- Страховое право

§ 2. Участие прокурора в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях;

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§ 2. Участие прокурора в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях;». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Стадия подготовки к судебному заседанию является важным этапом уголовного судопроизводства, где разрешается вопрос о возможности рассмотрения уголовного дела судом первой инстанции, выясняются обстоятельства, препятствующие дальнейшему движению производства по уголовному делу.

Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции

При подготовке к участию в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции особое внимание необходимо уделять подбору кандидатур прокуроров, которые будут поддерживать в суде государственное обвинение.

В соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ по делам с обвинительным заключением, утвержденным Генеральным прокурором РФ и его заместителями, государственных обвинителей должно назначать руководство прокуратуры РФ.

По делам, подсудным верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, государственных обвинителей должно назначать руководство соответствующих прокуратур субъектов РФ.

Государственных обвинителей следует назначать заблаговременно, для того чтобы обеспечить тщательное изучение ими материалов уголовного дела. При этом руководителям соответствующих прокуратур нужно учитывать характер, объем и сложность уголовного дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения в суде. По наиболее сложным делам при необходимости следует создавать группы государственных обвинителей, распределив их обязанности в соответствии с особенностями уголовного дела.

Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел

В приказах Генерального прокурора РФ неоднократно отмечалось, что защита конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов граждан, общества и государства, содействие методами прокурорского надзора осуществлению правосудия является одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры. Это направление деятельности реализуется в том числе и путем участия прокурора в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел.

Следует отметить, что данный участок реализации прокурором своих правозащитных функций претерпел существенные изменения. С введением в действие ГПК и АПК реальное воплощение получил конституционный принцип состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве. Процессуальным законодательством расширена сфера действия и другого основного принципа гражданского и арбитражного процессуального законодательства – принципа диспозитивности.

В соответствии с этими принципами, лежащими в основе гражданского и арбитражного судопроизводства, существенно изменились роль суда в собирании доказательств по делу, а также условия и порядок вступления прокурора по собственной инициативе в спорные гражданско-правовые отношения. По сути, вмешательство прокурора в гражданско-процессуальные и арбитражно-процессуальные правоотношения обусловлены исключительно публичными (государственными) интересами.

В соответствии с этим прокурор самостоятельно принимает решение о вступлении в гражданское и арбитражное судопроизводство, руководствуясь положениями закона, а также исходя исключительно из фактической стороны дела и убеждения о целесообразности своего непосредственного участия.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве. Закон о прокуратуре обязывает прокурора в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои интересы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо нарушение приобрело в силу иных обстоятельств особое общественное значение, предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Развитием этого законодательного положения следует считать указания Генерального прокурора РФ, содержащиеся в его приказе от 02.12.2003 № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве».

Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в ст. 45 ГПК, в которой определена возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Комментарии к ст. 45 ГПК РФ

1. В комментируемой статье закреплены общие положения об участии прокурора в гражданском процессе в судах общей юрисдикции. Данные полномочия реализуются прокурором в трех формах:

а) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 комментируемой статьи, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

в) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор .

———————————

См.: О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 27 января 2003 года N 8-15-2003.

2. Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции .

———————————

См.: О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 года N 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 3.

3. Закрепленные в ч. 1 комментируемой статьи положения конкретизируются ч. 3 ст. 131 ГПК РФ, которая определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

4. Данное требование распространяется и на процедуру оспаривания ненормативных актов. Так, прокурор в заявлении об оспаривании ненормативного акта местного самоуправления, если он вправе оспаривать его в целях защиты прав вышеуказанных лиц, должен указать, какие конкретно права и свободы лиц, в защиту которых он обращается, нарушены оспариваемым актом .

———————————

См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 3. [Электронный ресурс]. М., 2004.

5. Генеральная прокуратура РФ требует от нижестоящих прокуроров активно использовать предоставленное ч. 1 комментируемой статьи право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

6. Прокурорам предписано организовать эффективную работу по предъявлению заявлений в суд в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

7. Прокуроры должны сосредоточить внимание на защите прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т.д.), имея в виду, что указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

8. Обязанность прокурора — использовать все меры прокурорского воздействия для устранения нарушений социальных прав граждан. Он должен исходить из того, что обращение в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение).

9. Иметь в виду, что основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным. При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление должно быть зафиксировано прокурором в письменной форме. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств .

———————————

См.: Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: указание Генпрокуратуры РФ от 14 мая 2009 года N 160/8 // Законность. 2009. N 7.

10. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, не обращавшегося к прокурору с просьбой о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования, подавать только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Представлять доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска таким гражданином лично .

———————————

См.: Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 года N 51 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Тула: Издательский дом «Автограф», 2004 (том 1).

11. Отсутствие в ГПК РФ перечня упомянутых в ч. 1 комментируемой статьи уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке искового заявления (заявления) в таком случае от выполнения указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд.

12. Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду.

13. При обращении в суд с заявлением прокурорам необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств .

———————————

См.: Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 года N 51 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Тула: Издательский дом «Автограф», 2004 (том 1).

14. Из смысла ст. 136 ГПК РФ следует, что несоблюдение прокурором упомянутых требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина влечет оставление заявления прокурора без движения. На определение суда об оставлении искового заявления, заявления прокурора без движения им может быть подано представление (ст. 371, 372 ГПК РФ) .

Прокурор на этапе предварительного расследования

На этом этапе закон наделил прокурора правом:

  1. Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
  2. Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
  3. Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
  4. Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
  5. Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
  6. Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
  7. Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
  8. Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.
Читайте также:  Образцы заявлений, возражений, жалоб, ходатайств по гражданским делам

Участие прокурора в пересмотре судебных решений по уголовно-процессуальному законодательству ряда зарубежных стран: сравнительный анализ

Слово «функция» происходит от латинского function — исполнение. В словаре иностранных слов раскрывается несколько значений данного слова, наиболее близким для юриспруденции из которых является «обязанность, круг деятельности; назначение, роль»25. Один из этих аспектов также выделяют С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова: «обязанность, круг деятельности»2 . Однако, как представляется, слова «назначение» и «роль» в большей степени ассоциируются с понятием «уголовно-процессуальная функция».

В научной литературе можно встретить значительное число определений данного понятия, которые отражают многообразие подходов ученых к этому сложному правовому явлению, с учетом которых авторами выделяются различные аспекты и сущностные признаки уголовно-процессуальных функций. Так, например, Я. О. Мотовиловкер полагал, что под основными уголовно-процессуальными функциями (обвинения, защиты и разрешения дела) следует понимать обязательные в судебном разбирательстве по уголовному делу, регламентированные законом направления деятельности суда, на который возложена обязанность вынести законное и обоснованное решение, и сторон, наделенных равными правами содействовать с противоположных позиций ре шению вопроса, составляющего основной предмет процесса (об ответственности обвиняемого за вменяемое ему деяние), и влиять на ход процесса в соответствии с их личным, служебным или общественным интересом27.

По мнению С. Д. Шестаковой, полное разделение трех основных функций заключается в триаде нижеследующих правил: осуществление правосудия, утверждение обвинения и прекращение уголовного дела только судом; осуществление уголовного преследования только стороной обвинения; обеспечение обвиняемому, подсудимому права на защиту28.

А. В. Верещагина считает, что такой подход предполагает закрепление за субъектами уголовно-процессуальных правоотношений одной конкретной процессуальной функции. Это позволяет им выбрать наиболее оптимальный вариант поведения, активизировать его, поскольку они освобождаются от исполнения взаимоисключающих полномочий, что обычно происходит при наделении субъекта двумя и более процессуальными функциями. В конечном счете, это способствует усилению динамики уголовного процесса, перенесению центра уголовно-процессуальной деятельности с досудебного производства на судебные стадии29.

Проанализировав ранее изложенные в научной литературе точки зрения по проблемам определения сущности уголовно-процессуальных функций, в целом позиции ученых-процессуалистов по данному вопросу с определенной долей условности можно свести к четырем основным подходам: 1) функция — это отдельный вид или направление уголовно-процессуальной деятельности, ее часть или круг деятельности одного или нескольких участников30; 2) функция — это модель деятельности, ее направление, а не сама деятельность ; 3) функция — это основная установленная законом обязанность, в которой проявляется главное назначение, роль каждого участника процесса ; 4) функция — это не вид и не само направление уголовно процессуальной деятельности, а выраженные в направлениях этой деятельно сти назначение и роль участников процесса независимо о того, в каких имен 33 но стадиях и в какой последовательности они находят свое осуществление .

Указанные подходы нашли отражение в дефинициях, которые были предложены в научной литературе уже в период действия УПК РФ. Так, П. А. Лупинская полагает, что «виды, направления деятельности субъектов, обусловленные их ролью, назначением или целью участия в деле, называются процессуальными функциями» .

Г. Г. Турилов утверждает, что «уголовно-процессуальные функции -это такие несовпадающие и не поглощаемые друг другом основные направления уголовно-процессуальной деятельности участников уголовного процесса, которые обусловлены их ролью и назначением и которые осуществляются в целях решения задач уголовного судопроизводства» 5. С учетом этого он выделяет следующие признаки функций: 1) функции осуществляются посредством уголовно-процессуальной деятельности; 2) функцию характеризует не вся деятельность, а ее основные направления; 3) эти направления не совпадают и не поглощаются друг другом; 4) основные направления деятельности обязательно должны рассматриваться в связи с носителями, т.е. с субъектами, их осуществляющими; 5) между ролью и назначением участников уголовного процесса и их основными направлениями деятельности имеется устойчивая, взаимообусловленная связь; 6) основные направления деятельности должны быть направлены на решение задач уголовного судопроизводства .

По мнению С. П. Ефимичева и П. С. Ефимичева, функциями являются «определяемые нормами права, непосредственно раскрывающие предназначение уголовного судопроизводства, ориентированные на разрешение задач, стоящих перед уголовным процессом, определяющие направления деятельности участников процесса, обусловленные их правовым статусом»37. В данном определении подчеркивается детерминированность функций основным назначением уголовного судопроизводства, связь их с правовым статусом участника процесса.

Именно данный последний аспект считает Г. П. Химичева определяющим, утверждая, что «процессуальные функции следует рассматривать как направления процессуальной деятельности, осуществляемой участниками уголовного судопроизводства посредством реализации их прав и обязанностей»38.

Участие прокурора в производстве по уголовным делам в суде апелляционной инстанции

Таким образом, можно констатировать, что УПК РФ отражает преемственность отечественного уголовно-процессуального законодательства в том числе, и в самой системе пересмотра судебных решений, и в процедурных вопросах рассмотрения дел в вышестоящих судах по апелляционным, кассационным и надзорным жалобам и представлениям, и в некоторой части регламентации полномочий прокурора при проверке не вступивших и вступивших в законную силу судебных решений. При разработке отдельных институтов современного уголовно-процессуального права были глубоко изучены, проанализированы и учтены положения УУС, УПК РСФСР 1922 (1923) гг., УПК РСФСР 1960 г. и общесоюзного законодательства, был использован проверенный временем исторический опыт России в части обжалования и пересмотра не вступивших в законную силу и вступивших в силу судебных решений.

Тем не менее, общая идеологическая направленность нового уголовно-процессуального закона существенно повлияла на статус прокурора: «с введением в действие УПК РФ прокурор перестал быть лицом, надзирающим за точным исполнением законов в уголовном судопроизводстве (выделено нами — Э. Б.). В соответствии со ст. 37 УПК он является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, уполномочен ным осуществлять от имени государства уголовное преследование» .

Еще в 1997 году в Москве международные эксперты, обсуждая на форуме место и роль прокуратуры в правовом государстве, особо подчеркнули: «Изменение статуса и форм работы прокуратуры должно осуществляться гармонично, в соответствии с изменениями судебных и правовых систем, частью которых она является. Главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека и гражданского общества»129.

Однако, как показывает анализ оценок действующего УПК РФ со стороны практиков, наш законодатель не в полной мере прислушался к авторитетному мнению экспертов. Заместитель Генерального прокурора РФ С. Г. Кехлеров не без сожаления констатировал: «Следуя международным стандартам, российский законодатель ограничил полномочия прокурора и в уголовном судопроизводстве. Он отнесен к участникам процесса со стороны обвинения и лишен ряда прежних прерогатив. В частности, права истребовать уголовное дело для проверки, принести протест по собственному усмотрению на судебное решения по уголовному делу и др.»130

Как утверждают некоторые современные исследователи, законодателю не удалось избежать и ошибок в ходе реформы, обусловленных либо чрезмерным увлечением уже отмершими правовыми институтами, либо непродуманным соединением современных форм и устаревших процедур. Так, И. К. Севастьяник не без оснований утверждает, что «заимствование некоторых положений привело к тому, что аргументы критиков, которые использовались еще в 19 веке, оказались аналогичными аргументам, используемым сейчас (медленное прохождение дел, худшие процессуальные условия, нарушение принципа устности и непосредственности исследования

Шинелева Т. Кассационная инстанция: правовое положение сторон // Законность. 2004. № Кехлеров С. Судебный надзор: за и против // Законность. 2005. № 5. С. 4. доказательств…). Некоторые положения современный законодатель отверг, на наш взгляд, не совсем обоснованно. Это касается, например, … дачи прокурором заключения в суде кассационной инстанции… Не до конца продуманной представляется позиция законодателя, стремящегося определить положение прокурора только как сторону в процессе. Оказалось не урегулированным и положение вышестоящего прокурора в части отзыва внесенного представления и внесения дополнительного представления»131.

Полагаем, что указанные «слабые стороны» реформированных институтов действительно имели место быть, некоторые из них ликвидированы благодаря положениям Федерального закона от 29.12.2010 г. № 433-ФЗ, но ряд из них существует и нуждается в более детальном освещении, что и будет предпринято нами во второй главе настоящего диссертационного исследования.

Итак, проведенный исторический анализ приводит к выводу, что в дореволюционной России прокуратура занимала среди субъектов апелляционного обжалования особое положение, которое обусловливалось ролью прокуратуры и как органа государственного обвинения, и как органа надзора. Прокуратура, в отличие от других участников процесса, имела право принесения апелляционного протеста, что подчеркивало ее специфический статус. Полагаем, современному законодателю следует по-новому оценить предыдущий опыт российского законодательства в этой части и вернуть прокурору утраченные атрибуты его особого предназначения в уголовном процессе как органа надзора за исполнением законов. судебных решений и форм участия прокурора в пересмотре судебных решений следует сравнить ныне действующую систему норм УПК РФ с соответствующими правовыми институтами уголовно-процессуального права ряда стран ближнего зарубежья, которые сохранили в некоторой степени традиции общесоюзного законодательства.

Анализ уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан в части регламентации пересмотра судебных решений показывает, что законодатель первоначально отказался от двухступенчатой системы пересмотра не вступивших в силу судебных решений. В 2001 году глава 48 УПК РК132, регулировавшая деятельность кассационных судов, была отменена133. Однако ныне действующая редакция УПК РК включает новую главу 48-1 «Рассмотрение дел по кассационным жалобам, протестам», которая регламентирует пересмотр не вступивших в силу судебных решений специализированных межрайонных судов по уголовным делам, специализированных межрайонных военных судов по уголовным делам, вынесенных при рассмотрении дел с участием присяжных заседателей, и решений областных и приравненных к ним судов, вынесенных при рассмотрении дела в апелляционном порядке, за исключением постановлений, указанных в ч. 3 ст. 423 УПК РК.

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанций

При поступлении уголовного дела с кассационным представлением судья назначает дату, время и место судебного заседания, о чем прокурор должен быть извещен не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Однако неявка лиц, своевременно извещенных о дате, времени и месте заседания суда кассационной инстанции, не препятствует рассмотрению дела.

Производство в суде второй инстанции включает в себя апелляционный и кассационный порядок рассмотрения уголовного дела. Апелляционное и кассационное обжалование прокурором судебных решений, не вступивших в законную силу. В апелляционном порядке рассматриваются представления государственного обвинителя или вышестоящего прокурора на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями. В кассационном порядке рассматриваются представления государственного обвинителя или вышестоящего прокурора на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные федеральным судом первой и апелляционной инстанций. Апелляционное и кассационное представление может быть подано в течение 10 суток со дня провозглашения приговора.

Участие прокурора в судебном производстве по уголовным делам

Процедура формирования коллегии присяжных проводится с участием прокурора. Он должен сделать все возможное для выяснения всех характеристик личности кандидатов в присяжные заседатели, которые (характеристики) могут повлиять на объективность присяжных, и если таковые будут выявлены – инициировать отвод.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (п.4) прокуроры обязаны принимать участие в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции независимо от того инициировано оно принесением кассационного представления либо жалобой со стороны защиты. Прокурор в заседании суда кассационной инстанции поддерживает внесенное представление или доводит до суда возражение на кассационную жалобу иных участников уголовного процесса. При обжаловании судебного решения другой стороной и отсутствия оснований для принесения представления прокурор должен выражать свое отношение к существу жалобы посредством соответствующих возражений. В своем выступлении прокурор формулирует свою позицию о законности или незаконности обжалованного приговора.

Участие Прокурора В Производстве В Судах Кассационной И Надзорной Инстанций По Уголовным Делам В 2022 Г В Рф

Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю. В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты. Особое внимание осударственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение. Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления. Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса. Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положенияю.

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанций

Рассмотрение уголовного дела судом кассационной инстанции начинается стого, что председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, в том числе прокурора, имеются ли у них отводы и ходатайства.

Ошибки и нарушения закона, допускаемые в суде первой инстанции, не всегда устраняются в апелляционном или кассационном порядке, поэтому законом предусмотрен исключительный – надзорный порядок пересмотра приговоров, определений и постановлений суда, заключающийся в том, что применяется в виде исключения, когда не достигнуто правильное разрешение дела в основных стадиях, когда судебное решение вступило в законную силу, а осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший, его представитель, а также прокурор полагают, что оно неправосудно.

Производство в суде кассационной и надзорной инстанции в уголовном процессе

Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2022 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд.
Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Права и обязанности прокурора в уголовном процессе

Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.

Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном. После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях. Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.

Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и комментариями по делу.

На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:

  • вступление;
  • рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
  • анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
  • краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
  • правовое обоснование квалификации преступления;
  • предложение о виде и размере наказания.

Гражданское право, гражданский процесс — Прокуратура Кировской области

Судебные составы, рассматривающие кассационные и надзорные жалобы и представления по существу, формируются с тем расчетом, чтобы в них не входили судьи, ранее участвовавшие в рассмотрении уголовного дела или ранее выразившие в постановлениях свое отношение к доводам кассационного или надзорного ходатайства, по которым возбуждено производство.

Председательствующий открывает судебное заседание, объявляет, какое дело слушается, представляет участвующим в заседании лицам судей, докладчика, прокурора, секретаря судебного заседания, ведущего протокол, разъясняет права, разрешает отводы. В судебном заседании участие защитника, если осужденный не заявил отказ от него в порядке ст. 52 УПК РФ, является обязательным.

При решении вопроса о принесении кассационных и надзорных представлений в целях отмены судебных решений по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого дело прекращено, прокуроры должны руководствоваться тем, что основанием для этого являются допущенные в ходе судебного разбирательства и повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия .

Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 1 года со дня его вступления в законную силу . Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст. 389.5 УПК РФ.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносят в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконные или необоснованные решения, приговоры, определения или постановления суда.

Справедливость означает принятие судом такого решения, посредством которого восстанавливаются нарушенные права, положение, существовавшее до нарушения закона, противоправные действия осуждаются, устанавливаются виновные в совершении преступления и им назначается наказание, соответствующее степени их общественной опасности, доле участия в совершении преступления постольку, поскольку оно способствует исправлению осужденного.

В надзорном представлении должны быть приведены доводы прокурора, подавшего представление, с указанием оснований к отмене или изменению приговора или иного обжалуемого решения, предусмотренные ст. 379 УПК РФ. Требования, предъявляемые к представлению, делают более предметной проверку приговора или иного решения, а также обязывают привести в решении надзорной инстанции те основания, которыми отвергнуты эти или иные доводы представления. Такие мотивированные ответы должны предупреждать неоднократные обращения в надзорные инстанции с ходатайством о проверке дела.

Требования, предъявляемые в законе к представлению, обусловлены и тем, что в УПК РФ право его принесения принадлежит прокурору, который имеет возможность самостоятельно указать, что именно и почему в состоявшемся решении является, по его мнению, незаконным или необоснованным.

Расследование по уголовному делу прекращается, если в его результате были установлены обстоятельства, которые исключают возможность или необходимость дальнейшего производства по делу. Обоснованное и своевременное прекращение уголовного дела ограждает невиновного от привлечения к уголовной ответственности или исключает применение уголовного наказания к тем лицам, которые не представляют большой общественной опасности в силу незначительности совершенного деяния и последующего примирения с потерпевшим, деятельного раскаяния или иных предусмотренных законом обстоятельств.

Обвинительный акт составляет дознаватель, непосредственно осуществлявший предварительное расследование по находящемуся у него в производстве уголовному делу. В обвинительном акте указываются: время и место его составления; должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; все данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, имеющиеся в его документах (паспорте, свидетельстве о рождении и т. п.), а также установленные в ходе дознания, включая сведения о судимости; место, время, способ, форма вины, мотивы и цели совершенного им деяния, характер и размер вреда, причиненного преступлением потерпевшему, а также иные обстоятельства; формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ, а также вид соучастия в преступлении (ст. 32-35 УК); перечень доказательств, подтверждающих обвинение, а также приводимых стороной защиты; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; сведения о потерпевшем, гражданском истце, гражданском ответчике; список лиц, подлежащих вызову в суд.

Производство в суде кассационной и надзорной инстанции в уголовном процессе

Государственные обвинители обязаны уделять особое внимание качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений. Представления должны соответствовать требованиям закона, быть конкретными, ясными и мотивированными, а изложенные в них доводы — подтверждены материалами дела.

Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются прокурором в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления.

Если решение мирового судьи обжалуется противоположной стороной, то прокурор вправе представить мировому судье возражения в письменной форме с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой и возражениями относительно них.

Ссылка прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю. В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты. Особое внимание осударственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение. Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления. Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса. Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положенияю.

6. Если кассационные жалоба, представление были переданы на рассмотрение суда кассационной инстанции постановлением Председателя Верховного Суда Российский Федерации или его заместителя, в течение 10 дней с момента принятия решения суд кассационной инстанции направляет копию этого решения Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю, который своим постановлением вправе передать кассационные жалобу, представление, если они были оставлены без удовлетворения или удовлетворены частично, для рассмотрения в вышестоящий суд кассационной инстанции либо в Президиум Верховного Суда РФ.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 7 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с частью первой статьи 412.9 УПК РФ.

ОСОБЕННОСТИ КАССАЦИОННОГО И НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

The presented article is devoted to the study of theoretical and practical problems that arise with the participation of the prosecutor in the court of appeal, cassation and supervisory instances. The main methods of achieving results are formal legal, comparative legal, separate logical techniques. Based on the analysis of the current legislation, doctrinal sources, the authors considered various aspects of the participation of the prosecutor in the courts of verification instances. Particular attention is paid to the legal regulation of the forms of participation of the prosecutor in the revision of judicial acts. It is noted that the participation of the prosecutor in the court of appeal, cassation, as well as the supervisory instance, is characterized by gaps in the legal regulation. The legislation does not specify the forms of participation of the prosecutor in reviewing judicial acts, it is not specified in which cases the prosecutor gives a conclusion on the case, and in which explanations, attention is drawn to the excessive restriction of the powers of the prosecutor to apply to the courts of verification instances. In this regard, the authors come to the conclusion that the forms of participation of the prosecutor in reviewing judicial acts should be improved, and the practice of hearing cases involving his participation should be thoroughly studied and analyzed.

Читайте также:  Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме

Анализ норм нынедействующего ГПК позволяет говорить об отсутствии прямых оснований для дачи таких заключений, тогда как в ГПК РСФСР, в частности в ст. 303, предусматривалось право прокурора давать заключение о законности и обоснованности пересматриваемых судебных актов. Несмотря на то, что в ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено правовое основание для вступления прокурора в дело на любой стадии процесса, реализация этого права ставится в зависимость от процессуального законодательства, которое, увы, не закрепило право прокурора вступить в процесс для дачи заключения в судах проверочных инстанций.

Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю. В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты. Особое внимание осударственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение. Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления. Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса. Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положенияю.

Для принесения протеста в порядке надзора необходимо наличие оснований и поводов. Основанием выступают нарушения норм материального и процессуального права, в результате которых судебный акт является незаконным или необоснованным. Для того, чтобы решить вопрос, имеются ли основания для принесения надзорного протеста прокурор проверяет уголовное дело. Правом истребования для проверки уголовного дела из суда принадлежит, прежде всего, прокурорам, управомоченным приносить надзорные протесты, причем в пределах их территориальной компетенции. Районные (городские) и приравненные к ним прокуроры также вправе истребовать дела из районных (городских), межгарнизонных судов, они не вправе приносить надзорные протесты, но имеют право в необходимых случаях вносить вышестоящему прокурору представление о принесении протеста в порядке надзора. Поводом к истребованию уголовного дела является ходатайство граждан, предприятий, учреждений и организаций о принесении протеста на приговор, сообщения в СМИ, инициатива прокурора, если данные о неправосудности решения получены им при непосредственном участии в рассмотрении дела. Основным поводом для принесения надзорного протеста выступает надзорная жалоба лица, участвующего в деле (обвиняемого, потерпевшего).

Государственный обвинитель вправе отказаться от обвинения полностью или частично, при этом он обязан незамедлительно сообщить прокурору о наличие оснований для отказа от обвинения, т.к. в случае несогласия прокурор имеет право заменить государственного обвинителя либо поддерживать обвинение лично.

В соответствии с ч. 5 ст. 365 УПК стороны вправе заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, производстве судебной экспертизы. об истребовании вещественных доказательств и документов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции. Толкование смысла ч. 4 и 5 ст. 365 УПК даст основание полагать, что государственный обвинитель вправе ходатайствовать о производстве следственно-судебных действий в целях собирания доказательств, если только подобное ходатайство было заявлено в ходе рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции.

Кассационная инстанция — суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций. Суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность, справедливость приговора и иного судебного решения.

Глава 47.1. Производство в суде кассационной инстанции

Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит прокурору, участвующему в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом. Апелляционная жалоба согласно ГПК РФ может быть подана в течение месяца со дня вынесения судебного решения в окончательной форме (ст. 321).

Апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

1) районным судом — на решения мировых судей;

2) верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;

3) Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ — на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда РФ — на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;

4) Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ — на решения Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции.

В соответствии с ГПК РФ при установлении определенных фактов правопрепятствующего характера (апелляционная жалоба не соответствует требованиям ст. 322 или не оплачена государственной пошлиной) судья выносит определение об оставлении жалобы без движения и назначает лицу, подавшему жалобу, срок для исправления недостатков. Если лицо, подавшее жалобу, в установленный срок выполнит указания, содержащиеся в определении судьи, жалоба считается поданной в день первоначального поступления ее в суд (ст. 323).

Следовательно, передел перемен поверг к тому, что теперь некоторые судебные решения вообще не могут быть пересмотрены в «новом кассационном порядке, причем открыто в кодексе, об этом не указано. Разница стала не количественной, а качественной. Ведь ответа на поставленный вопрос: «А зачем нам нужны эти изменения? — так и не нашло своего отражения, на мой взгляд, поискам глубокого смысла выработанных изменений будет посвящено множество диссертационных исследований.

Надзор может выходить за рамки поступившего иска. Надзорная инстанция носит ревизионный характер, имея абсолютный контроль законности полученной документации.

Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:

  • прекращение судопроизводства;
  • отказ в удовлетворении протеста;
  • изменение документа;
  • возврат дела без рассмотрения;
  • отмена приговора.

Отмена может касаться не всех документов, а только тех, которые вынесли в кассации. У граждан нашего государство есть право обращаться в ЕСПЧ (Страсбургский суд), который может признавать факт нарушения прав, а также давать заключения об устранении несоблюдения прав человека.

Чтобы дело не дошло до обращения в данный орган, проводится контроль решений нижестоящих инстанций. Требующих вмешательство ситуаций не так уж много.

Процент отмены вердикта надзорным органом в 2021 году равняется около 10%, изменению подлежат 15-20% обвинительных приговоров.

Кассационная жалоба обращается в суд высшей инстанции после вступления в действие вердикта, полученного при предыдущих процессах. Этим кассация отличается от апелляции, которую подают до вступления постановления в силу.
По ГПК кассационная инстанция считается высшей, третьей по уровню значимости после первоначального и апелляционного судопроизводства. Заявить протест имеют право участники процесса и сторонние лица, чьи интересы затронуты делом.

Основным поводов для возбуждения уголовного производства является наличие любых сведений и данных, свидетельствующих о том, что вердикт суда вынесен незаконно, является неоправданным. Стоит отметить, что в 2021 году соответствующим постановлением срок подачи надзорной жалобы сделали неограниченным. Более того, надзорных инстанций существует несколько. Поэтому если вам отказали в удовлетворении жалобы в одной инстанции, вы имеете полное право обратиться в другую.

Подать надзорную жалобу можно как сразу после вынесения приговора, так и в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы. Даже после погашения судимости человек имеет право на возбуждение надзорного производства в уголовном процессе в том случае, если на это есть основания.

В соответствии с ч.1 ст.391.12 ГПК РФ суд надзорной инстанции наделен следующими полномочиями:

  • оставить итог судебного разбирательства без каких-либо изменений;
  • первоначальное решение отменить полностью или частично, а дело направить на повторное рассмотрение;
  • постановление нижестоящего суда отменить, оставив при этом заявление без рассмотрения или же прекратив разбирательство;
  • оставить неизменным одно из решений, принятых нижестоящими судами по конкретному делу;
  • отменить (изменить) первоначальное постановление и принять новое, не направляя дело на повторное рассмотрение (такой вариант допускается, если обнаружена ошибка в толковании и использовании норм материального права);
  • оставить жалобу без рассмотрения при наличии весомых оснований, прописанных в ст.391.4 ГПК РФ.

В целом суды надзорной инстанции уполномочены проверять правильность применения нижестоящими судами положений материального и процессуального права. Однако они не могут пересматривать те части судебного постановления (или весь документ в целом), которые не обжалуются.

Есть ряд условий, которые необходимо соблюсти для рассмотрения надзорной жалобы в рамках уголовного производства.

Участие прокурора в уголовном процессе

В соответствии с ч. 5 ст. 365 УПК стороны вправе заявить ходатайство о вызове новых свидетелей, производстве судебной экспертизы. об истребовании вещественных доказательств и документов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции. Толкование смысла ч. 4 и 5 ст. 365 УПК даст основание полагать, что государственный обвинитель вправе ходатайствовать о производстве следственно-судебных действий в целях собирания доказательств, если только подобное ходатайство было заявлено в ходе рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции.

Кассационная инстанция — суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций. Суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность, справедливость приговора и иного судебного решения.

При поступлении уголовного дела с кассационным представлением судья назначает дату, время и место судебного заседания, о чем прокурор должен быть извещен не позднее 14 суток до дня судебного заседания. Однако неявка лиц, своевременно извещенных о дате, времени и месте заседания суда кассационной инстанции, не препятствует рассмотрению дела.

Рассмотрение уголовного дела судом кассационной инстанции начинается стого, что председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, в том числе прокурора, имеются ли у них отводы и ходатайства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *