компании.
Во втором — внешнее совместительство, когда работодатели разные.
Закон не ограничивает в количестве работ по совместительству. Если работник успевает, может работать сразу в нескольких местах.
Когда компании подходит работник по совместительству
Работодателю сотрудник по совместительству может понадобиться в разных ситуациях — приведем примеры.
Потребность в работнике есть, но задач на полную ставку для него нет. Например, в магазине цветов посменно работают два продавца. Днем поток клиентов небольшой, и одного продавца достаточно. Но вечером покупателей много, и один сотрудник не справляется. Тогда работодатель нанимает дополнительного продавца, который будет помогать в вечернее время.
Сотрудник внезапно уволился или заболел. Например, в компании работали два курьера, один из них уволился, и ему не успели найти замену. Второй курьер не справлялся в одиночку, и руководитель компании предложил менеджеру по продажам после 18:00 самому развозить заказы клиентам и получать за это доплату.
Нужный сотрудник уже трудоустроен в другой компании. Например, вам нравится, как работает маркетолог, но он уже трудоустроен в другом месте и переходить к вам на постоянную работу не хочет. Зато он согласен выполнять ваши задачи во время, свободное от основной занятости.
Чтобы трудоустроиться по совместительству, не нужно разрешение руководителя с основного места работы. Главное, чтобы вторая работа была в свободное время от основной. Исключение — если совместитель уже работает генеральным директором в другой фирме. Такие работники должны получить согласие участников компании или совета директоров.
Особенности работы по совместительству для муниципальных и госслужащих
Главной особенностью, которой обладает работа по совместительству муниципального служащего, является необходимость письменно уведомить работодателя о намерении устроиться на еще одну или несколько работ. Сделать это нужно заранее.
Работодатель муниципального служащего рассматривает уведомление и оценивает на соответствие закону. Если законодательно устройство работника на дополнительную работу невозможно, служащему предложат отказаться от этой идеи или покинуть службу. Если предполагаемое трудоустройство не противоречит закону, запретить трудиться где-то еще работодатель не вправе.
Совместительство оформляется трудовым договором, в котором прямым текстом указывается, что работник является совместителем.
Совместительство не предполагает того же уровня загруженности: длительность труда в день, когда гражданин был занят еще и на основном месте, на дополнительном месте не должна превышать четырех часов. Отработать на совмещении полный рабочий день можно, только если в этот день работник не был занят на основном месте.
Отпуск совместителям должен предоставляться в те же даты, что и на основном месте.
Какие виды совмещения может быть у муниципального служащего
Согласно указанному нормативно-правовому акту лицо, работающее в данной сфере, имеет право трудиться по совместительству, но с рядом условий и ограничений. Это правило касается и муниципальных служащих, трудовая деятельность которых регулируется ФЗ №25-ФЗ от 02.03.2007г. Согласно ст.
14 ФЗ №79-ФЗ, лица, осуществляющие трудовую деятельность в сфере государственной гражданской службы, имеют право трудоустраиваться на иную работу в свободное от основных обязанностей время. Для этого им необходимо заблаговременно уведомить о таком желании своего нанимателя.
Работодатель имеет право отказать в удовлетворении данной просьбы только в случае, если предполагаемое совместительство может повлечь за собой конфликт интересов.
Под данным понятием подразумевается, что осуществление должностных функций на дополнительном месте работы, станет причиной ухудшения качества исполнения обязанностей на основном.
Совмещение должностей для муниципальных и государственных служащих отдельно законодательством не оговорено, что позволяет нам рассматривать ответ на этот вопрос в свете ст. 60.2 ТК РФ. Согласно регламенту этой статьи выполнение сотрудником дополнительной работы по совмещению допускается с письменного согласия работника в пределах установленного временного режима.
Когда возможно совмещение и совместительство одновременно
Как видно из приведенных выше определений, совмещение и совместительство не являются взаимоисключаемыми понятиями. А значит, возможна следующая ситуация. Работник является совместителем (т.е. выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время как у того же, так и у другого работодателя), и одновременно получает доплату за совмещение (т.е. за выполнение в течение рабочего дня наряду со своими основными обязанностями также дополнительной работы у того же работодателя).
Соответственно, за совместительство человек будет получать заработную плату. Ее размер определяется пропорционально отработанному времени и согласуется сторонами в трудовом договоре о работе по совместительству. А за совмещение — доплату, размер которой работодатель определяет самостоятельно, когда предлагает работнику взять на себя дополнительную нагрузку.
Рассчитывать «сложную» зарплату при разных системах оплаты труда Попробовать бесплатно
Ответственность за невыполнение обязанности уведомлять бывшего нанимателя
Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом № 273-ФЗ.
Под нарушением требований здесь понимается именно отсутствие уведомления бывшего нанимателя.
Как разъясняет Верховный Суд РФ в своем Постановлении от 28.11.2017 № 46, несоблюдение работодателем части 4 статьи 12 Закона № 273-ФЗ в отношении бывшего служащего образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного именно этой статьей КоАП РФ, причем независимо от того, входили ли в должностные обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, а также вне зависимости от размера предусмотренной этим договором заработной платы
К административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ подлежат привлечению должностные лица организации, занимающие должность руководителя или уполномоченные на подписание трудового договора со стороны работодателя, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации.
Совместительство госслужащих с точки зрения трудового законодательства
Законодательство позволяет гражданам выбирать себе любое рабочее место. Не устанавливается ограничений для тех, кто хочет найти ещё одну работу, даже если присутствует другая. Лишь у некоторых категорий сотрудников присутствует такое ограничение. Относятся ли к ним госслужащие и могут ли они работать по совместительству – вот тема настоящей статьи.
Совместительство для госслужащих в законодательстве
№79-ФЗ – документ, где закрепляются все вопросы, связанные с совместительством и работой госслужащих. Согласно данной норме право на использование подобной схемы у представителей государственных учреждений имеется, но с некоторыми дополнительными условиями. Это касается и муниципальных служащих, чья деятельность регулируется №25-ФЗ.
Совмещение государственной службы и преподавательской деятельности
— Статьи — Совмещение государственной службы и преподавательской деятельности
В соответствии со ст. 48 Закона «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит обязательной государственной регистрации. В свою очередь в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 комментируемого Закона государственному служащему предпринимательская деятельность запрещена.
Следовательно, государственный служащий не имеет права заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Таким образом, право на занятие оплачиваемой педагогической деятельностью государственный служащий может реализовать исключительно в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. При этом он не обязан проверять наличие регистрационного свидетельства, лицензии, аккредитации.
За ведение незаконной (неразрешенной) деятельности ответственность несет образовательное учреждение.
Внимание
Кроме того, он должен уведомить о своем желании выполнять иную работу представителя нанимателя (через своего непосредственного руководителя). Такое уведомление должно быть предварительным, т. е. оно должно быть сделано до начала выполнения данной работы.
И хотя данное право реализуется гражданским служащим не в разрешительном, а в уведомительном порядке, представитель нанимателя может, получив такую информацию и оценив намерения гражданского служащего по поводу выполнения им иной оплачиваемой работы, усмотреть в этом конфликт интересов.
В этом случае может возникнуть служебный спор, который рассматривается в порядке, предусмотренном для рассмотрения споров о конфликте интересов.Наконец, следует иметь в виду, что любая дополнительная работа требует и дополнительных усилий от лица, ее выполняющего.
Допускается ли совместительство государственных и муниципальных служащих?
«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2009, N 6
Допускается ли совместительство государственных и муниципальных служащих?
Сотрудники государственной гражданской службы и правоохранительных органов нередко с целью увеличения своего заработка желают устроиться на работу по совместительству. Однако служба в государственных органах носит особый характер, регулируется специальными нормами законодательства и не всегда возможно осуществление дополнительной работы. В представленной статье подробно рассмотрим нормы, устанавливающие возможность и порядок работы по совместительству отдельных государственных служащих.
Иная оплачиваемая деятельность
государственных гражданских служащих
Основной правовой акт, регламентирующий деятельность государственных гражданских служащих, — Закон N 79-ФЗ — не содержит понятия «совместительство», в ст. 14 вместо него употребляется термин «иная оплачиваемая деятельность». В частности, указано, что гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу при одновременном соблюдении следующих условий:
— об этом предварительно уведомляется представитель нанимателя;
— не должно возникнуть конфликта интересов.
———————————
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008).
Работа госслужащего по совместительству
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004 п.17
1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
2) замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации;
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).