Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), детские сады». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Министерство науки и высшего образования РФ выпустило документ, который содержит информацию о функциональных обязанностях воспитателей в детском саду и их компетенций. В него включены данные о трудовых функциях с подробной характеристикой и требования к обучению детей.
Должностные обязанности воспитателя в детском саду по ФГОС
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПиН проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПиН в 2023 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
Должностные инструкции работников ДОУ (детского сада) / Охрана труда и техника безопасности в школе
На странице представлены новые должностные инструкции работников ДОУ (детского сада) по Профстандартам, разработанные в соответствии с ФГОС ДО в 2021 году специалистами нашей организации для дошкольных образовательных учреждений.
Данные должностные инструкции для работников ДОУ с учетом Профстандартов и ФГОС ДО используются работниками детского сада для осуществления качественного образования и воспитания воспитанников дошкольного образовательного учреждения, обеспечения безопасных условий образовательного и воспитательного процесса детей. Должностные инструкции для ДОУ по профстандарту можно купить и скачать.
Все новые должностные инструкции работников детского сада с учетом Профстандартов и ФГОС ДО для удобства распределены на должностные инструкции педагогических работников ДОУ, должностные инструкции обслуживающего персонала ДОУ и должностные инструкции работников пищеблока (кухни).
Представленные как образец новые должностные инструкции для ДОУ (детского сада), разработанные по профстандартам в 2020-2021 годах, содержат 7 необходимых разделов инструкции, правильно и грамотно оформлены, учитывают обновления ФГОС дошкольного образования и ФЗ «Об образовании в РФ».
Новые должностные инструкции педагогов ДОУ в 2021 году включают в себя должностную инструкцию воспитателя детского сада по Профстандарту 01.001 «Педагог», педагога-психолога детского сада по Профстандарту 01.
002 «Педагог-психолог», педагога дополнительного образования по Профстандарту 01.003 «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», 01.005 «Специалист в области воспитания».
Добавлены должностные инструкции контрактного управляющего и заведующего ДОУ.
Должностные инструкции сотрудников ДОО
# Документ Подпись Ссылка
1. | Должностная инструкция заместителя заведующего по безопасности 53,50 Кбайт / doc | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
2. | Должностная инструкция воспитателя 42,53 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
3. | Должностная инструкция дворника 35,91 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
4. | Должностная инструкция музыкального руководителя 37,94 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
5. | Должностная инструкция инструктора по физической культуре 38,21 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
6. | Должностная инструкция старшего воспитателя 38,24 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
7. | Должностная инструкция заведующего ДОУ 41,61 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
8. | Должностная инструкция заведующего хозяйством 38,93 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
9. | Должностная инструкция повара 39,50 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
10. | Должностная инструкция сторожа 35,70 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
11. | Должностная инструкция кастелянши 37,47 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
12. | Должностная инструкция младшего воспитателя 35,89 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
13. | Должностная инструкция уборщика служебных помещений 36,52 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
14. | Должностная инструкция кухонного работника 36,33 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
15. | Должностная инструкция кладовщика 37,28 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
16. | Должностная инструкция машиниста по стирке белья 37,26 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
17. | Должностная инструкция ответственного за комплексное обслуживание 36,08 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
18. | Должностная инструкция делопроизводителя 38,73 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
19. | Должностная инструкция старшего повара 40,93 Кбайт / pdf | ЭЦП close
подписать снять подпись |
скачать |
Какие функции младшего сотрудника ДОУ?
Что входит в обязанности младшего воспитателя? Младший воспитатель относится к учебно-вспомогательному персоналу. Не стоит путать её с помощником воспитателя, няней.
В обязанности няни входит поддержание чистоты в помещении, дезинфекция посуды и получение питания с пищеблока учреждения. В то время, когда обязанности младшего педагога шире:
- Оказание помощи воспитателю в планировании и проведении мероприятий, кормлении детей и подготовки их ко сну и прогулке.
- Создание комфортных условий для социальной адаптации дошкольников.
- Контроль за детьми во время тихого часа.
- Организация соблюдения детьми правил детского сада.
- Контроль уборки помещения и проветриваний согласно графику.
Формирование компетенции
При обучении в среднем или высшем учебном заведении будущий специалист получает только базовые профессиональные сведения. Это – основа, на которой строится будущая работа воспитателя и педагога. Современные требования и реалии таковы, что нельзя научиться всему и сразу, тем более в столь сложной сфере деятельности, как педагогика.
Системы обучения и реалии жизни в наши дни разительно отличаются от тех принципов, которые применялись совсем недавно, еще какие-то 5 – 10 лет назад. Мало того, к методике, стилю и направлению преподавания и воспитания постоянно предъявляются новые условия, разрабатываются свежие, передовые методики, поэтому ни о какой статичности говорить не приходится.
В связи с этим изменяется и уровень компетентности педагога. Для того, чтобы поддерживать ее на высоте, воспитателю приходится постоянно совершенствовать свое мастерство. Повышение компетенции воспитателя достигается следующими способами:
- Самообразование. В наши дни это самое главное и основное направление, способствующее росту педагогических компетенций воспитателя.
- Курсы повышения квалификации.
- Экспериментально-исследовательская деятельность.
- Освоение свежих педагогических разработок.
- Инновационная образовательная и воспитательная деятельность.
- Обобщение собственных педагогических достижений и работ коллег по профессии.
- Умение получать полезную информацию из различных источников.
- Активное участие в методической работе, принятие участия в конкурсах, мастер-классах, иных состязаниях.
В основополагающих источниках особое внимание уделяется самообразованию педагогического состава. Именно это является способом успешного прогрессирования педагога, а также развитием профессиональных компетенций воспитателя ДОУ.
Основой самообразования по-прежнему является печатная информация. В книгах и брошюрах содержится огромный объем полезной информации. Альтернативой может быть интернет, в котором имеется большое количество сайтов, на которых имеются самые свежие данные по интересующим педагога вопросам.
Также способом расширения и увеличения компетенции служат контакты с коллегами, следование их передовому опыту, прохождение мастер-классов, работа с методистом ДОУ. Но наиболее важным нюансом в профессиональном прогрессе любого педагога является его личное желание развиваться в своей сфере деятельности. Без этого не помогут никакие документы и требования к уровню компетенции воспитателя.
Медицинская сестра несет ответственность:
- за правильное хранение лекарственных средств, расходных материалов и изделий медицинского назначения;
- за обеспечение медицинского кабинета всеми необходимыми медикаментами и расходными материалами;
- за качество исполнения своих обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;
- за здоровье и жизнь детей, которые находятся в детском саду (естественно, на время пребывания воспитанников в ДДУ);
- за правильную утилизацию медицинских отходов в соответствии с классами их опасности;
- за сохранность и правильность заполнения медицинской документации;
- за санитарную обстановку в детском саду.
Руководитель детского сада: структура инструкции
Официальный документ, который именуется как должностная инструкция, верно определяет и контролирует обязанности работника, а также регламентирует его права и сферу ответственности. Также в данный документ входят требования к кандидату на должность: уровень опыта, наличие подходящего образования.
Все образовательные организации и детсады сюда входят также, которые ведут трудовую деятельность на основании инструкций – обязаны быть подготовлены данные на каждого работника. Так вот, должностная инструкция заведующего детским садом – основной документ. И хотя закон не предусматривает определенный шаблон данной бумаги-справки, он спустя время выработался сам. Образец следующий:
- В первую страницу документа, как правило, вносят общие данные о должности и пожелание об опыте работы и уровне образования потенциального соискателя профессии.
- Обязанности, которые должен соблюдать руководитель детсада.
- В инструкции указываются права работника.
Кроме того, в документе перечислены и расшифрованы все виды ответственности заведующего.
Кто имеет право занимать эту должность?
Как стать заведующим детским садом? Руководитель такого уровня должен обладать рядом качеств и соответствовать квалификационным требованиям. Образование заведующей детским садом должно быть высшее в экономике, педагогике или в управлении. Опыт работы в области педагогики должен быть не менее 5 лет. Иногда заведующий одновременно осуществляет и педагогическую деятельность. В этом случае трудящемуся необходимо соответствовать профстандартам для работников педагогической сферы.
Законодательством предусмотрены группы лиц, которые не имеют право занимать данную должность. К ним относятся люди, которые имели судимость, страдающие определенными заболеваниями и т.д. В должностной инструкции заведующего детским садом необходимо описать эти ограничения. Данный сотрудник должен обладать знаниями перечня необходимых нормативных актов, законов, устава детсада.
Сон в детском саду — отдельная тема. Многие родители переживают, соблюдены ли правила отдыха в дошкольном учреждении, которое посещает их малыш.
Следует отметить, что родители имеют право посмотреть, в каких условиях учится и отдыхает ребенок. Если есть желание, можно войти в спальню и другие помещения.
Детей с чутким сном, а также тех, кто засыпает дольше, готовить ко сну принято в первую очередь. Будят таких малышей последними. Если в группе присутствуют дети разного возраста, то старших воспитанников принято поднимать раньше.
Во время дневного сна в спальне обязательно должен присутствовать кто-то из персонала. Оставлять детей одних нельзя.
Характеристика воспитателя
Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять малыша, помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув стены детсада.
Воспитатель по закону работает 36 часов в неделю. Рабочий день воспитателя начинает с 7 часов утра и длится семь с лишним часов. По факту появляется воспитатель в саду ближе к 8, когда родители начинают приводить детей. Затем на смену должен прийти другой воспитатель. Иногда случается, что одному человеку приходится работать и по 12 часов в день. Например, если другой работник заболел или находится в отпуске.
Все время воспитательница проводит в движении – играет с малышами, проводится разнообразные занятия. В младшей группе такие занятия длятся 7-10 минут, у старших — уже до 30 минут. На подготовку к каждому занятию нужно время, которого порой не хватает, ведь оставлять малышей одних нельзя.
На словах должностные обязанности воспитателя детского сада выглядят простыми и понятными. Совсем иная картина вырисовывается при возникновении спорных вопросов, которые нередко возникают между родителями и персоналом сада.
Родители часто жалуются на форумах, что ребенку уделяется слишком мало внимания, его заставляют есть либо не следят за чистотой рук. В подобных ситуациях советуется учитывать, что в группе находится больше десятка малышей, и уследить за каждым поминутно не сможет ни один воспитатель.
Поэтому если неприятная ситуация случилась единожды, жаловаться нет необходимости. При систематическом повторении казуса родителям рекомендуется побеседовать с педагогом в виде просьбы. В большинстве случаев педагог принимает комментарии родителей с пониманием и следит за воспитанником в соответствии с вашими пожеланиями.
В случае если проблема выходит за рамки немытых рук, разбираться необходимо на уровне администрации. Если во время нахождения в детском саду ребенку была нанесена травма либо моральный ущерб, это необходимо засвидетельствовать, к примеру, вызвав «Скорую помощь». Только в таком случае родители смогут получить компенсацию от дошкольного учреждения. Администрация в таком случае будет разбираться с педагогом.
При получении ребенком морального ущерба, обращаться следует к заведующей детским садом. Заявление должно быть в письменном виде и полностью описывать ситуацию в корректной форме.
Прежде чем жаловаться на воспитателя детского сада, примите во внимание огромный объем работ, который проделывает этот человек ежедневно. Вместо того чтобы упрекать персонал в отсутствии внимания к ребенку, учите малыша заводить дружбу со сверстниками, а если ваша кроха возвращается в вывернутых наизнанку носочках, учите чадо одеваться самостоятельно. Большинство возникающих проблем можно решить мирным путем, ведь педагоги в большинстве своем тоже родители.
Общий список обязанностей воспитателя
Работа воспитателя сложна и очень ответственна. От того, насколько этот человек будет образован, грамотен и лоялен к детям, зависит не только физическое здоровье, но и психологическое благополучие малышей. Поскольку в сад ребенок может попасть в самом младшем возрасте, например, в ясельную группу, от воспитателей в значительной степени зависит, каким человеком он вырастет. Связано это с тем, что сотрудники детских садов работают с малышами до семилетнего возраста, а именно в этот период закладываются основные знания, умения и характер ребенка, его наклонности, манера поведения, стремления к учебе и дальнейшему развитию.
Именно поэтому к воспитателю предъявляются очень серьезные требования. Он должен быть воспитанным, грамотным, чистоплотным, не иметь вредных привычек, обладать хорошо поставленным приятным голосом, уметь быстро и правильно реагировать на стремительно изменяющуюся ситуацию в группе. Ему предстоит работать с детьми, каждый из которых имеет собственный характер, манеру общения, наклонности и дарования. С каждым из малышей педагогическому работнику придется найти общий язык, «достучаться» до замкнутого малыша, охладить пыл реактивного ребенка, суметь наладить доброжелательные отношения внутри группы, а также связи между разновозрастными группами детей.
Кроме непосредственных контактов с малышами, воспитателю предстоит сотрудничать с педагогическим коллективом и работать в тесных отношениях с родителями воспитанников. От него потребуется корректность, умение четко донести свою мысль, грамотная речь, а также соблюдение субординации.
В зависимости от уровня квалификации и занимаемой должности воспитатель должен заниматься как образовательными и воспитательными занятиями, так и развивать у детей навыки общения, творческие наклонности и таланты, следить за состоянием их здоровья, чистотой и порядком в помещении группы, обеспечивать условия для полноценного дневного (и ночного в круглосуточных садах) сна и отдыха. При необходимости воспитатель может накормить маленького ребенка, научить его делать это самостоятельно, если он не обучен дома родителями, а также помочь малышу справиться со сложными блюдами.
К педагогическому составу детского сада предъявляются и высокие требования по проведению образовательной работы, четкому соблюдению сетки занятий и получению высоких результатов. Дети в каждой группе должны соответствовать уровню развития по своему возрасту и без проблем выполнять те нормативы, которые считаются нормой для данного возрастного периода.
Кроме воспитания и образования педагогические работники занимаются организацией и проведением досуга малышей. Это касается не только ежедневных обязательных прогулок, но и праздников, дней рождений воспитанников, торжественных событий. В детском саду малыши учатся петь, танцевать, рисовать, лепить, заниматься иными видами прикладного творчества.
Все свои наработки и преимущества, полученные от их внедрения, достижения детской группы и отдельных воспитанников обязательно фиксируются, документальные свидетельства собираются и сохраняются. Они понадобятся воспитателю для прохождения аттестации на подтверждение занимаемой должности или для получения более высокого квалификационного уровня.
Должностные обязанности воспитателя логопедической группы детского сада
Работа с детьми, имеющими патологии речи, особенно сложна и очень ответственна, поэтому специалист, работающий с такой категорией воспитанников, должен четко представлять, что именно входит в его обязанности.
Кроме выполнения непосредственных действий, входящих в круг обязанностей любого воспитателя, при работе в логопедической группе он должен являть собой пример правильной, четкой и связной речи, потому что малыши всегда ориентируются на пример взрослых.
Воспитатель находится в тесном сотрудничестве с логопедом, выполняет специальную программу по развитию и совершенствованию речевых навыков воспитанников, закрепляет материал, полученный детьми на логопедических занятиях.
Работа воспитателя детского сада сложна, но это очень благородное занятие, ведь нет ничего выше, чем воспитывать подрастающее поколение.