- Новости

Единый квалификационный справочник медицинских работников в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый квалификационный справочник медицинских работников в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.

Обновление Приказа №707н и новые квалификационные требования к медработникам

Такие обновления необходимы, чтобы во время разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2021 года следование требованиям профстандартов обязательно для некоторых должностей.

Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2021 года. Так те, кто получил базовое медицинское образование до 2021 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология». А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2021 года, нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».

ОКЗ код 22. Специалисты в области здравоохранения

В рамках формирования новых подходов к обучению медицинских и фармацевтических работников Минздравом России разработаны и подготовлены к общественному обсуждению проекты приказов «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (которым, как предполагается, будет отменен приказ Минздрава России от 7 октября 2015 года № 700н), «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» и «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские науки». Новая номенклатура должностей дополнена разделом «Должности специалистов с высшим (медицинским) образованием, выполнивших федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «бакалавр» в связи с появлением в отрасли

— — — 02 апреля 20215 МИНУТ2345 просмотровПравительство подготовило новую номенклатуру специальностей медицинских и фармацевтических специалистов. После утверждения нормативно-правового акта, действующий приказ Минздрава России от 7.10.2015 № 700н отменят.

Эта информация будет полезна не только руководителям медицинских учреждений, но и желающим ★ Проект Приказа Минздрава «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» предусматривает выделение трех категорий специальностей специалистов (подготовлен Минздравом России 26.02.2019):

  1. основные специальности;
  2. базовые специальности;
  3. специальности, требующие специализированной подготовки.

Виды высшего образования

Применение единого квалификационного справочника подразумевает следование законодательным нормам в части требований, предъявляемых к кандидату на ту или иную должность.

Так, при назначении на должность, требующую от кандидата высшее образование, следует учитывать установленные в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ступени высшего образования, а именно:

  • степень бакалавра, присваиваемая выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 4 лет;
  • степень дипломированного специалиста, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 5 лет;
  • степень магистра, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 6 лет.

ЕКСД работников здравоохранения (в тек. ред.)

1. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов: I — «Общие положения»; II — «Должности руководителей»; III — «Должности специалистов»; IV — «Должности младшего медицинского персонала»; V — «Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях».

2. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ЕКС (далее — квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности «врач-терапевт» соответствует врачебной специальности «терапия».

Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.

Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.

В случае, когда врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста (врача-специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача-специалиста (врача-специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

3. Наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.

Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием врачебной должности, соответствующей специальности по профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением — врач-хирург».

4. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.


Проведение аттестации медицинских и фармацевтических работников на получение квалификационной категории приостановлено до 1 января 2023 г. Исключение — аттестация на присвоение категории впервые и более высокой категории. Ее предполагается проводить дистанционно.

Срок действия присвоенных квалификационных категорий продлевается на 12 месяцев. Это касается как категорий, срок действия которых истекает в 2022 г., так и категорий, продленных ранее (в период с 1 февраля 2020 г. по 1 января 2022 г.).

  • ОКПО по ИНН
    Поиск кода ОКПО по ИНН
  • ОКТМО по ИНН
    Поиск кода ОКТМО по ИНН
  • ОКАТО по ИНН
    Поиск кода ОКАТО по ИНН
  • ОКОПФ по ИНН
    Поиск кода ОКОПФ по ИНН
  • ОКОГУ по ИНН
    Поиск кода ОКОГУ по ИНН
  • ОКФС по ИНН
    Поиск кода ОКФС по ИНН
  • ОКВЭД2 по ИНН
    Поиск основного кода ОКВЭД2 по ИНН
  • ОГРН по ИНН
    Поиск ОГРН по ИНН
  • Узнать ИНН
    Поиск ИНН организации по названию, ИНН ИП по ФИО

Единый квалификационный справочник медицинских работников 2021

  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.040 Труд. Занятость

А также в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативные документы
      • Раздел Нормативные документы органов надзора
        • Раздел Нормативные документы Госкомсанэпиднадзора и Минздрава Российской Федерации

Что изменится. Теперь медработники смогут подать заявление на аттестацию независимо от времени работы в организации, а также если они в декрете1. В заявление дополнительно нужно внести телефон и адрес электронной почты. Также добавили возможность подавать заявление на получение категории через портал «Госуслуги». Исключили требование к медработникам, которые претендуют на высшую категорию, предоставлять «показатели работы по специальности».

Если медработник захочет сдать экзамен на более высокую квалификационную категорию, по новым правилам он сможет сделать это не раньше чем через два года после присвоения предыдущей категории. Раньше срок был не ранее чем через три года.

Под адаптацией ЕКСД к реально существующим трудовым правоотношениям понимается также и включение должностных характеристик в текст трудового договора.

Например, в трудовой договор должны быть включены следующие квалификационные признаки должностей, указанные в ЕКСД:

  • льготы, гарантии или ограничения, предусмотренные законом;
  • право на дополнительный отпуск;
  • право на дополнительный выходной;
  • право на сокращенный рабочий день;
  • право на получение спецодежды, средств индивидуальной защиты;
  • право на льготную пенсию и т.д.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать заключение о том, что ЕКСД является базовым документом для составления индивидуальных трудовых договоров и должностных инструкций. Помимо этого, содержащиеся в ЕКСД квалификационные признаки должностей и специальностей позволят осуществить правильный подбор кадров и унифицировать должностные обязанности.

1. Авиационная и космическая медицина.

2. Акушерство и гинекология взрослая, детская.

3. Аллергология и иммунология взрослая, детская.

4. Ангиохирургия взрослая, детская.

5. Анестезиология и реаниматология взрослая, детская.

6. Гастроэнтерология взрослая, детская.

7. Гематология (взрослая).

8. Гериатрия.

9. Дерматовенерология взрослая, детская.

10. Детская хирургия.

11. Инфекционные болезни взрослые, детские.

12. Кардиология взрослая, детская.

13. Кардиохирургия взрослая, детская.

14. Кинезиотерапия.

15. Клиническая фармакология.

16. Медицина труда (Профессиональная патология).

17. Медицина чрезвычайных ситуаций и катастроф.

18. Медицинская генетика.

19. Неврология взрослая, детская.

20. Нейрохирургия взрослая, детская.

21. Неонатология.

22. Неотложная медицина взрослая, детская.

23. Нефрология взрослая, детская.

24. Общая врачебная практика.

25. Общая хирургия.

26. Онкология.

27. Онкология и гематология детская.

28. Онкология радиационная.

29. Онкология химиотерапевтическая.

30. Оториноларингология взрослая, детская.

31. Офтальмология взрослая, детская.

32. Патологическая анатомия.

33. Педиатрия.

34. Пластическая хирургия взрослая, детская.

35. Психиатрия взрослая, детская.

36. Пульмонология взрослая, детская.

37. Радиология.

38. Ревматология взрослая, детская.

39. Семейная медицина.

40. Сестринское дело.

41. Стоматология.

42. Судебно-медицинская экспертиза.

43. Терапия.

44. Травматология — ортопедия взрослая, детская.

45. Урология взрослая, детская.

46. Физическая медицина и реабилитация взрослая, детская.

47. Фтизиатрия взрослая, детская.

48. Челюстно-лицевая хирургия взрослая, детская.

49. Эндокринология взрослая, детская.

50. Эрготерапия.

51. Ядерная медицина.

52. Андрология.

53. Аритмология.

54. Бариатрическая и метаболическая хирургия.

55. Гепатология.

56. Гинекология детская.

57. Гематология детская.

58. Дерматокосметология.

59. Детская кардиохирургия.

60. Детская нейрохирургия.

61. Детская ортопедия.

62. Детская психиатрия.

63. Детская травматология.

64. Диабетология.

65. Диетология (Нутрициология).

66. Интенсивная терапия детская.

67. Интенсивная терапия и реанимация неонатальная.

68. Интервенционная радиология.

69. Интервенционная кардиология.

70. Клинико-лабораторная диагностика.

71. Клиническая нейрофизиология.

72. Колопроктология.

73. Комбустиология.

74. Маммология.

75. Медицина чрезвычайных ситуаций и катастроф.

76. Наркология.

77. Репродуктивная медицина.

78. Радиационная фармация.

79. Спортивная медицина.

80. Судебно-медицинская экспертиза (судебно-биологическое исследование).

81. Судебно-медицинская экспертиза (химико-токсикологическое исследование).

82. Судебно-медицинская экспертиза (судебно-гистологическое исследование).

83. Судебно-медицинская экспертиза (медико-криминалистическое исследование).

84. Судебно-медицинская экспертиза (молекулярно-генетическое исследование).

85. Судебно-наркологическая экспертиза взрослая, детская.

86. Судебно-психиатрическая экспертиза взрослая, детская.

87. Сурдология.

88. Токсикология.

89. Традиционная медицина.

90. Трансплантология.

91. Трансфузиология.

92. Трансплантационная координация.

93. Терапевтическая стоматология.

94. Хирургическая стоматология.

95. Ортопедическая стоматология.

96. Стоматология детского возраста.

97. Ортодонтия.

98. Перфузиология.

99. Физиотерапия.

100. Функциональная диагностика.

101. Функциональная диагностика по профилю основной специальности.

102. Ультразвуковая диагностика по профилю основной специальности.

103. Хоспис и паллиативная медицина.

104. Абдоминальная хирургия.

105. Онкологическая хирургия.

106. Торакальная хирургия.

107. Цитопатология.

108. Эндокринология в акушерстве и гинекологии.

109. Эндоскопия по профилю основной специальности.

110. Эпилептология.

111. Сестринское дело.

112. Сестринское дело.

113. Лечебное дело.

114. Акушерское дело.

115. Стоматология (специалист).

116. Лабораторное диагностика.

117. Медицинская оптика.

118. Стоматология ортопедическая (специалист).

146. Менеджмент здравоохранения (Общественное здравоохранение).

1. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов: I — «Общие положения»; II — «Должности руководителей»; III — «Должности специалистов»; IV — «Должности младшего медицинского персонала»; V – «Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях».

2. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ЕКС (далее – квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности «врач-терапевт» соответствует врачебной специальности «терапия».

Читайте также:  Налоговый вычет в 2022 году: что нужно знать при покупке квартиры

Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.

Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.

В случае, когда врач – специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача – стажера (провизора – стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача — специалиста (врача-специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача – специалиста (врача – специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

3. Наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.

Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием врачебной должности, соответствующей специальности по профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением – врач-хирург».

4. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150) и иными нормативными правовыми актами.

5. Должностное наименование «старший» устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

Для подготовки должностной инструкции необходимо опираться как на общие нормативные требования к работникам, независимо от занимаемой должности, так и специальные нормативные требования к выполнению работ по конкретной должности.

  • ГРЛС
    Государственный реестр лекарственных средств
  • Реестр цен на ЖН��ЛП
    Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Порядок и условия применения ЕКСД был установлен 9 февраля 2004 года Постановлением № 9 Министерства труда РФ.

Профессионализм и научная обоснованность изложенных в справочнике должностных требований объясняется тем, что разработка ЕКСД велась научными сотрудниками Института Труда.

Практическая ценность справочника дала Министерству труда РФ основания рекомендовать его к использованию на предприятиях и в организациях вне зависимости от формы их собственности. Целью данной рекомендации являются:

  • унификация, оптимизация и рационализация методов и способов отбора кадров и составления должностных инструкций;
  • оптимизация разделения должностных полномочий и функций руководителей, специалистов и служащих;
  • соблюдение правовых норм при регламентации трудовой деятельности;
  • адаптация квалификационных характеристик к условиям рыночной экономики.

В отличие от действовавшего ранее перечня должностей руководителей, специалистов и служащих, действующий ЕКСД учел развитие экономических и трудовых отношений, в силу чего в ЕКСД вошел ряд должностей и квалификационных характеристик к ним, ранее не учитываемых – аудиторов, аукционистов, брокеров, менеджеров, оценщиков, дилеров и т.д.

Применение единого квалификационного справочника подразумевает следование законодательным нормам в части требований, предъявляемых к кандидату на ту или иную должность.

Так, при назначении на должность, требующую от кандидата высшее образование, следует учитывать установленные в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ступени высшего образования, а именно:

  • степень бакалавра, присваиваемая выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 4 лет;
  • степень дипломированного специалиста, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 5 лет;
  • степень магистра, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 6 лет.

Квалификационные характеристики должностей и специальностей, приведенные в ЕКСД, являются, по сути, готовым образцом должностных инструкций.

Для разработки должностной инструкции по конкретной должности, квалификационные характеристики ЕКСД можно использовать как шаблон для последующей его адаптации к конкретным условиям труда, организации производства и технологических процессов.

Необходимость в адаптации объясняется тем, что ЕКСД включает в себя квалифицирующие признаки массово существующих должностей, характерных для всех отраслей экономики.

Под адаптацией ЕКСД к реально существующим трудовым правоотношениям понимается также и включение должностных характеристик в текст трудового договора.

Например, в трудовой договор должны быть включены следующие квалификационные признаки должностей, указанные в ЕКСД:

  • льготы, гарантии или ограничения, предусмотренные законом;
  • право на дополнительный отпуск;
  • право на дополнительный выходной;
  • право на сокращенный рабочий день;
  • право на получение спецодежды, средств индивидуальной защиты;
  • право на льготную пенсию и т.д.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать заключение о том, что ЕКСД является базовым документом для составления индивидуальных трудовых договоров и должностных инструкций. Помимо этого, содержащиеся в ЕКСД квалификационные признаки должностей и специальностей позволят осуществить правильный подбор кадров и унифицировать должностные обязанности.

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).

То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

В целях установления единого подхода к квалификационным требованиям к специалистам со средним медицинским образованием приказом Минздрава России от 10.02.2016 N 83н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

Так, например, для осуществления медицинской деятельности по медицинской специальности «Акушерское дело» необходимо получить либо получить среднее профессиональное образование по специальности «Акушерское дело», либо пройти профессиональную переподготовку по специальности «Акушерское дело» при наличии среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».

Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:

  1. Уровень профессионального образования
  2. Дополнительное профессиональное образование
  3. Должности

В разделе «Уровень профессионального образования» для каждой медицинской специальности указаны специальности из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицинские науки» согласно перечню специальностей среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199.

В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:

1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей Приказа № 1199. Это удобный инструмент, позволяющий медицинскому специалисту переквалифицироваться и работать в новой должности без повторного получения образования.

Стоит обратить внимание, что для ряда медицинских специальностей такая возможность не предусмотрена. Так, например, получение медицинской специальности «Лечебное дело» возможно только путем прохождения среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».

2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.

В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В ряде случаев соответствие требованиям к медицинской специальности позволит занять соответствующей ей должность: например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Медицинская оптика» позволит занимать должность медицинского оптика-оптометриста.

В других случаях соответствие требованиям к одной специальности позволяет занимать несколько различных должностей. Например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Сестринское дело» позволит занимать должности:

  • медицинская сестра,
  • старшая медицинская сестра,
  • медицинская сестра палатная (постовая),
  • медицинская сестра процедурной,
  • медицинская сестра перевязочной,
  • медицинская сестра участковая,
  • медицинская сестра приемного отделения,
  • медицинская сестра патронажная,
  • медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи,
  • медицинская сестра стерилизационной,
  • заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — медицинская сестра,
  • заведующий здравпунктом — медицинская сестра,
  • заведующий кабинетом медицинской профилактики — медицинская сестра.

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

Профессиональные стандарты медицинских работников в части требований к образованию и обучению ссылаются на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

То есть квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Согласно разделу о занимаемых должностях, служащий с определенной профессией может занимать вакансию, предусмотренную перечнем в законе №83н от 2016 года. Также перечень занимаемых вакансий утвержден номенклатурой для фармацевтических, медспециалистов, утвержденной приказом №1183н Министерства здравоохранения от 2012 года.

Подробнее о характеристиках квалификационного уровня вакансий для медицинских работников можно узнать из приказа №541н Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Приказ министерства входит в Единый справочник, обобщающий различные посты и специальности для любых профессий. Должности, приведенные в справочнике, имеют три основных раздела:

  • обязанности на занимаемой должности;
  • база знаний, перечень теоретических тем, которыми должен оперировать сотрудник;
  • условия к компетентности, которые разняться в зависимости от профессии;
  • стаж работы, который необходимо иметь при приеме.

Условия к сертификации изложены в пунктах, которым должно отвечать образование, подготовка специалиста. Раздел о профессиональной готовности сотрудников отвечает действующему законодательству, нормативным документам и актам.

Приказ №541 не устанавливает обобщенные требования к сотрудникам, независимо от занимаемой вакансии, а регулирует требования исходя из дополнительных нормативных актов и положений. Так, при приеме на работу работодатель будет руководствоваться не только данным приказом, но и рядом других нормативных документов, среди которых решающим будет Приказ №83н.

Кроме того, приказ №541н позволяет делать исключения, если сотрудник будет занимать должность, не имея изначально необходимой компетенции или соответствующего образования. В некоторых ситуациях, лица, которые не имеют достаточного стажа работы, практических навыков или теоретических знаний, без образования, необходимого для работы по вакансии, могут занять пост. Это возможно, если служащий качественно и в полной мере выполняет поставленные обязанности. В дальнейшем работодателю необходимо принять меры для повышения квалификации, переподготовки члена коллектива.

Среди документации, которые определяют требования к квалификационным уровням отдельных должностей, выделяют основные:

  • профессиональные стандарты;
  • справочные комплексы по компетенции.

Нормативы равноправно применяются работодателями при приеме новых сотрудников в коллектив, но есть исключение – большинство руководствуется именно стандартами, создавая комплексные положения или инструменты, которые соотносят пункты справочников со стандартами.

Читайте также:  Чем грозит незаконный захват земли общего пользования?

Если в дальнейшем медицинские учреждения будут руководствоваться профстандартами, влияние справочных систем сойдет на нет, несмотря на то, что справочные утверждены действующим законодательством. Нюанс – система стандартизации находиться на стадии разработки, стандарты разработаны для ограниченного перечня специальностей, в том числе и медицинских, поэтому руководителям необходимо руководствоваться существующими нормативными документами.

Для работников, имеющих среднее специальное образование, требования к уровню квалификации основываются на приказе Министерства образования №83н от 2016 года. Профтсандарты же дублируют требования перечней, применяются к определенному ряду должностей или выполняемых работниками функций.

В целях установления требований к медицинскому персоналу около десяти лет назад в России был принят приказ Минздрава от 23 июля 2010 года N 541н. Этот нормативный документ утвердил действующую редакцию Единого квалификационного справочника, который содержит требования к наличию особых навыков и знаний у разных категорий медицинского персонала.

Поскольку, как уже было отмечено, эта область быстро развивается, документ регулярно пересматривается и обновляется. Это делается, чтобы обеспечить соответствие содержащихся в нем требований текущему состоянию отрасли. Например, последние изменения в него были внесены приказом Минздрава от 9 апреля 2018 года N 214н. Основной частью этого документа становится приложение к нему: это сам справочник должностей и профессий в области здравоохранения с указанием квалификационных требований к каждой из них.

Во вводной части документа отмечается, что основная цель его разработки – это база для качественного отбора медицинского персонала для профильных организаций, а также корректная расстановка конкретных специалистов на имеющихся позициях. Для простоты ориентирования в тексте документа основная часть квалификационного справочника разделена на несколько блоков:

  • общие положения, устанавливающие правила применения сформулированных квалификационных требований и специфику их практической реализации в медучреждениях;
  • квалификационные требования к должностям представителей руководящего состава;
  • требования к должностям специалистов среднего звена;
  • требования к позициям, занимаемым младшим медицинским персоналом;
  • требования к позициям прочих специалистов, вовлеченных в деятельность лечебно-трудовых мастерских, действующих при медучреждениях.

Положения, содержащиеся в справочнике, также должны обеспечить единообразный подход к определению требований к идентичным должностным позициям.

  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.040 Труд. Занятость

А также в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативные документы
      • Раздел Нормативные документы органов надзора
        • Раздел Нормативные документы Госкомсанэпиднадзора и Минздрава Российской Федерации

Понятие Профстандарта было введено в ТК РФ еще в конце 2012 года с включением в него ст. 195.1. Как это влияет на условия работы педагога? Что важно знать педагогу, чтобы защитить свои права в случае неправомерных действий образовательного учреждения?

Коронавирус весь мир заставил изменить привычный уклад жизни. Никогда мы не слышали так много о дистанционном обучении, как в последние пару месяцев. Сейчас весь мир подводит итоги, насколько успешно образовательная система перешла на дистанционный формат, какие выводы можно сделать. Не обошлось без проблем. Читайте об опыте российских и зарубежных учителей.

Рассмотрим ограничения и запреты, которые установлены действующим законодательством РФ.

Особенности деятельности по совместительству медицинских работников:

  1. Работники медучреждений могут работать по совместительству по аналогичной специальности или должности как на основном месте работы, так и в других учреждениях.
  2. Сотрудникам, которые трудятся в условиях сокращенного времени работы, совместительство допускается при условии, что они не участвуют в работе, на которой, согласно НПА, распространяются санитарно-гигиенические ограничения.
  3. Установлены правила на максимальную продолжительность работы. Это зависит от должности и конкретно выполняемой работы. Максимальное время труда не должно превышать половину месячной нормы.

Соискатели, имеющие судимость, не могут занимать некоторые должности, в том числе в медицине и в направлении деятельности, связанной с участием несовершеннолетних детей. Это образование, воспитание, развитие детей, организация их отдыха и оздоровления, медобеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в детско-юношеском спорте, культуре и искусстве с участием несовершеннолетних. Медицинская деятельность, не связанная с перечисленным, допускается.

Требования к квалификации медицинского персонала

В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы.

При этом лица, не соответствующие установленным квалификационным требованиям, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц (п. 6 Приказа № 541н).

Нормативно-правовые акты

  • Приказ Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов»;
  • Номенклатура специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденная Приказом Минздрава России 07.10.2015 № 700н;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 № 176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»;
  • «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н.

Вместе с изменениями в новом приказе о квалификационных требованиях появились и новые недостатки. Теперь выпускники стоматологического факультета, которые не имеют послевузовского образования, работают в должности врача-стоматолога (хотя раньше работали в должности врача-стоматолога общей практики),однако по мнению некоторых специалистов такую должность можно давать только после ординатуры. Точно так же в должности провизора-технолога могут работать как молодые выпускники медицинского университета без последипломного образования, так и специалисты, которые прошли интернатуру или ординатуру. Что касается должности участкового терапевта, теперь ее могут занимать специалисты с различным уровнем квалификации:

  • Выпускники по специальности “Лечебное дело”;
  • Врачи, которые окончили ординатуру по терапии;
  • Врачи, которые окончили ординатуру по семейной медицине или общей врачебной практике.

В некоторых изменениях в квалификационных требованиях усматриваются явные противоречия. Согласно профессиональным стандартам (приказ №399н от 25 июня 2015 года), врачи, окончившие медико-профилактический факультет по соответствующей специальности (медико-профилактическое дело), могут работать по 18 медицинским специальностям. Однако в последнем приказе №328н указано всего две должности для выпускников медико-профилактического факультета. Это врач-эпидемиолог и врач по общей гигиене.

Определенные нестыковки имеются и у других специальностей – медицинская кибернетика, медицинская биохимия и медицинская биофизика.

Квалификационный справочник должностей медицинских работников 2021

1. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов: I — «Общие положения»; II — «Должности руководителей»; III — «Должности специалистов»; IV — «Должности младшего медицинского персонала»; V – «Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях».

2. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» ЕКС (далее – квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности «врач-терапевт» соответствует врачебной специальности «терапия».

Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.

Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.

В случае, когда врач – специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача – стажера (провизора – стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача — специалиста (врача-специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача – специалиста (врача – специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

3. Наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.

Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием врачебной должности, соответствующей специальности по профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением – врач-хирург».

4. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150) и иными нормативными правовыми актами.

5. Должностное наименование «старший» устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

Для подготовки должностной инструкции необходимо опираться как на общие нормативные требования к работникам, независимо от занимаемой должности, так и специальные нормативные требования к выполнению работ по конкретной должности.

  • ГРЛС
    Государственный реестр лекарственных средств
  • Реестр цен на ЖНВЛП
    Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

В соответствии с подпунктом 5.2.116 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 (Собрание законодательства РФ, 2012, № 26, ст. 3526), а также в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории РФ приказываю:

  1. Приостановить проведение аттестации медицинских работников и фармацевтических работников на получение квалификационной категории до 1 января 2022 года (за исключением проведения аттестации на присвоение квалификационной категории впервые и более высокой квалификационной категории).
  2. При проведении аттестации медицинских работников и фармацевтических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории впервые, и медицинских работников и фармацевтических работников, претендующих на присвоение более высокой квалификационной категории, Координационному комитету руководствоваться абзацем шестым пункта 16 Порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 23 апреля 2013 г. № 240Н [1].
  3. Продлить на 12 месяцев срок действия присвоенных медицинским работникам и фармацевтическим работникам квалификационных категорий при истечении срока их действия в период с 1 января по 31 декабря 2021 года, в том числе срок действия присвоенных медицинским работникам и фармацевтическим работникам квалификационных категорий, которые были продлены в период с 1 февраля 2020 года по 1 января 2021 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 апреля 2020 г. № 394н «Особенности прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» [2].

Министр
М.А. Мурашко

[1] Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 5 июля 2013г., регистрационный №29005, с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения РФ от 8 июля 2019 г. №494н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 31 июля 2019 г., регистрационный № 55466) и от 28 сентября 2020 г. № 1034н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 19 октября 2020 г., регистрационный № 60458).

[2] Зарегистрирован Министерством юстиции РФ 30 апреля 2020 г., регистрационный № 58256.

Приказом № 541н квалификационные характеристики предусмотрены для:

  • Должностей руководителей;
  • Должностей специалистов (с высшим медицинским, с высшим профессиональным и со средним медицинским образованием);
  • Должностей младшего медицинского персонала;
  • Должностей прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях.

Следует учитывать, что Приказом № 541н установлена общая квалификационная характеристика по должности «Врач-специалист». Она применяется в отношении тех должностей врачей-специалистов, для которых данным разделом ЕКС не предусмотрены отдельные квалификационные характеристики.

Для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на эту должность до 1 октября 1999 года, сохраняется наименование должности «Врач-лаборант».

Специалист с медицинским образованием может получить должностное наименование «Старший», если он осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

В соответствии с п. 4 ЕКС, квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

Читайте также:  Документы для подачи на алименты

В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы.

При этом лица, не соответствующие установленным квалификационным требованиям, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц (п. 6 Приказа № 541н).

На сегодняшний день всё ещё действует Приказ Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов» (последняя редакция от 25.12.1997). Им охватывается довольно широкий круг врачей (всего по 86 врачебным должностям), в том числе предусмотрены отдельные квалификационные характеристики для таких видов врачей, которых Приказ № 541н не упоминает и относит к общей категории «Врач-специалист».

Во вступительной части утверждённого данным Приказом Сборника квалификационных характеристик врачей-специалистов различных профилей содержатся общие требования ко всем врачам (на первом месте стоят личностные свойства).

Порядок и условия применения ЕКСД был установлен 9 февраля 2004 года Постановлением № 9 Министерства труда РФ.

Профессионализм и научная обоснованность изложенных в справочнике должностных требований объясняется тем, что разработка ЕКСД велась научными сотрудниками Института Труда.

Практическая ценность справочника дала Министерству труда РФ основания рекомендовать его к использованию на предприятиях и в организациях вне зависимости от формы их собственности. Целью данной рекомендации являются:

  • унификация, оптимизация и рационализация методов и способов отбора кадров и составления должностных инструкций;
  • оптимизация разделения должностных полномочий и функций руководителей, специалистов и служащих;
  • соблюдение правовых норм при регламентации трудовой деятельности;
  • адаптация квалификационных характеристик к условиям рыночной экономики.

В отличие от действовавшего ранее перечня должностей руководителей, специалистов и служащих, действующий ЕКСД учел развитие экономических и трудовых отношений, в силу чего в ЕКСД вошел ряд должностей и квалификационных характеристик к ним, ранее не учитываемых – аудиторов, аукционистов, брокеров, менеджеров, оценщиков, дилеров и т.д.

Применение единого квалификационного справочника подразумевает следование законодательным нормам в части требований, предъявляемых к кандидату на ту или иную должность.

Так, при назначении на должность, требующую от кандидата высшее образование, следует учитывать установленные в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ступени высшего образования, а именно:

  • степень бакалавра, присваиваемая выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 4 лет;
  • степень дипломированного специалиста, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 5 лет;
  • степень магистра, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 6 лет.

Квалификационные характеристики должностей и специальностей, приведенные в ЕКСД, являются, по сути, готовым образцом должностных инструкций.

Для разработки должностной инструкции по конкретной должности, квалификационные характеристики ЕКСД можно использовать как шаблон для последующей его адаптации к конкретным условиям труда, организации производства и технологических процессов.

Необходимость в адаптации объясняется тем, что ЕКСД включает в себя квалифицирующие признаки массово существующих должностей, характерных для всех отраслей экономики.

Под адаптацией ЕКСД к реально существующим трудовым правоотношениям понимается также и включение должностных характеристик в текст трудового договора.

Например, в трудовой договор должны быть включены следующие квалификационные признаки должностей, указанные в ЕКСД:

  • льготы, гарантии или ограничения, предусмотренные законом;
  • право на дополнительный отпуск;
  • право на дополнительный выходной;
  • право на сокращенный рабочий день;
  • право на получение спецодежды, средств индивидуальной защиты;
  • право на льготную пенсию и т.д.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать заключение о том, что ЕКСД является базовым документом для составления индивидуальных трудовых договоров и должностных инструкций. Помимо этого, содержащиеся в ЕКСД квалификационные признаки должностей и специальностей позволят осуществить правильный подбор кадров и унифицировать должностные обязанности.

Основные положения его разделов

Справочник должностей тружеников образовательной сферы разработан для того, чтобы регулировать трудовые отношения, возникающие в ней.

Также его задачей является создание эффективной руководящей ячейки, которая будет способна не только качественно решать вопросы, связанные с кадровой политикой и управления персоналом, но и организовывать учебный процесс, а также заниматься хозяйственной сферой учреждения.

При этом упор делается на то, что такие умения не должны зависеть от формы собственности учреждений или их организационных нюансов.

КХД будет базовой бумагой при разработке инструкций для конкретных должностей, поскольку именно в нем указывается перечень должностных обязанностей сотрудников, особенности организации труда и компетенции.

При подготовке инструкции, вполне можно уточнять перечень работ по определенным образовательным учреждениям, ведь для них могут быть разные нюансы.

И конечно, необходимо принимать во внимание особенности и определенные свойства каждой из должностей, а руководитель при этом может предъявлять дополнительные требования к кандидатам.

Чтобы увеличить эффективность работы, можно расширить должностные обязанности подчиненных, по сравнении с теми, что указаны непосредственно в КХД.

Делается это за счет того, что обязанности добавляются из некоторых смежных должностей, причем есть условие, что их добавление не может быть связано с расширением квалификации, либо необходимостью прохождения особой подготовки.

По пункту 9 КХД, если лица выполняют возложенные на них обязанности эффективно и в должном объеме, но не обладают нужным опытом или подготовкой, то они могут быть утверждены на должность.

Но делается это только в порядке исключения, и тогда, когда это рекомендует аттестационная комиссия.

В принципе же характеристика любой должности состоит из трех разделов:

Обязанности, связанные с конкретной должностью Тут содержится список основных функций, которые предусматриваются должностью. Если сотрудником совмещаются функции разных должностей, необходимо при формировании их перечня руководствоваться однородностью и связанностью работ
Требования к знаниям Тут находятся те запросы, которым должен удовлетворять работник по размеру методологических знаний, а также законодательной подкованности и особых навыков, если они нужны для эффективного выполнения всех обязанностей
Квалификационные запросы Оговариваются требования, возникающие к уровню профессиональной подготовки, а также стажу работы

В чём заключается особенность педагогической деятельности

Социальная значимость педагога определят особенности его деятельности. Схему работы можно определить как «человек человеку». Объектом здесь будет являться ученик, причем поведение объекта деятельности постоянно меняется.

Переоценить труд педагога сложно, ведь они закладывают основы в головы молодых школьников и студентов. Поэтому отличительной особенностью педагогической деятельности является и повышенная ответственность. В этой профессии, как ни в какой другой необходима нацеленность на результат. Философ Платон описывал деятельность педагога, сравнивая ее с работой башмачника.

Если башмачник будет плохим мастером своего дела, то у людей будет лишь некачественная обувь, плохая работа педагога станет причиной нескольких поколений глупых и необразованных людей. Также можно отметить, что при всей своей направленности на предоставление компетентных знаний и умений, преподаватель — это еще и социальный работник.

Деятельность преподавателя является исключительной из всех, так как затрагивает не одну сферы человеческой деятельности: обучение, воспитание, закрепление морального облика, теории и практика самоанализа и многое другое.

Можно смело заявить, что основными особенностями работы педагога являются: усиленная социальная направленность, ответственность перед обществом, нацеленность на результат, творческий подход, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью повышения уровня мастерства, общение с молодежью и личностный рост.

Квалификационные требования к работникам профобразования

Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:

  • работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
  • организует учебно-производственный процесс;
  • осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
  • проводит профориентационные мероприятия.

Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.

Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:

  • СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
  • ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
  • обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
  • прохождение проверки знаний охраны труда.

Если планируется преподавание дисциплин профцикла, то претендент должен иметь опыт работы в соответствующей области (например, врачом, экономистом или архитектором).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Новая номенклатура медицинских специальностей 2019

Возникает вопрос: обязателен ли сейчас тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, 2020 г.? Ответ дан в Трудовом кодексе РФ: статья 143 определяет принципы тарифной системы оплаты труда. Общий принцип, установленный ТК РФ, таков: чем сложнее обязанности, тем выше оплата. Установлено, что тарификация и присвоение разрядов проводятся на основании Единого тарифного квалификационного справочника или с учетом профессиональных стандартов.

Как указано в ТК РФ, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих применяется наряду с профессиональными стандартами. Работодатель вправе сам решать, какой из указанных документов использовать.

При оформлении трудового договора и трудовой книжки, иных документов и справок о трудовой деятельности важно прописывать наименование занимаемой должности в точном соответствии с указанными нормативными документами. Это важно, потому что если она входит в список 1 или 2 или для таких работников установлены какие-либо льготы, например, при выходе на пенсию, наименования надо применять точно, как в справочнике или профессиональном стандарте, в противном случае Пенсионный фонд может отказать в зачислении этого периода деятельности в специальный стаж, и придется его доказывать в суде.

Приказом от 31.12.2020 № 988н/1420н утверждается два перечня, а именно:

  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (химических, биологических, аэрозолей фиброгенного действия и пыли, физических факторов, факторов трудового процесса);
  • перечень видов работ (22 вида).

Именно приказом № 988н/1420н полностью отменяется действующий приказ 302н со всеми изменяющими его документами и с 1 апреля 2021 года будет применяться только новый приказ 29н. Причём срок его действия ограничен в соответствии с существующим порядком шесть годами — до 1 апреля 2027 года.

Обращаем внимание, что трактовка некоторых видов работ и указания условий, при которых ВОПФ вносится в списки, в ряде случаев изменены, но не стоит переживать, поскольку это тот редкий случай, когда всё стало проще и понятнее! Ниже мы выбрали несколько таких вариантов:

Стало Было
Работы на высоте:

Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м.

Прочие работы, относящиеся в соответствии с законодательством по охране труда к работам на высоте.

Работы на высоте, верхолазные работы

Верхолазными считались все работы, когда основным средством предохранения работников от падения с высоты во все моменты работы и передвижения является страховочная привязь.

Работы, связанные с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока и 75 В и выше постоянного тока, проведением в них оперативных переключений, выполнением строительных, монтажных, наладочных, ремонтных работ, испытанием и измерением. Работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках.
Работы в особых географических регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут, а именно:

Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при морском бурении.

Работы в особых географических регионах со значительным удалением мест проведения работ от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, включая:

Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении.

Работы, непосредственно связанные с обслуживанием оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) и подлежащего учету в органах Ростехнадзора:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре более 115 °С;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа

Работы, непосредственно связанные с обслуживанием сосудов, находящихся под давлением.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *