- Страховое право

Госдолг стран мира на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдолг стран мира на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госдолг – сумма, которую страна получила от своих граждан, других государств и частных инвесторов. Он состоит из двух частей: внешней и внутренней. Внутренний долг – все то, что государство должно своим гражданам и другим институтам в собственной валюте. Внешний – задолженность перед любыми иностранным кредиторами.

Как появился внешний долг России

Сумму обязательств Российской Федерации можно разделить на две части: расходы, возникшие еще в 90-ые при образовании нового государства и новые займы, необходимые для развития. На рубеже тысячелетий Россия оказалась в сложной ситуации: Центральный Банк и Минфин принимали самые плохие решения из возможных и в итоге были вынуждены объявить дефолт.

С Советским прошлым закончили в 2017 г. Летом был проведен последний платеж в размере 125 млн. долларов. Неудачи страны больше не влияли на оплату и осталось только брать новые деньги и обслуживать текущие задолженности. Начиная с 2000-ых Россия получила в свои руки большие нефтегазовые доходы. Топливные рынки начали развиваться с очень высокой скоростью, цена на нефть взлетела, что позволило постепенно погашать свои обязательства. В тот же период, государство тратило деньги на внутреннее развитие.

Государственный долг к ВВП в России по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 17.0000 12.6000 17.0000 12.6000 -25.88%

Бюджетная консолидация

В 2021–2023 годах прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17,8 трлн руб. в 2020 году до 18,76 трлн руб. в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20,6 трлн руб. в 2022 году и 22,3 трлн руб. в 2023 году, говорится в проекте госбюджета.

Расходы федерального бюджета в 2021 году в номинальном выражении составят 21,5 трлн руб. после 22,56 трлн руб. в 2020 году. В 2022 году расходы вырастут до 21,9 трлн руб., в 2023 году — до 23,67 трлн руб. Однако в отношении к ВВП ожидается снижение бюджетных расходов с 21,1% ВВП в 2020 году до 18,6% ВВП к 2021 году и до 17,8% ВВП к 2023 году.

Несмотря на рост номинальных расходов, видна запланированная консолидация бюджета более чем на 2,5 п.п. ВВП в 2021 году, а ненефтегазовый дефицит планируется снизить почти до уровня 2019 года к 2022 году, отмечает Куликов. Это позволит в итоге вернуться к работе по бюджетному правилу с неизменными параметрами, заключает Куликов.

В 2020 году правительство временно смягчило бюджетное правило, которое в норме ограничивает расходы бюджета суммой базовых нефтегазовых доходов, ненефтегазовых доходов, процентных расходов и 0,5% ВВП. Ненефтегазовые доходы в этом году снизились относительно изначального закона о бюджете, и расходы по правилу должны были бы тоже сократиться. Но Минфин, наоборот, планирует нарастить их до 22,6 трлн руб. (оценка из проекта госбюджета) по сравнению с изначально заложенными 19,7 трлн руб., чтобы простимулировать затронутую пандемией экономику и поддержать доходы населения. Если будут использованы переходящие остатки 2019 года, общие расходы в 2020 году могут достичь 23,7 трлн руб., следует из бюджетной росписи Минфина.

Что такое внешний долг

Привлечение заемных средств от частных и государственных структур иностранного подданства, приводит к накоплению долговых обязательств рассматриваемого государства. Средства могут использоваться в различных целях, в том числе для нормализации состояния внутреннего экономического климата. В роли источников денежных средств могут выступать: фонды, частные инвесторы, банки и т.д.

Формирование внешнего государственного долга (т.е. заимствования) осуществляется через операции на долговом рынке или посредствам прямых займов. Облигации федерального займа (Россия) или иные бумаги аналогичного типа, считаются основными инструментами привлечения капитала государством. Размер госдолга – это динамическая величина, рассчитываемая путем сложения всех кредитных обязательств страны.

Положительным аспектом международных финансовых ресурсов является увеличение объема ликвидности, приводящее к повышению потребительской активности и промышленному росту. Привлеченные средства могут использоваться для рефинансирования внешнего государственного долга страны, то есть погашения предыдущих займов. Социальные и бюджетные программы также могут финансироваться за счет средств, привлеченных по внешним каналам.

Обслуживание внешнего долга является одной из основных факторов, замедляющих прирост показателя ВВП, так как средства, направляемые на погашение долга и процентов по нему, изымаются из общего объема государственного капитала.

Рейтинг стран по внешнему и государственному долгу

В марте 2021 года Всемирный банк (ВБ) опубликовал доклад, посвященный двусторонней задолженности развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Россией.

По данным ВБ, к концу 2019 года по двусторонним займам около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд. Речь идет как о долгах государств, так и о долгах юрлиц, гарантированных государствами.

Читайте также:  Многодетные родители на работе: права, льготы, отпуск, увольнение

Самым крупным должником РФ на конец 2019 года оказалась Белоруссия ($8,1 млрд). Затем идут Бангладеш, Венесуэла, Вьетнам, Йемен и Индия. Каждая из этих стран должна России более $1 млрд. Часть из этих долгов остается еще с начала 1990-х годов.

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

  • Добавлен список стран по размерам ставки НДС 20 января, 2021
  • Добавлен новый рейтинг стран по уровню жизни пенсионеров 6 декабря, 2020
  • Добавлен новый рейтинг городов по стоимости жизни (по версии The Economist) 13 ноября, 2018
  • Обновлены рейтинги стран по уровню свободы 27 октября, 2020
  • Обновлен рейтинг лучших городов мира 24 октября, 2020

Эксперты считают, что позиция Сингапура в рейтинге будет улучшаться, так как экономика страны демонстрирует рост. Пока же на одного гражданина Сингапура приходится около $50 тысяч долларов госдолга – по этому показателю город-государство сравнялось с США. Кстати, 91% государственного долга страны покрывается международными резервами.

Банковский сектор страны пребывает в явном кризисе, что в совокупности с общеевропейскими проблемами негативно сказывается на объеме заимствований. До 2008 года долг Ирландии не превышал 30% от ВВП, эксперты же прогнозируют увеличение показателя до 120% в ближайшие год-два. По размеру госдолга в расчете на одного жителя страны Ирландия уступает только Японии.

Уровень государственного долга в стране составляет 123% от ВВП. На каждого итальянца сегодня приходится примерно $43 тысячи госзаимствований. Правда экономика Италии демонстрирует рост в объеме около 7% в год, поэтому значительного увеличения доли госдолга к ВВП не ожидается. Аналитики прогнозируют рост показателя на 1-1,5% к концу этого года.

Структура внешнего долга РФ

Размер внешней задолженности формируется из целого ряда компонентов, доля которых в общей сумме финансовых обязательств может корректироваться как в краткосрочном, так и в долгосрочном обозрении. Основными из этих компонентов являются:

  1. Обязательства по оплате импортных сделок.
  2. Проценты по зарубежным кредитам и ценным бумагам.
  3. Суммы, необходимые для выкупа (погашения) ценных бумаг с истекшими сроками действия.
  4. Гарантии по кредитам и ссудам, выданным зарубежными финансово-кредитными учреждениями представителям национального корпоративного сектора.
  5. Задолженность промышленных предприятий, учреждений, организаций, иных субъектов хозяйствования перед зарубежными партнерами и финансовыми институтами.
  6. Международные обязательства Центробанка.

Итоговая сумма преимущественно складывается из обязательств центральных органов государственного управления, а также представителей корпоративного и банковского сектора.

Размер и динамика госдолга России на сегодняшний день

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2021 гг.)* млн. долл. США:

Дата Всего в т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте
2021 год
01.01.2021 56 702,9 17 596,6
01.02.2021 56 260,1 17 216,6
01.03.2021 56 629,3 17 573,9
01.04.2021 56 104,6 17 426,0
01.05.2021 56 517,7 17 710,6
01.06.2021 58 149,5 17 502,0
01.07.2021 58 542,2 18 077,1
01.08.2021 58 691,8 18 234,4
01.09.2021 58 530,1 18 124,4
2020 год
01.01.2020 54 848,3 13 252,8
01.02.2020 54 731,8 13 188,1
01.03.2020 54 616,7 13 076,6
01.04.2020 54 068,4 12 874,1
01.05.2020 50 590,3 12 925,3
01.06.2020 50 963,8 13 257,8
01.07.2020 51 026,3 13 336,3
01.08.2020 51 625,7 13 806,0
01.09.2020 51 809,1 13 957,9
01.10.2020 50 364,9 13 773,7
01.11.2020 51 982,4 15 404,7
01.12.2020 54 880,1 15 886,9
2019 год
01.01.2019 49 156,5 11 567,4
01.02.2019 47 683,7 11 597,5
01.03.2019 47 557,7 11 493,9
01.04.2019 51 067,2 11 539,2
01.05.2019 51 145,8 11 587,5
01.06.2019 51 261,4 11 732,3
01.07.2019 53 954,6 11 915,4
01.08.2019 53 828,0 11 851,2
01.09.2019 53 888,4 11 934,6
01.10.2019 53 625,5 12 053,6
01.11.2019 53 935,7 12 331,2
01.12.2019 54 164,4 12 583,2
2018 год
01.01.2018 49 827,3 10 357,2
01.02.2018 50 519,5 11 023,5
01.03.2018 50 571,8 11 089,3
01.04.2018 51 393,2 10 936,5
01.05.2018 51 359,7 10 934,6
01.06.2018 51 114,7 10 759,3
01.07.2018 50 960,2 10 653,6
01.08.2018 47 331,5 10 492,7
01.09.2018 47 133,9 10 301,1
01.10.2018 47 084,2 10 528,2
01.11.2018 47 195,0 10 673,4
01.12.2018 47 148,1 10 651,0
2017 год
01.01.2017 51 211,8 11 730,5
01.02.2017 51 217,2 11 726,3
01.03.2017 51 190,4 11 720,6
01.04.2017 50 558,6 11 720,6
01.05.2017 48 556,4 11 720,6
01.06.2017 48 552,6 11 720,4
01.07.2017 51 471,4 11 680,4
01.08.2017 51 286,0 11 673,4
01.09.2017 51 094,2 11 667,8
01.10.2017 51 230,0 11 667,8
01.11.2017 51 202,3 11 667,8
01.12.2017 51 172,4 11 667,8
2016 год
01.01.2016 50 002,3 11 875,9
01.02.2016 49 995,5 11 875,9
01.03.2016 49 987,4 11 870,1
01.04.2016 49 363,2 11 870,1
01.05.2016 49 253,4 11 870,1
01.06.2016 50 946,5 11 868,5
01.07.2016 50 882,5 11 868,5
01.08.2016 50 871,5 11 861,6
01.09.2016 50 864,6 11 855,9
01.10.2016 51 475,7 11 855,9
01.11.2016 51 442,1 11 855,9
01.12.2016 51 271,3 11 733,3
2015 год
01.01.2015 54 355,4 12 083,2
01.02.2015 54 305,5 12 070,3
01.03.2015 54 268,0 12 064,3
01.04.2015 53 481,4 12 064,2
01.05.2015 51 480,4 12 064,3
01.06.2015 51 453,7 12 062,8
01.07.2015 51 324,3 11 989,1
01.08.2015 51 289,8 11 983,7
01.09.2015 51 300,0 11 977,8
01.10.2015 50 226,4 11 977,8
01.11.2015 50 189,3 11 977,8
01.12.2015 50 128,6 11 976,3
2014 год
01.01.2014 55 794,2 11 399,1
01.02.2014 55 750,9 11 399,0
01.03.2014 55 666,9 11 322,6
01.04.2014 54 881,5 11 322,6
01.05.2014 54 875,4 11 315,5
01.06.2014 54 810,3 11 313,9
01.07.2014 54 672,5 11 313,9
01.08.2014 54 604,6 11 310,4
01.09.2014 54 553,5 11 304,2
01.10.2014 53 746,4 11 304,0
01.11.2014 53 704,6 11 285,7
01.12.2014 53 972,2 11 604,1
2013 год
01.01.2013 50 769,2 11 389,8
01.02.2013 50 644,6 11 308,8
01.03.2013 50 616,5 11 301,7
01.04.2013 49 803,9 11 301,1
01.05.2013 49 837,4 11 384,1
01.06.2013 49 645,5 11 269,5
01.07.2013 49 568,1 11 266,5
01.08.2013 49 550,6 11 270,5
01.09.2013 49 539,4 11 264,2
01.10.2013 55 778,8 11 264,7
01.11.2013 55 890,7 11 395,0
01.12.2013 55 834,6 11 394,9
2012 год
01.01.2012 35 801,4 1 008,9
01.02.2012 35 776,5 1 004,7
01.03.2012 35 728,9 998,5
01.04.2012 34 819,9 1 017,0
01.05.2012 41 734,7 1 016,9
01.06.2012 41 639,3 1 015,8
01.07.2012 41 540,1 1 012,6
01.08.2012 41 323,2 980,5
01.09.2012 41 317,5 974,2
01.10.2012 40 544,8 970,7
01.11.2012 40 916,6 1 400,7
01.12.2012 40 872,9 1 400,7
2011 год
01.01.2011 39 956,9 913,3
01.02.2011 39 798,6 824,2
01.03.2011 39 771,2 817,6
01.04.2011 38 836,9 816,1
01.05.2011 38 832,8 817,9
01.06.2011 37 010,0 816,5
01.07.2011 36 845,2 813,5
01.08.2011 36 777,8 795,8
01.09.2011 36 880,6 969,4
01.10.2011 36 002,0 966,0
01.11.2011 35 964,4 966,8
01.12.2011 35 838,1 965,6
Читайте также:  Досрочный выход на пенсию при стаже 37 лет для женщин

График погашения внешнего долга РФ по месяцам: основной долг (ЦБ РФ)

Срок платежа Госдолг, млн $ ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $
Сентябрь 2018 10 7 668
Октябрь 2018 25 6 335
Ноябрь 2018 40 6 953
Декабрь 2018 56 13 207
Январь 2019 279 3 093
Февраль 2019 504 2 650
Март 2019 5 937
2 квартал 2019 1 553 15 269
3 квартал 2019 30 9 730
4 квартал 2019 734 16 627
1 квартал 2020 30 9 252

Государственный внешний долг по годам

Если вам интересно посмотреть, как менялись суммы задолженности в разные периоды существования нашей страны, то это можно легко отследить по таблице ниже:

Дата

Сумма, млрд. долларов

1991, 25 декабря

67,8

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января[19]

114,1

2006, 1 января[20]

76,5

2007, 1 января[21]

52,0

2008, 1 января[22]

44,9

2009, 1 января[23]

40,6

2010, 1 января[24]

37,6

2011, 1 ноября[25]

36,0

2012, 1 января[26]

34,7

2013, 1 января[27]

54,4

2014, 1 января[28]

61,7

2015, 1 января[29]

54,4

2015, 1 декабря[12]

50

2016, 1 января[12]

50

2016, 1 декабря[12]

51,2

2017, 1 января

51,2

2017, 1 декабря

51,2

2018, 1 января

49,8

2019, 1 июня

51,3

2020, 1 января

17,704

Таким образом, размер внешнего совокупного долга постепенно сокращается. Уже сейчас Россия производит погашение ударными темпами, которые стали возможны благодаря тому, что многие страны соглашаются на выплаты товарами.

В течение последних 4-х лет размер государственного долга постепенно снижался. На первый взгляд это позитивная тенденция, которая указывает на окончание кризисного периода и адаптацию российской экономики к текущим рыночным реалиям. Но на самом деле это не связано с тем, что Россия отказалась от использования средств кредиторов, стала быстрее погашать внешние долги и полностью перекрывать дефицит бюджета поступающими доходами. В 2014 году, когда из-за ситуации в Украине РФ практически лишили возможности использовать заемные ресурсы, ее госдолг резко сократился, вследствие чего частный бизнес понес колоссальные убытки, что для некоторых участников рынка даже обернулось банкротством.

Несмотря на то, что в абсолютных цифрах внешний государственный долг действительно стал меньше, если проанализировать относительные показатели, станет очевидно, что ситуация только ухудшается. Как поясняют аналитики Высшей школы экономики, это связано с сокращением ВВП, существенным падением стоимости рубля, нестабильностью сырьевых рынков, значительным уменьшением экспорта и снижением стоимости энергоносителей. Таким образом, если чистый объем внешних займов (за вычетом погашения) в 2021 году составлял 0,6% ВВП, то в 2021 году он вырастет до 1,1% ВВП. И к концу трехлетнего бюджетного цикла объем задолженности превысит 100% доходов госбюджета, что недопустимо с точки зрения программы управления государственными финансами.

В течение первых трех месяцев 2021 года России придется заплатить около 15,269 млрд. дол. по внешним обязательствам, и если ей не удастся выполнить свои обязательства, это может привести к серьезным последствиям.

Кому должна Россия? Внешний долг по годам

Минфин сообщил – внешний долг РФ сократился после перекрытия займов Советского Союза. На текущий момент есть только одна задолженность перед Южной Кореей. Согласно договорам, она должна быть погашена до 2025 г.

  • Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) на 2019 год 53 954.6 млн. долларов США. .
  • Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) на 1 января 2021 года 54 848.3 млн. долларов США. См. документ Минфина.
  • Государственный внешний долг России (в т.ч. обязательства бывшего Союза ССР, принятые РФ) 56 786.0 млн. долларов США на 1 января 2021 года. См. отчет Минфина на 2021 год.
Читайте также:  Документы при поступлении ребенка в ДОУ

Какой внешний долг Украины?

Внешний государственный долг Украины

совокупный долг

На 31.12.2018

50 462,5

2.44%

На 31.12.2019

48 940,8

-10.76%

На 31.12.2020

53 720,8

-4.04%

На 31.12.2021

57 197,0

3.61%

Какие страны должны России?

Таблица списанных долгов

Год

Заемщик

R

2014

Куба

31,7 (90 %)

2014

Узбекистан

0.865 (95 %)

2016

Киргизия

0,03

2016

Монголия

1,7 (97 %)

Санкции против госдолга

В последние годы регулярно поднимается тема санкций в отношении российского госдолга. Различные законопроекты в этом направлении уже существуют, но пока еще лежат без движения в Конгрессе США.

В 2019 году уже были введены частичные санкции против госдолга РФ. В частности, США запретили американским банкам принимать участие в первичном размещении валютного госдолга РФ. Но эксперты сразу же назвали такие ограничения символическими, поскольку в отношении покупок на вторичном рынке никаких блокировок не было. Таким образом, инвесторы могли пропустить первый этап размещения долговых бумаг, но без проблем купить их позже на вторичке.

Специалисты полагают, что серьезные санкции в отношении госдолга РФ невозможны, поскольку в мировой финансовой системе сегодня вся связаны и, например, полный запрет на владение российским госдолгом может отозваться неприятными последствиями для многих стран и инвесторов.

Необходимость в заимствованиях для бюджета невысока

На протяжении 2020 года федеральный бюджет сводился с дефицитом: нефтегазовые доходы значительно пострадали в первом полугодии в силу обвала нефтяных цен, ненефтегазовые доходы – из-за ограничений экономической деятельности, введенных для борьбы с пандемией COVID-19. Расходы, в свою очередь, выросли за счет введения фискальных мер поддержки экономики. Однако уже во втором полугодии 2020 года доходы – в первую очередь ненефтегазовые – начали постепенное восстановление за счет стабилизации цен на нефть, а также снятия существенной части ограничений экономической деятельности.

В результате бюджет за 2020 год был сведен с дефицитом меньше запланированного – дефицит составил 4,1 трлн рублей, или около 3,8% ВВП, тогда как осенние оценки предполагали дефицит в 4,73 трлн рублей, выше на 0,6 п.п. в отношении к ВВП.

В марте 2021 года доходная часть бюджета впервые с начала пандемии исполнена с профицитом. За счет этого в первом квартале 2021 года собираемость налогов находится на еще высоком уровне: исполнение доходной части бюджета составляет 28,2%, тогда как, например, в 2019 году за первый квартал было исполнено только 21,1% доходов бюджета. Во многом это связано с реализацией отложенного спроса на фоне ослабления пандемии и отсутствия серьезных ограничений, поэтому не следует ожидать перевыполнения доходной части бюджета в 2021 году. Однако есть основания полагать, что в отсутствии третьей волны коронавируса доходная часть бюджета будет исполнена в полной мере.

Риск санкций уже во многом реализовался

Историческая справка о санкциях

Российская экономика с 2014 года существует в условиях существенных санкционных рисков, в некоторые периоды опасения относительно введения новых санкций увеличиваются, в другие – снижаются. Со вступления Джо Байдена в должность президента США санкционные страхи для российской экономики увеличились. На данный момент наиболее опасная потенциальная санкционная мера – введение ограничений на приобретение и владение российским суверенным госдолгом.

С момента объявления о первом пакете санкций администрации Байдена 2 марта 2021 года доходности как коротких, так и длинных российских ОФЗ прибавили около 40-70 б.п. (на это влияли и другие факторы, описанные выше), хотя санкции, объявленные 2 марта, в сущности повторяли предыдущий раунд санкций Трампа. В большинстве своем реакции рынка на объявление санкций со стороны США включали себя потенциальную возможность санкций в отношении суверенного долга России. Таким образом, риск подобных санкций уже оказывается заложенным в страновую премию.

Инвесторы, для которых такой уровень риска оказывается неприемлемым, выводят капитал из российских ценных бумаг, не дожидаясь непосредственно объявления ограничений на приобретение или владение российским госдолгом.

Доля нерезидентов в ОФЗ была смоделирована в зависимости от изменения темпов экономического роста, цен на нефть, также в модель была включена авторегрессионная компонента и переменная, отвечающая за введение санкций в августе 2018 года. Для моделирования был использован период с 2013 по 2019 год.

  • Отток нерезидентов из ОФЗ после введения санкций за инцидент в Солсбери продолжался на протяжении трех кварталов 2 .
  • Предсказание доли нерезидентов в ОФЗ, сделанное на основе данных в 2013–2019 годах, оказывается значительно выше, чем в реальности. Это демонстрирует уже начавшийся отток иностранного капитала из российского государственного долга.
  • Предсказанная доля нерезидентов в ОФЗ на начало 2021 года примерно на 10 п.п. выше, чем реальная – около 33% вместо 23%, таким образом можно говорить об оттоке капитала вследствие инцидента с Навальным в размере около 1,3 трлн рублей за два квартала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *