- Новости

Муж не даёт развод. Что делать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муж не даёт развод. Что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Условия для развода и расторжения никаха

Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.

Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.

В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.

Возврат махра супругой в случае развода с ее стороны

О разводе, инициатором которого выступает супруга, в священном Коране говорится в двух местах. Например, в суре Аль-Бакара в 229 аяте. А это Всевышний Аллах говорит о том, что «…развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод (то есть вернет мужу полностью или частично свадебный подарок махр). Таковы ограничения Аллаха! Не приступайте же их! А те, которые приступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками«.

В 19-том аяте суры Ан-Ниса Всевышний Аллах говорит, что означает «Те, которые уверовали, вам не дозволено наследовать женщин против их воли». То есть мужьям нельзя затруднять женам бракоразводный процесс и подвергать их насилию. Не чинить им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали. Если только они не совершили явные мерзости. Живите с ними достойно и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра.

Всевышний Аллах призывает супругов жить в соответствии с общепринятыми нормами морали, чтобы они не притесняли и не ограничивали права друг друга. Если жена просит развод, имея на то веские обоснования, то муж не в праве ущемлять ее интересы и ограничивать свободу, не давая развода или затягивая расторжение брака, вынуждая ее вернуть махр обратно.

Возможные причины развода

Развод у мусульман без отсутствия причины порицается и противоречит их религии. Для такого крайнего поступка должны быть веские основания, среди них:

  • Наличие болезни или уважительная причина. Сюда относят обнаруженные только после замужества родственные связи между супругами. Причиной развестись выступает наличие у одного из супругов венерического или психического заболевания.
  • Нехватка денег на еду, одежду и другие потребности. По правилам ислама мужчина должен обеспечивать свою семью. Если же этого ему не удается, жена имеет право потребовать развода.
  • Частое отсутствие мужа или его пропажа без вести. В этом случае тоже допускается попросить расторжения брака, чтобы не начались сплетни и слухи.
  • Отсутствие взаимопонимания, упреки и постоянные ссоры. Обижать друг друга могут начать словесно, но позже перейти к физическим действиям.
  • Отсутствие интимной близости. В результате этого у молодой пары не будет семьи вовсе. Такие проблемы не выставляют напоказ, а решают в узком кругу родных.
  • Неверность одного из супругов. Это считается грехом, и непозволительно в семейных отношениях. Именно в таком случае талак обычно спасает от дальнейшего морального падения и осуждения обществом.

Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены

Аллах говорит в Кур’ане:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ

«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)

Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.

Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.

Серьезность и ответственность в семейных делах мусульман

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

ثَلَاثٌ جَدُّهُنَّ جَدٌّ، وَهَزْلُهُنَّ جَدٌّ: النِّكَاحُ، وَالطَّلَاقُ، وَالرَّجْعَةُ

«Три вещи действительны вне зависимости от того, всерьёз они совершаются или нет. Это заключение брака, развод и возвращение жены после развода» (Абу Дауд 2194).

Тоже самое относится и к гневу. Давать талак или возвращать жену нужно хорошо всё обдумав, с холодной головой.

Семейственность в Исламе — ЭТО ДОГОВОР (ОБЕТ) МЕЖДУ ДВУМЯ ЛЮДЬМИ ПЕРЕД БОГОМ, который каждый их них вправе расторгнуть, если есть на это веские причины.

Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально нравственными нормами.

Развод возможен в две ступени,
После чего вы продолжайте вместе жить благопристойно
Иль отпустите от себя с благодеяньем.
Вам не дозволено брать из того,
Чем вы ее (во время брака) одарили,
Разве что оба вы таите опасенья,
Что не сумеете блюсти пределы,
Которые для вас Аллах установил.
И если вы, (кто призван рассудить их),
Боитесь тоже, что они не соблюдут
Пределов, установленных Аллахом,
Не будет в том греха. (2:229)

Лексическое значение развода это «хиллюль акди» т.е. развязать завязанное, каноническое значение «талак» — это разрыв брачных уз определенными словами. Слово «талак» использовалось еще во времена до ислама.

Первое: развод бывает обязательным.

В шариате есть такое понятие как «ильъ», когда муж дает клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или более 4 мес. допустим, муж говорит:»я не буду вступать с тобой в половые отношения более 5 мес.». в этом случае, по истечении 5 мес., если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не дает ей развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Всегда проще обвинить в наступившем кризисе семейных отношений своего супруга. Вспомнить все его промахи и прегрешения, снова разозлиться и просто не думать о том, что в любой размолвке всегда виноваты оба. Но ради Аллаха нужно постараться успокоиться и попросить прощения. Даже если вы правы, даже если супруг сам во всем виноват. Поймите, просьба о прощении – это не унижение! Это возможность дать понять любимому человеку, что он вам дороже каких-то принципов и глупых разногласий.

Читайте также:  Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Отказ признать свою вину – это путь, на который вас толкает шайтан. Он обманывает женщин и шепчет им: «Нет! Не подходи к нему, пусть извиняется сам!». Он настраивает мужчин против супруг и говорит: «Ты же мужчина, ты не должен извиняться!».

А потом настает момент, когда Иблис настраивает вас против Аллаха, утверждая, что вам незачем просить прощения у Всевышнего и не за что каяться перед Ним.

Остановите это – смиритесь и попросите прощения у близких и родных людей, а затем совершите тауба и просите у Аллаха простить ваши грехи и уберечь вас от мыслей о разводе.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Согласно исламу, брак является особым типом союза между женщиной и мужчиной. В его рамках они находят уважение, любовь и упокоение. Но даже столь категоричная религия допускает разрыв брачных отношений, ведь далеко не всегда союз двух людей оказывается способен выдержать все жизненные испытания. Однако это довольно сложный процесс, предполагающий соблюдение ряда нюансов.
Таким образом, расторжение брака в мусульманстве считается возможным (категория «халяль» — дозволенное), хоть и относится к одним из наиболее нежелательных действий. Правила развода в исламе опираются на нормы Шариата, ведущими свои истоки от Корана и Благородной сунны, написанной Пророком Мухаммадом.

Данный процесс является довольно гибким, позволяя супругам хорошо обдумать свое решение. При изменении мнения и желании остаться в браке, восстановить отношения не составляет труда.

Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.

Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.

У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.

Развод в руках мужа — почему?

Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.

Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.

СЛУЧАИ, КОГДА ЖЕНА ИМЕЕТ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ РАЗВОД

В-третьих. Если у мужа есть недостатки в религии: он оставляет молитву или пренебрегает молитвой в общине, или не поститься в месяц Рамадан, не имея на то уважительной причины, или совершает запретные действия: прелюбодеяние, употребляет спиртные напитки, слушает музыку и музыкальные инструменты и т.п., то она имеет право просить развод (аль-хулуг ).

В-четвёртых. Если муж не выполняет своих обязанностей по отношению к ней: не обеспечивает её едой, или одеждой, или необходимыми вещами, несмотря на то, что может сделать это, то она может просить развод (аль-хулуг).

В-пятых. Если муж не исполняет супружеские обязанности в той мере, в какой это принято и достаточно для сохранения целомудрия, из-за его полового бессилия или отсутствия желания к жене, или из-за того, что он заинтересовался другой, или он не проявляется справедливость в распределении ночей между жёнами, то она может просить развод (аль-хулуг). А Аллах знает лучше».

Смотрите ответ на вопрос № 1859.

Если Вы имеете какую-либо из перечисленных причин, то Вы можете просить развод (аль-хулуг), а мужу вернуть свадебный дар (махр).

Если ничего из перечисленного нет, то Вам запрещено просить развод. Вы должны исполнять обязанности по отношению к своему мужу, не обижать его ни словом, ни делом, проявлять терпение и забыть первого мужа. Возможно, в этом есть милость, и это лучше для Вас. Сказал Всевышний:

وَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ وَعَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас — зло. Аллах ведает (об этом), а вы не ведаете» (сура «аль-Бакара», аят 216). А также Он сказал:

فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا

«Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (сура «ан-Ниса», 19).

А Аллаху ведомо лучше.

Вопрос: Какова достоверность хадиса о том, что если жена попросит развод у мужа (будет) проклята?

Ответ:

Существуют хадисы о том, что нельзя женщине требовать развода за исключением тех случаев, как плохое сожительство мужа. Об этом привел Абу Давуд (2226), Ат-Тирмизий (1187) и ибну Маджа (2055) о Совбане, да будет Аллах им доволен, что он сказал: «Сказал Посланник Аллах, Мир Ему: «Любая женщина, потребовавшая у своего мужа развод, будучи в неплохом (положении), то для нее харам (запрещен) запах Рая». (Его удостоверил Аль-Албаний в «Достоверном АбиДавуде»(сборник).

Читайте также:  За какие машины в 2023 году придется заплатить налог на роскошь: список

От Укбы бин Амира, да будет Аллах им доволен, передали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине (женщины), совершающие хуль – они лицемерки». Привел его Ат-Табараний в «Большом»(сборнике) (17/339) и удостоверил Аль-Албаний

Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. Свидетельство этому привел Аль-Бухарий (4867) об Ибн Аббасе, да будет ими обоими доволен Аллах, что жена Сабита ибн Къайса пришла к Пророку, Мир Ему и сказала: «О,Посланник Аллаха, Сабит Ибн Къайс, я не порицаю в нем ни нрава, ни религии, но я не хочу неверия в Исламе». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернешь ли ты ему его сад? (что был дан ей в качестве калыма)?» Она сказала : «Да!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Прими сад и расторгни с ней брак разводом!».

Ее слова: «но я не хочу неверия в Исламе», то есть, я не хочу совершать дела, которые противоречат нормам Ислама, такие как ненависть к мужу, неподчинение ему и неисполнение его прав(и своих обязательств пред ним) и т.д. (Смотрите «Фатхьуль-Бари» (Открытие Создателя) (400/9)

Шейх Бин Джибрин, да хранит его Аллах, в разъяснении того, что разрешает требование хуль сказал: “Если женщина невзлюбила нравы своего мужа такие как его суровость, вспыльчивость, восприимчивость, гнев и критика(порицания) по любому поводу и упреки за маленькие недостаток, то (в таком случае) она имеет право (требовать) хуль. Также, если она невзлюбит его внешний вид (какой-либо недостаток или изъян), или ей будет не хватать его чувств, то она имеет право на хуль.

Хуль1 является дозволенным, если он является недостаточным в религии, оставляет молитвы или не участвует в джамаат молитвах (соборной молитве мусульман), или не постится в Рамадан без причины, или совершает запретное, такое как как прелюбодеяние, пьянство, слушание песен и музыки и тому подобное. Если он не дает ей должное из привычного пребывания с ней, что будет способствовать ее целомудрию, по причине его импотенции (недостатка, лишающего его возлежания с ней для выполнения полового акта), или он избегает ее (не уделяя этому внимания), или отворачивается от нее к другой, или же не поступает справедливо в ночлеге (у нее, наравне с другими женами) то она имеет право на хуль, и Аллах лучший из знающих!» Конец цитаты.

Супруги должны исполнять обязанности по отношению друг к другу, быть в хороших отношениях, прилагая для этого усилия и жертвуя собой, решать проблемы, которые возникают у них, в атмосфере любви и взаимопонимания, следуя в этом словам Всевышнего Аллаха:

Живите с ними достойно [1],

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению. Аллах – Могущественный, Мудрый [2].

Мужу запрещено оставлять супружеское ложе на такой срок, если только это не случай, когда жена ослушается его и не исполняет свои обязанности. Только в этом случае он может покинуть супружеское ложе, пока она не покается, ведь Всевышний Аллах сказал:

وَاللاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا

А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Великий [3].

Если женщине не строптива, проявляет покорность, то мужу не дозволено оставлять жену по двум причинам.

Первая причина состоит в том, что муж обязан исполнять свои супружеские обязанности и хранить целомудрие супруги, иметь с ней половую близость в том количестве, в котором у нее есть необходимость, и на которое он физически способен.

Шейху Ибн Теймийи, да помилует его Аллах, задали вопрос о мужчине, который проявлял терпение на протяжении двух или трех месяцев и не имел половой близости с супругой, будет ли на нем грех? Обязан ли муж делать это?

Он ответил: Мужчина должен иметь половую близость с женой так, как это принято по обычаям. Это одно из самых подтвержденных прав жены, и это более важная обязанность мужа, чем кормление жены. Половой акт обязателен /ваджиб/. Некоторые (ученые) сказали, что он обязателен раз в четыре месяца. Другие считали, что он обязателен настолько, насколько у нее есть в нем потребность, а у него – сил совершать его, так же, как и в отношении кормления: он обязан предоставлять ей столько пищи, сколько ей необходимо, и сколько он может предоставить. И это более верное мнение из двух [4].

Вторая причина в том, что тот, кто отказывается иметь с женой, нестроптивой, половую близость в течение четырех месяцев, подобен человеку, который поклялся не приближаться к своей жене. Ему приказывают или совершить половой акт, или развести жену. Если муж откажется разводиться, то решение о разводе принимает шариатский судья.

Ученые Постоянного Комитета сказали: «Мужчина, который покинул супружеское ложе более чем на три месяца, то, если это было сделано из-за её ослушания и непокорности мужу в том, что она обязана как жена делать, и она после увещевания, напоминания о страхе перед Аллахом и о тех обязанностях, что она должна исполнять, продолжала ослушиваться его, то муж имеет право оставлять супружеское ложе столько, сколько будет необходимо, пока она не станет исполнять права мужа, и пока он не будет ею доволен…

Что же касается оставления супружеского ложе более четырех месяцев, причиняя вред жене, хотя она не делала никаких упущений в отношении мужа, то он подобен человеку, который поклялся[5] не вступать с женой в супружеские отношения, даже если он не приносил этой клятвы, то ему отсчитывается срок. Если проходит четыре месяца, и он не возвращается к ложу супруги и не имеет с ней половой близости, несмотря на возможность совершения полового акта, и несмотря на то, что у жены не время менструации и не время послеродового кровотечения, то ему повелевают дать жене развод. Если муж отказывается дать жене развод и отказывается вернуться к ней, то её разводит шариатский судья, или он признает брак недействительным, если жена попросит этого»[6].

Мы советует Вам подумать, почему он оставил Вас. Возможно, Вы не украшались для него, возможно, он болеет, у него проблемы, или он нуждается в лечении.

Присядьте рядом с ним, поговорите спокойно, без упреков и брани, узнайте причины этой ситуации. Если это не поможет, то обратитесь к мудрым членам своей или его семьи, которые помогут решить этот вопрос. Если не будет пользы и в этом, то в этом случае на Вас не будет греха, если Вы обратитесь за решением этого вопроса к шариатскому судье и попросите развод ради того, чтобы удалить вред, который Вам был нанесен (невыполнением супружеских обязанностей).

Читайте также:  Шесть российских компаний готовятся сменить юрисдикцию

Если же Вы изберете терпение и надежду на то, что Всевышний Аллах поведет Вашего мужа прямым путем, то в этом тоже нет греха, если пожелает Всевышний Аллах, но при условии, что это не будет для Вас трудно, и оставление супругом ложа не приведет к соблазну.

Просим Всевышнего Аллаха воссоединить вас в благе.

Развод при наличии детей

– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?

– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.

Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.

– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?

– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.

Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.

Развод в чрезвычайных и критических ситуациях

Существуют в исламе чрезвычайные случаи, при которых происходит развод супругов:

  • Супруг произнес слова о разводе в шутку. Брак в исламе святое, поэтому шутить об этом крайне не советуется. Более того, такие слова, произнесенные несерьезно, учитываются и процесс талака запускается.
  • Мужчина произнес слова о расторжении брака в пьяном состоянии. А вот в этом случае, ситуация не является серьезной и разрушение семьи не произойдет. Мусульманам даже молитвы читать в пьяном состоянии нельзя, это считается огромным грехом.
  • Обещание развестись, данное по принуждению. Если мужчину заставили с помощью манипуляций, угрозами или физической расправы отказаться от жены, то такое решение признается недействительным.
  • Решение, принятое незадолго или при смерти. Если человек знает, что скоро умрет и решает развестись, его просьба не будет принята. Это защищает женщину от оставления без наследства, а также влияет на юридический статус вдовы. В результате чего ей полагаются пособия или льготы, в зависимости от законов страны, гражданкой которой она является.

Тройной развод (талак)

Аудио версия настоящей статьи:

Настоящий материал входит в подраздел «Развод». Если вам интересны другие материалы про мусульманскую семью, то посетите раздел «Семья и Ислам». Мы собрали в нем достоверную теорию и ответы на практические вопросы. Учитесь на чужих ошибка, а не на своих.

Одна знакомая нам мусульманская семья находится в сложной ситуации. Муж во время семейной ссоры произнес три раза подряд формулу развода (талак). Может ли он вернуть свою жену?

Что касается случая, когда три развода даются единовременно, то «при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), затем в период правления Абу Бакра и в течение двух лет правления ‘Умара тройной [единовременный] талак считался одним [то есть если муж сразу трижды проговаривал формулу развода, это засчитывалось как один раз]». Передавший этот хадис Ибн ‘Аббас приводит после него слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Поистине, люди стали спешить в том, где нужно терпение (выдержка) [медлительность; спокойный, разумный и обдуманный подход]. А если нам завершить это (поставить подпись под этим) [сделать так, чтобы три озвученных талака засчитались как три[1]; дабы отучить людей от этой пагубной привычки?! Пусть думают, прежде чем говорить подобное]» Ибн ‘Аббас заканчивает свое повествование словами: «Он так и сделал. [То есть приказал проговоренные за раз три талака считать за три[2]]»[3].

В реалиях современной религиозной неграмотности и, к большому сожалению, необдуманного эмоционального использования слов развода в семейных ссорах, полагаю, каноническая практика времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), периода правления Абу Бакра и двух первых лет правления ‘Умара наиболее приоритетна, то есть следует три проговоренных единовременно талака засчитывать как один[4]. Тем более принимая во внимание общий контекст Корана и Сунны, призывающих нас создавать семьи и оберегать их, сохраняя внутрисемейную гармонию, взаимопонимание и целостность.

Отмечу, что в конце аята, повествующего об этапах развода, когда талак дается один за другим раз в месяц, есть слова:

«Таковы границы, определенные для вас Аллахом (Богом, Господом), не переступайте же их! Кто же переступает границы, те — грешники (притеснители, тираны)» (см. Св. Коран, 2:229).

На основе этого аята некоторые мусульманские ученые заключили: «Три развода-талака за раз – харам (запрещено и недопустимо)»[5].

Передается также, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) один человек развелся с женою, проговорив три развода-талака за раз. Пророк Мухаммад встал и гневно произнес: «Он играет книгой Аллаха (Бога, Господа) [искажая записанное в ней], и это когда я среди вас?! [То есть как он смеет дать три развода за раз, когда в Коране четко сказано о поэтапности, причем с наличием определенных условий]». Недовольство Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) было столь велико, что один из сподвижников встал и воскликнул: «О посланник Божий, может, мне убить его?»[6]

Двадцатилетняя практика работы имамом мечети (с 1997 года) и общения с прихожанами многократно подтверждали и подтверждают мне верность именно того варианта, который практиковался во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) – единовременный тройной талак считать за один, и только так. Проговаривать слова развода следует лишь в спокойном осознанном состоянии с соответствующим намерением, а не в порыве бесконтрольного гнева.

***

Шамиль, я недавно развелся со своей женой, но теперь хочу вернуть ее обратно. Когда я решил с ней развестись, то приехал в дом к ее отцу и при свидетелях (двоих мужчинах) сказал: «Развожусь с тобой. Развожусь с тобой. Развожусь с тобой». Сейчас же по настоянию родственников я хочу вернуть ее обратно. Возможно ли это? Если да, то что нужно сделать, чтобы вернуть ее обратно?

Единовременный тройной развод можно посчитать за один, а потому если не прошло трех месяцев (с момента, когда вы это озвучили), можно вернуть ее без специальных процедур. Но если они прошли, то придется провести новое бракосочетание и подарить жене новый свадебный подарок (махр).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *