- Страховое право

Вправе ли бюджетное учреждение распоряжаться особо ценным движимым имуществом?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вправе ли бюджетное учреждение распоряжаться особо ценным движимым имуществом?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Бухгалтерский учет особо ценного имущества осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н . Следует отметить, что общие положения по учету нефинансовых активов согласно Инструкции N 157н (объект, единица учета, формирование первоначальной стоимости и т.д.) были рассмотрены в статье «Учет недвижимого имущества» (N 3, 2011) и в статье «Учет иного движимого имущества» (N 4, 2011). В данной статье приведем бухгалтерские записи по отражению хозяйственных операций с особо ценным движимым имуществом учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н и Указаниями N 190н .

Исходя из п. 8 Инструкции N 174н для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств — особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения применяются следующие счета аналитического учета:

  • 0 101 21 000 «Жилые помещения — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 101 22 000 «Нежилые помещения — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 101 23 000 «Сооружения — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 101 24 000 «Машины и оборудование — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 101 25 000 «Транспортные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 101 27 000 «Библиотечный фонд — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • 0 101 28 000 «Прочие основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения».
 Наименование операции 
 Дебет 
 Кредит
 Принятие к бухгалтерскому учету (п. 9 Инструкции N 174н)
 1. Принятие к учету основных средств по 
первоначальной стоимости, сформированной
при их приобретении, создании,
в т.ч. хозяйственным способом
0 101 21 310 -
0 101 28 310
0 106 21 410
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
(ф. 0306030); Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
 основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031)
 2. Увеличение первоначальной (балансовой) 
стоимости основных средств по
сформированной сумме вложений по их
достройке, реконструкции, модернизации,
дооборудованию
0 101 21 310 -
0 101 28 310
0 106 21 410
 Документ-основание: Акт о приеме-сдаче отремонтированных,
 реконструированных, модернизированных объектов основных средств
(ф. 0306002)
 3. Поступление основных средств в рамках 
расчетов между головным учреждением,
обособленными подразделениями (филиалами) в
связи с закреплением на праве оперативного
управления (в том числе при реорганизации)
4 101 21 310 -
4 101 28 310
4 304 04 310
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001) (не оформляется на объекты библиотечного
фонда); Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306031); Акт о приеме-передаче здания
(сооружения) (ф. 0306030) с приложением в установленных законодательством
РФ случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость
или их копий, заверенных нотариально; Извещение (ф. 0504805)
 4. Безвозмездное получение основных средств:
 - при закреплении права оперативного 
управления (в том числе при реорганизации)
4 101 21 310 -
4 101 28 310
4 401 10 180,
4 210 06 660
 - в иных случаях от резидентов РФ и 
физических лиц - нерезидентов РФ
2 101 21 310 -
2 101 28 310
2 401 10 180
 - от наднациональных организаций, 
правительств иностранных государств и
международных финансовых организаций
2 101 21 310 -
2 101 28 310
2 401 10 152,
2 401 10 153
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001) (не оформляется на объекты библиотечного
фонда); Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306031); Акт о приеме-передаче здания
(сооружения) (ф. 0306030) с приложением в установленных законодательством
РФ случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость
 или их копий, заверенных нотариально
 5. Принятие к учету основных средств в 
результате перевода готовой продукции в
целях ее использования для нужд учреждения
(отражается по фактической себестоимости)
0 101 21 310 -
0 101 28 310
0 105 27 440
 Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006)
 6. Внутреннее перемещение основных средств 
между материально ответственными лицами
0 101 21 310 -
0 101 28 310
0 101 21 310 -
0 101 28 310
 Документ-основание: Накладная на внутреннее перемещение объектов основных
 средств (ф. 0306032)
 7. Оприходование неучтенных объектов 
основных средств, выявленных при
инвентаризации (отражается по рыночной
стоимости)
0 101 21 310 -
0 101 28 310
0 401 10 180
 Документ-основание: Решение постоянно действующей комиссии по поступлению
и выбытию активов, оформленное Актом о приеме-передаче объекта основных
средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001); Актом о приеме-передаче
групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);
Актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением в
установленных законодательством РФ случаях документов о государственной
регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных нотариально
 8. Принятие к учету основных средств, 
поступивших в порядке возмещения ущерба,
причиненного виновным лицом, в натуральной
форме
0 101 21 310 -
0 101 28 310
0 401 10 172
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001) (не оформляется на объекты стоимостью до
3000 руб. включительно и объекты библиотечного фонда); Акт о приеме-
передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
(ф. 0306031); Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с
приложением документов о государственной регистрации прав на недвижимость
или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ
 Выдача в эксплуатацию (п. 10 Инструкции N 174н)
 9. Выдача в эксплуатацию основных средств 
стоимостью до 3000 руб.
0 401 20 271, 
0 109 00 000
0 101 21 410 -
0 101 28 410
 Документ-основание: Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды
 учреждения (ф. 0504210)
 10. Выдача в эксплуатацию библиотечного 
фонда независимо от стоимости, а также
основных средств стоимостью свыше 300 руб.
0 101 21 310 -
0 101 28 310
0 101 21 310 -
0 101 28 310
 Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006)
 Выбытие (п. 12 Инструкции N 174н)
 11. Выбытие основного средства: 
 - при выявленных недостачах, хищениях 
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 401 10 172
0 101 21 410 -
0 101 28 410
 - при уничтожении, разрушении, приведении в
негодность вследствие стихийных бедствий
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 401 20 273
0 101 21 410 -
0 101 28 410
 - по иным основаниям, в том числе по 
причине физического, морального износа
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 10 172
0 101 21 410 -
0 101 28 410
 Документ-основание: Решение о списании объектов основных средств
(принимается комиссией учреждения о поступлении и выбытии активов),
оформленное Актом о списании объекта основных средств (кроме
автотранспортных средств) (ф. 0306003); Актом о списании автотранспортных
средств (ф. 0306004); Актом о списании групп объектов основных средств
(кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033); Актом о списании мягкого и
хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) (в части однородных предметов
хозяйственного инвентаря); Актом о списании исключенных объектов
 библиотечного фонда (ф. 0504144)
 12. Передача основного средства в рамках 
расчетов между головным учреждением и
обособленными подразделениями (филиалами)
0 304 04 310 
0 101 21 410 -
0 101 28 410
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче здания
(сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов о государственной
регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или
их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ;
 Извещение (ф. 0504805)
 13. Безвозмездная передача в соответствии с
законодательством РФ:
 - при передаче органу власти, 
государственному (муниципальному)
учреждению, в том числе при прекращении
права оперативного управления (изъятия из
оперативного управления) (по балансовой
стоимости)
0 401 20 241, 
4 210 06 560
0 101 21 410 -
0 101 28 410
 - при создании бюджетным учреждением 
организации (отражается в размере
остаточной стоимости основного средства)
0 215 00 000, 
0 104 21 410 -
0 104 28 410
0 101 21 410 -
0 101 28 410
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче групп объектов
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); Акт о приеме-
передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов о
государственной регистрации прекращения права на оперативное управление
 недвижимостью или их заверенных копий
 14. Продажа (в случае и порядке, 
установленных законодательством РФ)
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 401 10 172
0 101 21 410 -
0 101 28 410
 Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме
зданий, сооружений) (ф. 0306001); Акт о приеме-передаче здания
(сооружения) (ф. 0306030) с приложением заверенных в установленном
порядке копий документов о государственной регистрации прав на
недвижимость; Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств
 (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031)
 Уценка (дооценка) (п. 13 Инструкции N 174н)
 15. Суммы уценки (дооценки) стоимости 
основных средств, полученные в результате
переоценки
0 401 30 000, 
0 101 00 000
0 101 00 000,
0 401 30 000

Для ведения бухгалтерского учета амортизации объектов особо ценного имущества учреждения применяются следующие счета аналитического учета (п. 25 Инструкции N 174н):

  • 0 104 21 000 «Амортизация жилых помещений — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 22 000 «Амортизация нежилых помещений — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 23 000 «Амортизация сооружений — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 24 000 «Амортизация машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 25 000 «Амортизация транспортных средств — особо ценного движимого имущества»;
  • 0 104 26 000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 27 000 «Амортизация библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 28 000 «Амортизация прочих основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения»;
  • 0 104 29 000 «Амортизация нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения».
Читайте также:  переселение из аварийного жилья
 Наименование операции 
 Дебет 
 Кредит
 Начисление амортизации (п. 26 Инструкции N 174н)
 1. Начисление амортизации на объекты 
основных средств и нематериальных активов,
относящиеся к особо ценному имуществу
учреждения
0 401 20 271, 
0 109 00 000
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 29 420
 Принятие к учету суммы амортизации при получении ОС и НМА
 (п. 27 Инструкции N 174н)
 2. Получение объектов учета в рамках 
расчетов между головным учреждением и
обособленными подразделениями (филиалами)
0 304 04 310, 
0 304 04 320
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 29 420
 3. Получение объектов учета при закреплении
за бюджетным учреждением права оперативного
управления (от органов власти,
государственных (муниципальных) учреждений)
0 401 10 180, 
4 210 06 560
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 29 420
 Выбытие сумм амортизации по выбывающим объектам (п. 28 Инструкции N 174н)
 4. Передача объектов основных средств, НМА 
в рамках расчетов между головным
учреждением и обособленными подразделениями
(филиалами)
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 29 420
0 304 04 310,
0 304 04 320
 5. Передача объектов учета органу власти, 
государственному (муниципальному)
учреждению, в том числе при прекращении
права оперативного управления (изъятия из
оперативного управления)
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 29 420
0 401 01 241,
4 210 06 660
 6. Передача объектов основных средств по 
факту их реализации (продажи) на основании
решения постоянно действующей комиссии по
поступлению и выбытию активов, по
безвозмездной передаче объектов основных
средств, нематериальных активов, принятого
в соответствии с законодательством РФ (в
отношении организаций, за исключением
государственных и муниципальных
организаций, физических лиц,
наднациональных организаций и правительств
иностранных государств, международных
финансовых организаций), в том числе при
создании бюджетным учреждением иных
организаций, а также выбытие объектов
основных средств, нематериальных активов
согласно принятому решению об их списании
0 104 21 410 -
0 104 28 410,
0 104 29 420
0 101 21 410 -
0 101 28 410,
0 102 20 420
 Уценка (дооценка) (п. 29 Инструкции N 174н)
 7. Суммы уценки (дооценки) начисленной 
амортизации, полученные в результате
переоценки
0 401 30 000, 
0 104 00 000
0 104 00 000,
0 401 30 000

Использование имущества.

Согласно гражданскому законодательству использовать любое свое имущество автономное учреждение может только лишь в соответствии с целями своей деятельности (п. 1 ст. 296 ГК РФ). В свою очередь, целями деятельности (создания) АУ считается выполнение работ, оказание услуг, необходимых для осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Данные полномочия учредителей (собственников имущества) автономных учреждений установлены в федеральном законодательстве[2].

Таким образом, любое использование учреждением своего имущества (речь опять же идет о любом имуществе независимо от источника его появления) будет неправомерным, если не осуществляется ради реализации того или иного полномочия учредителя (собственника имущества) учреждения. В частности, если помещение пищеблока и кухонное оборудование государственного дома-интерната для престарелых и инвалидов субъекта РФ используется для изготовления на продажу населению пищевых полуфабрикатов, это не может быть соотнесено ни с одним из установленных в настоящий момент полномочий органов госвласти субъекта РФ. У регионов нет полномочия по организации на своей территории розничной торговли продуктами питания для населения.

Главное – соответствовать уставной деятельности.

Какое же имущество в этих и других нормативных правовых актах считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению? Определение такого имущества можно встретить нечасто (в основном данные понятия остаются без уточнений). В частности, в Новосибирской области введены следующие определения[8]:

1) излишним признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, сверх того имущества, без которого учреждение не может осуществлять уставную деятельность;

2) неиспользуемым признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, и не задействованное в уставной деятельности учреждения;

Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

3) используемым не по назначению признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, и используемое не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.


Имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств от платной деятельности, учредитель тоже может изъять, если сочтет, что данное имущество излишнее, не используется АУ или используется не по назначению.


В данном примере все соотносится с «уставной деятельностью» учреждения. Вместе с тем на практике не так уж редко встречаются случаи, когда в уставах АУ в нарушение федерального законодательства прописывается деятельность, не отвечающая целям создания этих учреждений (установленным полномочиям учредителей). И если ориентироваться только на устав, может сложиться следующая ситуация: АУ использует имущество не в соответствии с указанными целями, но используемым не по назначению данное имущество не считается, поскольку «несоответствующий» вид деятельности «по недосмотру» попал в устав АУ. Нормы законодательства здесь не соблюдены, а значит, в данном вопросе учреждениям вряд ли стоит надеяться на «близорукость» контрольных органов.

Практика формирования перечней.

В частности, Минздрав[13] в отношении своих подведомственных автономных и бюджетных учреждений отнес к указанному имуществу автомобили, балансовая стоимость превышает 200 тыс. руб., медицинское и хирургическое оборудование, балансовая стоимость которого превышает 3 тыс. руб., а также любое движимое имущество, балансовая стоимость которого равна или превышает 500 тыс. руб. В то же время Минспорт[14] применил иной подход. Федеральное министерство включило в такой перечень восемь категорий имущества (вычислительная техника, информационное оборудование, машины и иное оборудование, оборудование систем связи, оргтехника, производственный и хозяйственный инвентарь, средства измерения и управления, транспортные средства).

В Пензенской области[15] к имуществу государственных учреждений здравоохранения тоже достаточно жесткий подход (как у Минздрава). Здесь к особо ценному движимому имуществу отнесены транспортные средства, компьютерная техника, машины и оборудование, оргтехника, балансовая стоимость которых превышает 3 тыс. руб. за единицу, производственный и хозяйственный инвентарь, балансовая стоимость которого превышает 10 тыс. руб. за единицу.

Как видим, независимо от стоимости имущества учредитель может отнести к особо ценному любое движимое имущество – если сочтет, что без него осуществление АУ предусмотренных уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено (пп. «б» п. 4 Постановления № 538). Но подход собственника имущества может быть и вполне либеральным. В частности, в Свердловской области[16] в отношении государственного автономного учреждения социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ревдинского района» в перечень особо ценного движимого имущества включены только два автомобиля с балансовой стоимостью 249 тыс. руб. и 552 тыс. руб.


Учредители стремятся максимально ограничить самостоятельность учреждений в распоряжении движимым имуществом и отнести к «особо ценной» категории как можно больше объектов, наличие которых, по мнению учредителей, критично для обеспечения деятельности АУ.


Однако подобная позиция встречается все-таки не очень часто. Учредитель (собственник имущества) стремится максимально ограничить самостоятельность учреждения в распоряжении движимым имуществом и отнести к особо ценным как можно больше разных объектов, наличие которых считает критичным для обеспечения деятельности учреждения. Например, в Сыктывкаре[17] в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого» учредитель внес в перечень особо ценного движимого имущества 476 объектов, начиная с кушетки и струйных принтеров балансовой стоимостью 3 тыс. руб. и заканчивая противопожарным оборудованием балансовой стоимостью 450 тыс. руб. При этом в перечень иного движимого имущества (то есть не отнесенного к «особо ценной» категории) попали объекты с балансовой стоимостью, превышающей балансовую стоимость многих объектов особо ценного движимого имущества, например, стол руководителя (16 тыс. руб.), микшерный пульт (9 тыс. руб.). Видимо, в данном случае учредитель счел, что относительно дешевые кушетка и струйный принтер более важны для обеспечения деятельности этой школы, чем дорогие микшерный пульт и стол руководителя.

Конечно, позиция учредителя во многом зависит от того, каким имуществом в принципе располагает автономное учреждение. В частности, в той же Свердловской области[18] в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения «Краснотурьинская городская больница» учредитель, в отличие от предыдущего примера, не стал мелочиться, но включил в перечень особо ценного движимого имущества более 300 объектов (медицинское оборудование и автомобили) с балансовой стоимостью от 200 тыс. до 8 млн руб.

Нормативное регулирование: новые условия

В 2010 году был принят новый федеральный закон, опубликованный 3 ноября под номером 174 и посвященный автономным учреждениям. В нем также раскрывается понятие особо ценного имущества, рассматриваются особенности взаимодействия с ним.

Из 174-го закона следует, что у автономного предприятия нет права на свое усмотрение распоряжаться недвижимостью или имуществом, включенным в перечень особо ценного, а придется сперва оформить согласование с учредителем, по чьей инициативе за учреждением закреплены позиции. Здесь дополнительно прописано, что имущество, оказавшееся у автономного предприятия не в рамках закрепления за ним позиций, находится в свободном пользовании этого юридического лица и сделки с ним не требуют специального согласования.

Особо ценное движимое имущество казенного учреждения что относится

Кроме того, бюджетные и автономные учреждения не могут самостоятельно распорядиться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.

3. Имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

  • для федеральных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
  • для бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
  • для муниципальных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 до 200 тыс. руб.;
  • недвижимое имущество (вне зависимости от источника его приобретения);
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 4;
  • особо ценное движимое имущество, учитываемое по КФО 2 и КФО 7, – в части имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и средств ОМС до изменения типа учреждения.

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 — 500
Муниципальные учреждения 50 — 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Читайте также:  Что такое мультивиза и для чего она нужна: как получить шенгенскую мультивизу

Особо ценное движимое имущество (Сильвестрова Т

— для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

Исходя из вышеперечисленных норм законодательства, а также норм Инструкций N N 162н , 174н , Постановления N 538 и др. классификация движимого имущества на особо ценное и иное существует только в отношении бюджетных и автономных учреждений. У казенного учреждения особо ценного движимого имущества нет. Все действия, совершаемые казенным учреждением с имуществом, согласовываются с учредителем. Следовательно, учреждение при смене статуса (при переходе из бюджетного в казенное) все имущество, числящееся у него по коду вида деятельности 1, продолжает учитывать по этому коду вида деятельности.

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 — 500
Муниципальные учреждения 50 — 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Постановка имущества на учет

При поступлении имущества определяется его принадлежность к ОЦДИ. К имуществу относятся основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА) и материальные запасы (МЗ). В состав основных средств не включается недвижимость – здания, сооружения, участки. Для уточнения отнесения объекта к недвижимости можно воспользоваться справочником ОКОФ. Среди имущества встречаются объекты со сложной идентификацией принадлежности. Например, к зданиям относят:

  • Передвижные мастерские, АТС, кухни.
  • Щитовые домики, плавучие сооружения для проживания.
  • Вагоны-лаборатории, передвижной диагностический автотранспорт, электростанции или трансформаторное оборудование, установленное в вагонах или автомобилях.

Постановка на учет производится вне зависимости от источника приобретения имущества. К каждому из объектов прикрепляется инвентарная карточка, в которой указываются основные данные актива. Комиссия по приемке устанавливает срок полезного использования объекта. В регистрах и балансе ОЦДИ выделяется на отдельных счетах.

Особо ценное движимое имущество

Таким образом, учредитель в отношении подведомственного учреждения устанавливает перечень особо ценного движимого имущества, в соответствии с которым учреждение должно отнести имущество, числящееся у него на балансе, к этой категории. При отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества учредитель использует стоимостный критерий (в соответствии с Постановлением N 538 к особо ценному движимому имуществу муниципальных бюджетных и автономных учреждений относится движимое имущество, стоимость которого превышает 200 тыс. руб.), а также то, что без конкретного имущества осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено. Бюджетное учреждение, руководствуясь порядком отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества, утвержденным учредителем, относит имущество, числящееся у него на балансе, к этой категории. Поскольку, как следует из вопроса, на момент отнесения имущества к категории «особо ценное движимое имущество» такого документа не было (он был издан позднее), учреждение сейчас должно привести активы в соответствие с таким документом.

Согласно нормам ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Критерии отнесения имущества к особо ценному в бюджетных и автономных учреждениях

Критерии отнесения движимого имущества к особо ценному определен статьей 9.2 закона «О некоммерческих организациях» (*). По этому закону таким имуществом считают ценности, без которых ведение деятельности учреждением будет значительно затруднено. Общий порядок отнесения предметов к особо ценным установлен Правительством РФ (далее — Порядок) (**). При этом виды данного имущества могут определяться, например, отдельными федеральными органами исполнительной власти или в порядке, установленном местной администрацией (в отношении муниципальных бюджетных учреждений). Аналогичные требования предъявляются и к имуществу автономного учреждения (***).

Конкретный перечень данных ценностей устанавливает орган, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (*). Например, подобные перечни определены Минздравсоцразвития России (**), Минкультуры России (***), Ростехнадзором (****), Рособрнадзором (*****) и т.д.

Особо ценное имущество

В графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс) с учетом на начало отчетного года данных по реорганизации (в случае ее проведения) или изменения типа учреждения в целях создания бюджетного (автономного) учреждения, а также иных данных, изменивших показатели вступительного баланса в установленных законодательством РФ случаях.

  • До согласования и получение права на списание заключение о пригодности имущества в учреждении проводится анализ состояния ОЦДИ.
  • На основании заключения комиссии руководство направляет обращение к учредителю о необходимости списания актива. К копиям акта, приказа о создании комиссии, заключения (протокола) о состоянии объекта прилагается карточка полного описания имущества. В документе содержится название, дата принятия на учет, балансовая стоимость, срок полезной службы, инвентарный номер.
  • В сроки, установленные учредителем, организация получает ответ о подтверждении права на списание.
  • Производится списание. Датой снятия с учета становится день согласования либо получение его учреждением.

Особо ценное имущество: понятие, перечень, категория, требования ПП РФ №538-п4, правила внесения и списания

Порядок отражения сведений об особо ценном движимом имуществе учреждений, обязательствах, финансовых/нефинансовых активах, в т. ч. приобретенных за счет ведения деятельности, приносящей доход, операциях, изменяющих обязательства, доходах и расходах, на установлен Инструкцией по применению плана счетов в органах муниципальной и госвласти, структурах управления государственными внебюджетными фондами, Академий наук, муниципальных и госучреждений. Документ утвержден Приказом Минфина № 157н от 01.12.2022 г.

Нет, не может. Даже если список не утвержден учредителем, самостоятельно распоряжаться объектами, в т. ч. включать их в рассматриваемую категорию, руководитель организации не вправе. Собственник, в свою очередь, должен утвердить перечень и довести до сведения учреждения соответствующий приказ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *