- Наследование

При подготовке проекта бюджета на 2023 год учтите новый порядок применения КБК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «При подготовке проекта бюджета на 2023 год учтите новый порядок применения КБК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо НИОКР в вид расходов 241 «Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» дополнительно включили расходы по технологическим работам. Это связано с тем, что с 2021 года действует стандарт на нематериальные активы. Минфин в этом стандарте разделил понятия научно-исследовательских работ, а также опытно-конструкторских и технологических работ. Для этого бюджетную классификацию и бухгалтерский учет привели в соответствие под новые формулировки стандарта.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2022 год

Уточнили код вида расходов 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, и лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий». Сюда включили возмещение и компенсацию членам общественных палат регионов и муниципальных образований. Это актуально для субъектов РФ, муниципальных образований и органов власти. Это важное уточнение, которого раньше не было.

Появился новый вид КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования РФ расходов». Для чего он будет использоваться? Это доходы от возмещения расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма, на санаторно-курортное лечение работников, которые заняты на вредных и опасных работах. Код нужен для того, чтобы отдельно фиксировать поступления от Фонда социального страхования, которые идут в качестве внереализационных доходов от возмещения предупредительных мира. То есть применение данного кода — это более мелкая детализация восстановления ранее перечисленных денежных средств и идентификации их в качестве внереализационных доходов.

  • Скачайте шпаргалку-презентацию по всем изменениям КВР и КОСГУ с 2021 года.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • КВР и КОСГУ с 2021 года 1.6 МБ

Обоснование вывода:
Перечень командировочных расходов, подлежащих возмещению, определен статьей 168 ТК РФ, а также пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2021 N 749 (далее — Положение N 749).
Одним из видов возмещаемых расходов являются расходы по проезду (в рассматриваемом случае — это авиаперелет) к месту командировки и обратно. Учитывая, что проездные билеты, как правило, приобретаются заранее, на практике допустимо возникновение хозяйственных ситуаций, требующих или возврата ранее купленных билетов (например, командировка была отменена), или внесения изменений в дату и (или) время вылета (например, изменение сроков командировки). За выполнение таких операций, в зависимости от тарифной политики компании-перевозчика, может взиматься:
— неустойка за возврат билета, то есть за прекращение действия договора воздушной перевозки*(1) по инициативе пассажира (п. 97 приказа Минтранса РФ от 25.09.2021 N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации»);
— дополнительная плата за выполнение операций (транзакций) по переоформлению проездного билета на другую дату или время (п. 112 приказа Минтранса РФ от 25.09.2021 N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации»).
Эти расходы за переоформление авиабилета не поименованы в статье 168 ТК РФ или пункте 11 Положения N 749. Однако указанными документами предусмотрена возможность возмещения работодателем иных расходов работника во время командировки. Учитывая, что список таких расходов на законодательном уровне не определен, бюджетное учреждение имеет право своим локальным актом (например, Коллективным договором или Положением о командировочных расходах) предусмотреть дополнительные виды возмещаемых расходов в командировках, их предельные суммы, документальное подтверждение необходимости и осуществления таких расходов, источник их возмещения*(2).
Основными условиями, которые должны выполняться в обязательном порядке для принятия к возмещению иных расходов, являются:
— наличие разрешения или иного подтверждения согласия работодателя на осуществление таких расходов. Например, это может быть оформленная служебная записка или норма локального акта учреждения, на основании которых работнику предоставлялось право вносить изменения в дату и (или) время вылета из командировки, а также внесенные изменения в приказ о командировании;
— наличие целевого характера расхода и эффективного использования денежных средств учреждения. Например, сравнение стоимости процедуры переоформления обратного билета на другое время вылета (оплата штрафных санкций) и возможной стоимости вновь приобретаемого билета на нужную дату и время.
В рассматриваемом случае работник*(3) бюджетного учреждения произвел обмен билета в связи с продлением срока командировки. Необходимость в переносе времени вылета возникла не по вине работника (например, опоздание на рейс), а во исполнение командировочного задания — увеличение временного интервала совещания, на которое работник был направлен. При этом неустойка в виде штрафа за переоформление была предъявлена не учреждению, а работнику — пассажиру, принявшему решение об обмене авиабилета. По нашему мнению, такую хозяйственную операцию следует рассматривать как иные расходы работника во время командировки, возмещение которых производится на основании документов, предусмотренных локальным актом бюджетного учреждения.
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации организации государственного сектора применяют положения:
— приказа Минфина России от 08.06.2021 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — Порядок N 132н) в части кодов бюджетной классификации, в том числе кодов видов расходов (далее — КВР);
— приказа Минфина России от 29.11.2021 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н) в части определения кода классификации операции сектора государственного управления (далее — КОСГУ).
Согласно п. 51.1.1.2 Порядка N 132н расходы на осуществление работодателем в соответствии с законодательством РФ выплат в пользу работников, не относящихся к заработной плате пособий, компенсаций и иных дополнительных выплат, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом получателей, отражаются по элементу видов расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда».
Возмещение работникам всех расходов, в том числе и иных, связанных со служебными командировками (за исключением суточных), относится на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (абзацы 65-68 п. 10.2.6 Порядка N 209н).

————————————————————————-
*(1) Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (п. 2 статьи 786 ГК РФ).
*(2) Указания на необходимость определения прочих расходов в локальных актах учреждения содержатся в письмах Минфина России, например, от 04.09.2021 N 02-05-10/62979 и от 30.11.2021 N 02-05-10/70981.
*(3) При этом следует понимать, что руководитель в случае направления в командировку выступает в качестве «работника» учреждения, а не в качестве «работодателя». Это следует из понятия «работодателя», раскрываемого в ст. 20 ТК РФ.

2) Выясните условия обмена билета и проверьте, стоит ли игра свеч. За обмен билета могут взять сбор, а также доплату, если вы меняете билет на более дорогой. Разрешат ли «понизить» тариф и компенсируют ли разницу, если новые билеты будут дешевле, зависит от авиакомпании.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что работодатель обязан возместить своему работнику указанную сумму удержанной комиссии, если возврат билета и, соответственно, уплата данной неустойки были вызваны уважительными причинами, а не виновными действиями самого работника. К таким причинам можно отнести изменение (перенесение) сроков командировки, ее отмену, временную нетрудоспособность работника и т. п.

  • начисление штрафа – дебет 0 401 20 29Х, кредит – 0 303 05 730;
  • оплата штрафа – дебет 0 303 05 830, кредит – 0 201 11 610;
  • компенсация за временное удержание зарплаты – дебет 0 109 ХХ 296 (или 0 401 20 296), кредит – 0 302 96 730;
  • начисление санкции за загрязнение – дебет 0 401 20 291, кредит 0 303 05 730;
  • штраф за загрязнение погашается – дебет 0 303 05 830, кредит – 0 201 11 610.

Шифры – практичный способ систематизировать назначения платежей. В бухгалтерской практике используются коды вида расходов, сокращенно КВР, которые направляют выплаты в нужное направление государственного бюджета. Один из таких шифров имеет номерное обозначение 853. В нашей сегодняшней статье будет расшифровка этого понятия.

Согласно Указаниям N 65н отражение расходов, связанных с командированием работников государственных внебюджетных фондов в виде компенсации понесенных ими за счет собственных средств расходов, осуществляется по виду расходов 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда». При этом применение КОСГУ 290 «Прочие расходы» с увязкой вида расходов 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» не предусмотрено Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления. Отметим, что согласно Приложению 5 к Указаниям N 65н применение аналогичных видов расходов, которыми предусмотрены иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда, таких как 112, 122, 134, допускается с одновременным применением КОСГУ 290 «Прочие расходы».

Применять единые виды расходов в 2021 году необходимо с учетом положений подраздела 4.4. раздела 4 «Особенности отражения бюджетных ассигнований по кодам бюджетной классификации» Методических указаний, доведенных письмом Минфина России от 11.07.2021 N 16-01-08/26933 (далее — Методические указания).

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Работник организации был направлен в командировку, для чего организация в безналичном порядке приобрела от своего имени для работника авиабилет (в документарной форме), провозная плата по которому составила 8496 руб. (в том числе НДС 1296 руб.). Однако срок командировки был изменен, в результате чего авиабилет был сдан подотчетным лицом менее чем за 24 часа до рейса. Перевозчиком при возврате провозной платы удержана неустойка (25%), в результате чего было возвращено 6372 руб.

Закупка билетов учреждениями обычно связана с командировкой сотрудников, оплатой их проезда к месту проведения отпуска, проезда к месту санаторно-курортного лечения. Учреждение может приобретать их самостоятельно, а затем выдавать работникам либо компенсировать работникам затраты на их приобретение. Иногда возникают ситуации, когда сотруднику учреждения бил��т необходимо поменять или вернуть. При этом перевозчик осуществляет возврат денежных средств, уплаченных за билеты, частично или целиком.
При приобретении и при возврате билетов необходимо учитывать требования закупочного законодательства, а также правильно классифицировать уплаченные суммы и возвраты денежных средств перевозчиками по кодам бюджетной классификации РФ.

Для отражения расчетов с работниками при выдаче им под отчет денежных документов используется счет 71. Выдача авиабилета работнику для его возврата перевозчику может отражаться записью по кредиту счета 50, субсчет 50-3, в корреспонденции с дебетом счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, форма которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. п. 1, 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ).

В данном случае был приобретен авиабилет (форма которого утверждена Приказом Минтранса России от 29.01.2008 N 15 «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации»).

Читайте также:  Что делать при эвакуации автомобиля

Налоговый штраф накладывается на организацию за задолженность по налогам, административный – за нарушения в бухгалтерской учетной деятельности. Каждый работник, которому задержали оплату труда, имеет право на компенсацию, которая также осуществляется по КВР 853.

Расходы органа власти по предоставлению грантов в форме субсидий отражаются КВР (Письмо Минфина России от 26 марта 2020 г. № 09-04-11/26403, Письмо Минфина России от 30 апреля 2020 г. № 02-05-11/35489):

Юридическим лицам, кроме некоммерческих организаций:

  • 812 «Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, подлежащие казначейскому сопровождению»;
  • 813 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению.

Юридическим лицам – некоммерческим организациям и учреждениям:

  • 613 «Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям»;
  • 623 «Гранты в форме субсидии автономным учреждениям»;
  • 632 «Субсидии (гранты в форме субсидий), подлежащие казначейскому сопровождению»;
  • 633 «Субсидии (гранты в форме субсидий), не подлежащие казначейскому сопровождению».

Отнесение расходов бюджетов к сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере.

Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, находятся в компетенции Минкомсвязи России.

В соответствии с приказом Минкомсвязи России расходы, относящиеся к сфере ИКТ и подлежащие отражению по виду расходов 242, должны быть включены в План информатизации соответствующего ведомства.

В целях правильного отражения расходов на приобретение товаров, работ, услуг в рамках мероприятий по защите информации следует применять КВР 242, либо КВР 244, исходя из разъяснений Минкомсвязи России о принадлежности мероприятий к сфере ИКТ (Письмо Минфина России от 22 мая 2020 г. № 02-05-10/43893, Письмо Минфина России от 22 июля 2020 г. № 02-05-12/65146). Если по заключению Минкомсвязи России такие расходы не относятся к сфере ИКТ, т.е. не связаны с информатизацией государственного органа, их следует отразить по ВР 244.

Расходы, связанные с разработкой проектно-сметной документации, а также последующим монтажом пожарной (охранной) сигнализации, следует отразить по виду расходов 244 в случае, если, в соответствии с условиями договора исполнитель проводит одно или несколько из ниженазванных направлений работ (Письмо Минфина России от 29 мая 2020 г. № 02-09-07/47639, Письмо Минфина России от 9 июня 2020 г. № 02-07-10/50244):

  • демонтаж сигнализации, выведенной из эксплуатации,
  • закупку необходимого для монтажа новой пожарной сигнализации оборудования, расходных материалов,
  • осуществление монтажных работ.
  • При осуществлении указанных работ в составе капвложений в объекты капстроительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации или технического перевооружения расходы на их оплату подлежат отражению по КВР группы 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности».
  • Если расходы на оплату работ по монтажу пожарной сигнализации, предусмотрены сметой на капитальный ремонт объекта, их следует отразить по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
  • Когда расходы по установке системы пожаротушения в целях реализации требований пожарной безопасности не формируют капитальные вложения, такие расходы следует относить к расходам текущего финансового года и отражать по КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги».

Расходы учреждения на выплату компенсации, предусмотренной ст. 279 Трудового кодекса в случае прекращения трудового договора с руководителем учреждения по решению органа-учредителя, следует отразить по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда».

Сервисный сбор. Особенности учета.

Распространенным заблуждением при учете оплаченного сервисного сбора является отнесение выплаты комиссионного вознаграждения фирме – посреднику к командировочным расходам. Сервисный сбор за продажу билетов в перечне расходов на командировки согласно ст. 264 п.1 пп. 12 НК РФ не указан.

Сервисный (комиссионный) сбор фирмы-посредника, не включенный в тариф на перевозку, признается для целей исчисления налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 3 п.1 ст.264 НК РФ). Сумма сбора списывается в расходы не после окончания командировки, а в момент покупки билета.

Пример: ООО «Техносервис» приобрело билет у посредника 24.01.19 за безналичный расчет.

Дата операции Дебет Кредит
24.01. Оплачена стоимость и сервисный сбор с расчетного счета 60 51
24.01. Получена маршрутная квитанция в электронном виде 50.3 60
24.01. Отражена стоимость услуги посредника 26 60

Стоимость оказания услуг по воздушным перевозкам, включая стоимость сервисных услуг, облагается НДС по ставке 10 % (ст. 164 НК п.2 пп.6) до 31 декабря 2020 года. Услуги и комиссии, не связанные напрямую с авиаперевозкой облагаются НДС по ставке 20 % .

К вычету принимается сумма НДС, выделенная авиаперевозчиком в бумажном авиабилете или маршрутной квитанции электронного билета, счет-фактура не требуется (письмо Министерства финансов № 03-07-07/36077). Отражается вычет не во время поступления билетов, а только после оформления авансового отчета.

Билеты, купленные у иностранных компаний-перевозчиков

Иностранные компании действуют похожим образом, и сумма комиссии за возврат может быть весьма незначительной. Но все же не стоит быстро пролистывать условия соглашения и спешить ставить «галочку» в знак своего согласия. Некоторые разделы заслуживают особого внимания, поэтому с ними нужно ознакомиться заранее, чтобы не поставить себя в неловкую ситуацию.

Заграничные рейсы действуют на индивидуальных условиях. Сумма штрафа может варьироваться от 40 до 300 €. Какие-то компании вовсе не придерживаются политики применения штрафов.

При работе с оформлением билета на сайте зарубежной компании могут возникнуть языковые сложности. Поэтому понимание значения информации, указанной на билете, позволит не остаться в неведении о его виде и последующих возможностях. Знание следующих терминов может послужить полезным подспорьем:

  • Refundable — подлежит возврату.
  • Non — refundable — не подлежит возврату.
  • Non — refundable in case of no — show — не подлежит возврату в случае неявки пассажира.
  • Charge, fees apply — подлежит обмену, но услуга платная.
  • Charge 100 € — комиссионный сбор составляет 100 €.

Штраф за возврат авиабилета квр 2022

Обоснование вывода:
Перечень командировочных расходов, подлежащих возмещению, определен статьей 168 ТК РФ, а также пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2022 N 749 (далее — Положение N 749).
Одним из видов возмещаемых расходов являются расходы по проезду (в рассматриваемом случае — это авиаперелет) к месту командировки и обратно. Учитывая, что проездные билеты, как правило, приобретаются заранее, на практике допустимо возникновение хозяйственных ситуаций, требующих или возврата ранее купленных билетов (например, командировка была отменена), или внесения изменений в дату и (или) время вылета (например, изменение сроков командировки). За выполнение таких операций, в зависимости от тарифной политики компании-перевозчика, может взиматься:
— неустойка за возврат билета, то есть за прекращение действия договора воздушной перевозки*(1) по инициативе пассажира (п. 97 приказа Минтранса РФ от 25.09.2022 N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации»);
— дополнительная плата за выполнение операций (транзакций) по переоформлению проездного билета на другую дату или время (п. 112 приказа Минтранса РФ от 25.09.2022 N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации»).
Эти расходы за переоформление авиабилета не поименованы в статье 168 ТК РФ или пункте 11 Положения N 749. Однако указанными документами предусмотрена возможность возмещения работодателем иных расходов работника во время командировки. Учитывая, что список таких расходов на законодательном уровне не определен, бюджетное учреждение имеет право своим локальным актом (например, Коллективным договором или Положением о командировочных расходах) предусмотреть дополнительные виды возмещаемых расходов в командировках, их предельные суммы, документальное подтверждение необходимости и осуществления таких расходов, источник их возмещения*(2).
Основными условиями, которые должны выполняться в обязательном порядке для принятия к возмещению иных расходов, являются:
— наличие разрешения или иного подтверждения согласия работодателя на осуществление таких расходов. Например, это может быть оформленная служебная записка или норма локального акта учреждения, на основании которых работнику предоставлялось право вносить изменения в дату и (или) время вылета из командировки, а также внесенные изменения в приказ о командировании;
— наличие целевого характера расхода и эффективного использования денежных средств учреждения. Например, сравнение стоимости процедуры переоформления обратного билета на другое время вылета (оплата штрафных санкций) и возможной стоимости вновь приобретаемого билета на нужную дату и время.
В рассматриваемом случае работник*(3) бюджетного учреждения произвел обмен билета в связи с продлением срока командировки. Необходимость в переносе времени вылета возникла не по вине работника (например, опоздание на рейс), а во исполнение командировочного задания — увеличение временного интервала совещания, на которое работник был направлен. При этом неустойка в виде штрафа за переоформление была предъявлена не учреждению, а работнику — пассажиру, принявшему решение об обмене авиабилета. По нашему мнению, такую хозяйственную операцию следует рассматривать как иные расходы работника во время командировки, возмещение которых производится на основании документов, предусмотренных локальным актом бюджетного учреждения.
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации организации государственного сектора применяют положения:
— приказа Минфина России от 08.06.2022 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — Порядок N 132н) в части кодов бюджетной классификации, в том числе кодов видов расходов (далее — КВР);
— приказа Минфина России от 29.11.2022 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н) в части определения кода классификации операции сектора государственного управления (далее — КОСГУ).
Согласно п. 51.1.1.2 Порядка N 132н расходы на осуществление работодателем в соответствии с законодательством РФ выплат в пользу работников, не относящихся к заработной плате пособий, компенсаций и иных дополнительных выплат, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом получателей, отражаются по элементу видов расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда».
Возмещение работникам всех расходов, в том числе и иных, связанных со служебными командировками (за исключением суточных), относится на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (абзацы 65-68 п. 10.2.6 Порядка N 209н).

Основные изменения в КВР и КОСГУ с 2022 года: применяем с учетом новшеств

Минфин России скорректировал также и положения Порядка N 209н. Внимание! Не все нововведения касаются 2022 года. Ряд изменений уже надо применять в 2021 году.

Так, с 20.11.2021 расширено описание подстатьи 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ. Данная подстатья пополнилась следующим. Теперь на подстатью 273 КОСГУ относятся еще и операции по выбытию денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач и хищений денежных средств, а также отзыва лицензии у банка. Кроме того, на указанную выше подстатью КОСГУ должно зачисляться поступление денежных средств в качестве возмещения по таким требованиям.

С 2022 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.

Существующие на сегодняшний день подстатьи 251, 252 и 253 КОСГУ изменят свое название и будут использоваться для безвозмездных перечислений текущего характера. А вот для отражения безвозмездных перечислений капитального характера добавляются 3 новые подстатьи КОСГУ:

  • 254 «Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 255 «Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
  • 256 «Перечисления капитального характера международным организациям».
Читайте также:  Как оплачивается и оформляется декретный отпуск

Таким образом, уважаемые бухгалтеры, во избежание ошибок будьте внимательны при планировании расходов на 2022 год!

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

  • запчасти для ремонта машин и оборудования;
  • спецоборудование для НИОКР;
  • семена, удобрения, посадочные материалы;
  • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
  • материальные запасы специального назначения и др.

Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

Поскольку код вида расходов — более крупная группировка, чем кодификатор операций сектора госуправления, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия.

Вид расходов

КОСГУ

Примечания

Код

Наименование

Код

Наименование

  • Что положено пассажирам в случае отмены и задержки рейса
  • Что говорят российские авиакомпании об отмененных рейсах
  • Что делать, если вы купили тур на юг России и не хотите лететь
  • Что рекомендует делать Ростуризм

Основные нововведения касаются порядка применения классификации операций сектора госуправления (Приказы Минфина № 209н от 29.11.2017, № 133н от 24.09.2021). Собрали все изменения КОСГУ на 2022 в одной таблице для бюджетных заказчиков:

КОСГУ Дата вступления в силу изменений Новые правила
Статья 270, подстатья 273 Сразу же после регистрации Приказа № 133н в Минюсте По подстатье 273 учитывают выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у кредитной организации. Проводку формируют в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления средств в счет погашения долга
Статья 250, подстатьи 251, 252, 253 01.01.2022

По этим КОСГУ проводят все операции текущего характера

Статья 250, подстатья 254 Отражают операции капитального характера при перечислении средств в другие бюджеты
Статья 250, подстатья 255 Отражают операции капитального характера при перечислении наднациональным организациям, правительствам иностранных государств
Статья 250, подстатья 256 Отражают операции капитального характера при перечислении международным государствам

По особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2022 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2021 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов» (Приказ Минфина № 85н от 06.06.2019). Этот код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2021).

Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2022 год

Помимо НИОКР в вид расходов 241 «Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» дополнительно включили расходы по технологическим работам. Это связано с тем, что с 2021 года действует стандарт на нематериальные активы. Минфин в этом стандарте разделил понятия научно-исследовательских работ, а также опытно-конструкторских и технологических работ. Для этого бюджетную классификацию и бухгалтерский учет привели в соответствие под новые формулировки стандарта.

Уточнили код вида расходов 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, и лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий». Сюда включили возмещение и компенсацию членам общественных палат регионов и муниципальных образований. Это актуально для субъектов РФ, муниципальных образований и органов власти. Это важное уточнение, которого раньше не было.

Появился новый вид КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования РФ расходов». Для чего он будет использоваться? Это доходы от возмещения расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма, на санаторно-курортное лечение работников, которые заняты на вредных и опасных работах. Код нужен для того, чтобы отдельно фиксировать поступления от Фонда социального страхования, которые идут в качестве внереализационных доходов от возмещения предупредительных мира. То есть применение данного кода — это более мелкая детализация восстановления ранее перечисленных денежных средств и идентификации их в качестве внереализационных доходов.

  • Скачайте шпаргалку-презентацию по всем изменениям КВР и КОСГУ с 2021 года.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • КВР и КОСГУ с 2021 года 1.6 МБ

Обоснование вывода:
Перечень командировочных расходов, подлежащих возмещению, определен статьей 168 ТК РФ, а также пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2021 N 749 (далее — Положение N 749).
Одним из видов возмещаемых расходов являются расходы по проезду (в рассматриваемом случае — это авиаперелет) к месту командировки и обратно. Учитывая, что проездные билеты, как правило, приобретаются заранее, на практике допустимо возникновение хозяйственных ситуаций, требующих или возврата ранее купленных билетов (например, командировка была отменена), или внесения изменений в дату и (или) время вылета (например, изменение сроков командировки). За выполнение таких операций, в зависимости от тарифной политики компании-перевозчика, может взиматься:
— неустойка за возврат билета, то есть за прекращение действия договора воздушной перевозки*(1) по инициативе пассажира (п. 97 приказа Минтранса РФ от 25.09.2021 N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации»);
— дополнительная плата за выполнение операций (транзакций) по переоформлению проездного билета на другую дату или время (п. 112 приказа Минтранса РФ от 25.09.2021 N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации»).
Эти расходы за переоформление авиабилета не поименованы в статье 168 ТК РФ или пункте 11 Положения N 749. Однако указанными документами предусмотрена возможность возмещения работодателем иных расходов работника во время командировки. Учитывая, что список таких расходов на законодательном уровне не определен, бюджетное учреждение имеет право своим локальным актом (например, Коллективным договором или Положением о командировочных расходах) предусмотреть дополнительные виды возмещаемых расходов в командировках, их предельные суммы, документальное подтверждение необходимости и осуществления таких расходов, источник их возмещения*(2).
Основными условиями, которые должны выполняться в обязательном порядке для принятия к возмещению иных расходов, являются:
— наличие разрешения или иного подтверждения согласия работодателя на осуществление таких расходов. Например, это может быть оформленная служебная записка или норма локального акта учреждения, на основании которых работнику предоставлялось право вносить изменения в дату и (или) время вылета из командировки, а также внесенные изменения в приказ о командировании;
— наличие целевого характера расхода и эффективного использования денежных средств учреждения. Например, сравнение стоимости процедуры переоформления обратного билета на другое время вылета (оплата штрафных санкций) и возможной стоимости вновь приобретаемого билета на нужную дату и время.
В рассматриваемом случае работник*(3) бюджетного учреждения произвел обмен билета в связи с продлением срока командировки. Необходимость в переносе времени вылета возникла не по вине работника (например, опоздание на рейс), а во исполнение командировочного задания — увеличение временного интервала совещания, на которое работник был направлен. При этом неустойка в виде штрафа за переоформление была предъявлена не учреждению, а работнику — пассажиру, принявшему решение об обмене авиабилета. По нашему мнению, такую хозяйственную операцию следует рассматривать как иные расходы работника во время командировки, возмещение которых производится на основании документов, предусмотренных локальным актом бюджетного учреждения.
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации организации государственного сектора применяют положения:
— приказа Минфина России от 08.06.2021 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее — Порядок N 132н) в части кодов бюджетной классификации, в том числе кодов видов расходов (далее — КВР);
— приказа Минфина России от 29.11.2021 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее — Порядок N 209н) в части определения кода классификации операции сектора государственного управления (далее — КОСГУ).
Согласно п. 51.1.1.2 Порядка N 132н расходы на осуществление работодателем в соответствии с законодательством РФ выплат в пользу работников, не относящихся к заработной плате пособий, компенсаций и иных дополнительных выплат, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом получателей, отражаются по элементу видов расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда».
Возмещение работникам всех расходов, в том числе и иных, связанных со служебными командировками (за исключением суточных), относится на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (абзацы 65-68 п. 10.2.6 Порядка N 209н).

Скорректировали увязку КВР и кодов КОСГУ на 2021 и 2022 годы

Расходы на исполнение судебного решения о взыскании безвозмездной социальной единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов, функционирующих в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, и органов прокуратуры следует отразить по целевой статье, содержащей направление расходов 93594, увязанной с КВР 322 «Субсидии гражданам на приобретение жилья» (Письмо Минфина России от 8 июля 2020 г. № 02-05-10/59293).

213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

Коды КОСГУ используют заказчики на этапе построения плана и плана-графика закупок. Госзаказчики определяют, есть ли лимиты бюджетных средств по нужной статье расходов и какие товары и услуги они могут закупить по тому или иному коду КОСГУ.

Чтобы запланировать закупку, госучреждение должно правильно определить КВР и отразить операцию в плане и плане-графике.

Шифр КВР входит в структуру идентификационного кода закупки (ИКЗ) и занимает в его структуре 34 – 36 разряды. ИКЗ заказчики должны указывать в закупочной документации.

Его нельзя менять с момента планирования закупки до исполнения контракта. Но чтобы правильно выбрать КВР, сначала нужно определить КОСГУ.

Перечислим, какие соответствия кодов добавили, а какие исключили из таблицы.

Из таблицы исключили увязки:

  • КВР 113 с подстатьей 211 КОСГУ;
  • КВР 113 с КОСГУ 266, в части оплаты пособий за первые три дня временной нетрудоспособности осужденных;
  • КВР 814 с КОСГУ 246.

Добавили увязки:

  • КВР 243 с КОСГУ 347;
  • КВР 122 с подстатьей 221 КОСГУ, в части компенсации работникам стоимость сотовой связи;
  • КВР 243 — с подстатьями 229 и 299 КОСГУ;
  • КВР 454 и 455 — со статьей 530 КОСГУ;
  • КВР 613, 623, 634, 814 — с подстатьей 297 КОСГУ применительно к выплатам денежных премий по результатам проводимых смотров-конкурсов.

Добавили примечания для увязок:

  • КВР 111 с подстатьей 211 КОСГУ – в части расходов на оплату труда осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы России;
  • КВР 111 с подстатьей 266 КОСГУ – в части оплаты пособий осужденным за первые три дня больничного.

В 2020 году для верного применения КОСГУ нужно правильно разграничивать выплаты: в денежной они форме или натуральной, социальные или несоциальные.

В учет госучреждений введена новая подстатья 139 «Доходы от возмещения затрат ФСС», на котором фиксируют два вида затрат, возмещаемых Фондом. Помимо введения нового КОСГУ, с 2021 года уточнены перечни доходов, внесенных в некоторые уже имеющиеся подстатьи. Сгруппируем обновления по «доходным» шифрам КОСГУ в таблице:

Код КОСГУ Уточнения, дополнения и изменения
139 Новая подстатья, где учитывают доходы от возмещения ФСС затрат на:
  • предупреждение травматизма,
  • санаторно-курортное лечение персонала, работающего на вредных производствах
136 Добавлено:
  • учитываются поступления от возврата учреждениями субсидиарных средств, ранее полученных для выполнения госзадания, при признании его невыполнимым
185 Изменено:
  • отражаются доходы от разниц между величиной арендных платежей по договору с госорганизациями, а также ЦБ РФ и суммой справедливой стоимости аренды
191-194
  • Уточнено: на данных подстатьях учитывают безвозмездные неденежные доходы сектора госуправления в виде текущих поступлений от:
  • 191 – сектора госуправления и ЦБ РФ;
  • 192 – предприятий (кроме госсектора), ИП и физлиц, являющихся производителями товаров/услуг;
  • 193 – физлиц;
  • 194 — нерезидентов
195-198
  1. Уточнено: в данном блоке подстатей отражают безвозмездные неденежные доходы сектора госуправления в виде поступлений капитального плана от:
  2. 195 – сектора госуправления, предприятий госсектора и ЦБ РФ;
  3. 196 – предприятий (кроме госсектора), ИП и физлиц, производящих товары и услуги;
  4. 197 – физлиц;
  5. 198 — нерезидентов
199 Уточнено:
  • подстатья 199 объединяет прочие неденежные поступления, не направленные на вышеуказанные подстатьи 191 — 198, в т. ч. поступление выморочного, конфискованного и другого имущества, обращенного в доход РФ

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Методические рекомендации Минфина по применению нового порядка КОСГУ

В соответствии с Приказом Минфина РФ № 209н от 29.11.2020 к выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставленных работникам (населению), а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Указанные выплаты отражаются в 2020 г. по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме».

В порядке применения подстатьи 223 «Коммунальные услуги» из перечня операций исключены расходы на приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам. Указанные расходы в 2020 г. подлежат отражению по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

Ответы на распространенные вопросы про учет комиссии за возврат билета

Вопрос №1: Командированный сотрудник вернул билет на самолет до места командировки и обратно, купленный на подотчетные средства. Причиной отмены служебной поездки стало заболевание данного работника. Должен ли сотрудник уплачивать комиссию за возврат билета из собственных средств?

Ответ: Болезнь сотрудника не считается виновным действием, по причине которого была отменена командировка. А потому комиссия будет уплачена учреждением работодателя.

Вопрос №2: Сотрудник приобрел билеты до места проведения командировки на выданные ему под отчет средства. Однако, затем работник решил отказаться от поездки и вернул билеты в кассу перевозчика, уплатив комиссию за возврат билета. Должен ли командированный сотрудник вернуть в кассу учреждения всю подотчетную сумму? Или сумма возвращается за вычетом сбора за возврат билета?

Ответ: Поскольку причин для отмены командировки не было, и сотрудник сам не вовремя отказался от командировки, поездка считается отмененной из-за виновных действий работника. Соответственно, комиссия за возврат билета уплачивается за счет сотрудника, а в кассу возвращается вся подотчетная сумма.

Возмещение стоимости билетов с авиакомпании: свежая судебная практика 2020

В настоящее время колл-центры всех авиакомпаний работают в авральном режиме. Ежедневно к ним поступает большое количество обращений по отмене или переносе дат вылета. Поэтому, скорее всего, время ожидания оператора будет долгим. И сам разговор с оператором может занять также продолжительное время.

Приоритет отдается пассажирам, чьи рейсы должны были состояться в ближайшие 72 часа, но из-за коронавируса были отменены. Поэтому, если ваш рейс был запланирован через неделю и более, то лучше проявить терпение. Разумно звонить лишь в том случае, если рейс был отменен и до вылета осталось меньше недели.

Большинство авиакомпаний позволяют произвести все изменения в бронировании через личный кабинет на сайте. В большинстве случаев такой способ отмены или перебронирования является предпочтительным. Однако некоторые авиакомпании (например, Pegasus Airlines) возвращают средства без удержания штрафа только по звонку в колл-центр.

Ссылки на правила отмены авиабилетов у разных авиакомпаний смотрите в конце статьи.

Если вы хотите позвонить в авиакомпанию, чтобы отменить билет или изменить дату вылета, от вас потребуется следующая информация:

  • Даты вашего путешествия.
  • PNR код бронирования. PNR (Passenger Name Record) — это шестизначный код, который указан в вашей маршрутной квитанции (электронном билете). Как правило, код бронирования состоит из шести символов в верхнем регистре и содержит буквы и цифры. Маршрутную квитанцию следует искать в электронной почте, которая была указана при покупке авиабилета.
  • Номер вашего рейса. Номер рейса также указан в электронном билете.
  • Город вылета и прилета.
  • В отдельных случаях может понадобиться номер билета. Он также должен быть указан в маршрутной квитанции.

Наличие данной информации ускорит обработку вашего обращения. Чтобы изменить бронирование через сайт авиакомпании или онлайн агентства, от вас потребуется код бронирования (PNR), фамилия пассажира и иногда адрес электронной почты.

В отсутствии режима чрезвычайной ситуации авиакомпания сама автоматически перебронирует билеты на ближайший доступный рейс. Также вы можете отменить бронирование и получить возврат средств за неиспользованный билет. Средства возвращаются на банковскую карту или на депозит — это зависит от правил авиакомпании.

Доступные вам варианты вы можете узнать на сайте авиакомпании. Ознакомиться с правилами возврата средств в случае отмены рейса вы можете по ссылкам в конце статьи.

В упомянутой выше статье 108 ВК РФ сказано, что при обращении в авиакомпанию не менее, чем за 24 часа, человек вправе вернуть полную сумму за перелет. Если клиент не успел в этот срок, он получает выплаченную ранее сумму без учета сбора размером до 25%.

При рассмотрении вопроса важно учесть, что все проездные документы на самолет условно делятся на следующие виды:

  1. Возвратный авиабилет на рейс. Особенность — возможность вернуть почти всю оплаченную сумму.
  2. Невозвратные билеты. Здесь возврат средств происходит в редких ситуациях, когда у клиента имеется уважительная причина. Также авиакомпания обязана вернуть аэропортовые сборы.
  3. Авиабилеты с условием. Возврат производится при определенных обстоятельствах. К примеру, чем раньше пассажир сдает документ, тем выше сумма возврата. Размер последних зависит от цены, класса, периода года и иных обстоятельств.
  4. Билеты со штрафами. Такие проездные документы можно сдать, но только со штрафными санкциями.

Чтобы понять, вернут ли деньги, необходимо учитывать несколько факторов: действующий тариф, класс обслуживания и причины обращения.

Вернуть деньги за авиабилет можно через 3 года при неиспользовании ваучера

Правительство утвердило положение об особенностях исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров в 2020 году (Постановление правительства РФ от 6 июля 2020 г. № 991). Согласно этому документу, в России введены особые правила возврата купленных до 1 мая 2020 года авиабилетов с вылетом с 1 февраля 2020 года в Китай, с 18 марта — по всем остальным маршрутам.

Данное постановление позволяет перевозчикам в одностороннем порядке менять условия полета: дату, время, маршрут и тип воздушного судна. Срок возврата денежных средств с обычных 10-14 дней был увеличен до 3 лет с начислением процентов в размере ключевой ставки ЦБ РФ. Пассажир по истечении 3 лет с даты отправления рейса должен направить на сайт перевозчика заявление о возврате денег за билет.

Пассажир может не дожидаться возврата средств, а потратить их полностью или частично на другой перелет этой же авиакомпанией. Перевозчик обязан зачесть всю стоимость изначального билета в счет нового билета, который пассажир пожелает приобрести в течение этих трех лет.

Действие постановления ограничено периодом действия режима повышенной готовности или чрезвычайного положения и не будет распространяться на обычные сбои в авиасообщении после завершения эпидемии.

Таблица классификации операций в секторе государственного управления на сегодняшний день используется всеми бюджетными учреждениями, так как те коды, которые в ней содержатся, полностью соответствуют всем группам доходов и расходов.

Данная аналитическая группа представляет собой группировку прибыли, полученной в процессе проведения целого ряда финансовых операций, и включает в себя всего две основные группы – 100 (Доходы) и 400 (Выбытие нефинансовых активов). При этом стоит отметить тот факт, что данная аналитическая группа также была подробно детализирована всевозможными статьями и подстатьями.

стоимость услуг по оформлению проездных билетов. В рассматриваемой ситуации расходы на услуги агентства относятся к расходам по оформлению проездных билетов, поэтому их следует отнести на подстатью КОСГУ 222 «Транспортные услуги» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2021 г. № 65н).

В ответ на Ваш вопрос от 28.04.2021г « При покупке авиабилета для отбытия в командировку сотрудник обратился в агентство. При покупке ему выдали маршрутный лист на самолет, в котором указана стоимость авиа перелета и две квитанции. Первая за пользование банкоматом, вторая за пользование услугами агентства. Могу ли принять эти две квитанции в расходы к авансовому отчету и на какие КОСГУ нужно отнести данные расходы. »

Возмещение штрафа за возврат авиабилета с какого квр в 2021 году

Ситуация с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) очень быстро меняется. Оптимистичные прогнозы многих авиакомпаний не оправдались, и в результате они стали отменять свои рейсы на ближайшие два-три месяца. Некоторые авиакомпании и вовсе прекратили полетную программу до 1 августа 2020 года. Из-за распространения коронавируса авиакомпании вынуждены постоянно корректировать правила отмены бронирования и возврата средств.

Ниже мы ответим на часто задаваемые вопросы об отмене рейсов, возврате средств и перебронировании билетов.

Большинство авиакомпаний производят возврат средств за неиспользованные билеты в виде депозита или ваучера. Депозит — это когда фактическая стоимость авиабилета возвращается не на банковскую карту, а на виртуальный счет в личном кабинете. Этим депозитом можно будет воспользоваться в течение года для оплаты стоимости нового билета. В условиях пандемии коронавирусной инфекции многие авиакомпании отказались от дополнительных сборов за отмену даже невозвратных билетов.

Также некоторые авиакомпании позволяют неиспользованный билет конвертировать без штрафов в билет с открытой датой. В большинстве случаев дату вылета по таким билетам можно будет изменить один раз.

Правила возврата средств зависят от конкретной авиакомпании. Поэтому все детали следует уточнять на сайте авиакомпании или в агентстве, где был куплен билет. Полный список актуальных правил отмены авиабилетов смотрите ниже в статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *