- Страховое право

Экспертиза дорог в Ростове-на-Дону

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспертиза дорог в Ростове-на-Дону». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Вопросы, на судебную дорожно-транспортную (автодорожную / дорожную) экспертизу:

  • Определить, соответствует ли представленный на экспертизу участок дороги (на котором произошло ДТП) действующим нормативом обустройства дорог (дорожного полотна)?
  • Если участок дороги (на котором произошло ДТП) не соответствует определенным нормативам, то указать, каким образом он должен быть обустроен?
  • Определить, какие обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, способствовали возникновению ДТП (отсутствие дорожных знаков, разметки, светофоров, их неправильное расположение, выбоины и неровности на дороге и т.д.)?
  • Определить, какие правила в области безопасности дорожного движения должен был соблюдать водитель автомобиля в заданной дорожной ситуации (например, в момент обнаружения опасности)?
  • Определить, каковы условия видимости и обзора с места водителя с учетом представленных сведений об актуальной дорожной обстановке?
  • В условиях в заданной дорожной ситуации определить, имел ли водитель автомобиля техническую возможность выполнить действия, требуемые правилами безопасности дорожного движения для предотвращения ДТП?
  • Определить, имелась ли у водителя автомобиля техническая возможность избежать ДТП с учетом состояния дороги, его обустройств (дорожные знаки и разметки, светофоры) и других особенностей дорожного полотна?
  • Определить, какие действия должен был совершить водитель транспортного средства для предотвращения ДТП?
  • Определить, соответствует ли выбоина (разрытие, яма, колодец) на дороге существующим дорожно-строительным нормативам, если не соответствует, указать каким именно?
  • Определить, способствовала ли выбоина (разрытие) имеющаяся на месте ДТП на возникновению ДТП?
  • Определить время образования дефекта дороги, время фактического обнаружения дефекта дороги и возможность его устранения.
  • Определить, усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?
  • Определить, какими нормативами должны были руководствоваться должностные лица организации, ответственные за эксплуатацию дороги, для обеспечения безопасности движения на данном участке?
  • Соответствовали ли их действия этим требованиям?
  • В условиях ухода автомобиля в кювет (колодец, яму, канаву и т.д.) определить, соответствует ли действующим нормативам состояние участка дороги, прилегающего к дороге?
  • Определить, имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
  • Определить, способствовало ли возникновению ДТП факт отсутствия на участке дороги определенных дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров, либо их неправильное, ненормативное расположение?

Проведение экспертизы по уголовному делу

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Не только осуществляется судебная экспертиза на соответствие участка дороги проекту. Нередко основанием для обращения становится проверка объемов выполненных работ.

Подрядчики часто пользуются различными схемами для обмана клиентов. Существует множество способов:

  • Завышение объемом работ и затраченных материалов.
  • Внесение в смету лишних пунктов.
  • Искажение данных.

Чем вам помогут наши сотрудники:

  1. Они проверят объемы работ.
  2. Установят факты завышений и искажения данных.
  3. Уберут из сметы лишние пункты.
  4. Выполнят перерасчет для установления реальной стоимости.

Вопросы, возникающие при ремонте и реконструкции дорог

Разработка проекта восстановления автомобильной дороги требует детальных обследований.

  1. Изучение конструктивных слоев дорожной «одежды». Проводится:
      определение толщины и вида покрытия автомобильной дороги (армо-, цементо- или железобетон, асфальтобетон, размеры плит, характер армирования);
  2. определение характера и толщины конструктивных слоев;
  3. локализация посторонних элементов в конструктивных слоях;
  4. выявление участков повышенной влажности, пучения, наличия трещин.
  5. измерение плотности асфальтового покрытия.
  6. Изучение подстилающих (коренных) грунтов. Осуществляется:
      определение уровня грунтовых вод;
  7. нахождение участков разуплотнения;
  8. выявление в разрезе грунтов, отличающихся повышенной влажностью.
  9. Картирование подземных коммуникаций. Применение современных геофизических технологий, в том числе новейших разработок, необходимых методик и программного обеспечения, а также использование данных бурения позволяют получать достижение поставленных целей и задач. Обычно для решения вопросов, которые возникают в процессе строительства, применяются следующие методы: георадиолокация, малоглубинные электроразведка и сейсморазведка. По отдельности и в комплексе они помогают решать инженерно-геологические задачи.
Читайте также:  В 2023 году увеличились минимальные и максимальные размеры пособий

Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП

При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:

  • Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
  • Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
  • Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
  • Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
  • Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
  • Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
  • Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
  • Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
  • Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
  • Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
  • Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
  • Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
  • Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
  • Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
  • Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
  • В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
  • Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
  • Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
  • Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
  • Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.

Что исследует экспертиза автомобильных дорог

От качества автомобильных дорог и площадок напрямую зависит безопасность грузовых и пассажирских перевозок. Характеристики покрытия и качество полотна влияют на скорость движения машин, а также безаварийное движение ТС по дорогам.

Прокладка дорог представляет собой сложный технологический процесс, который регламентирован большим количеством государственных стандартов, строительных норм и правила. Поэтому эксперты при проведении исследований измеряют и вычисляют большое количество различных показателей:

  • Расчетная нагрузка на полотно;
  • Расчетная скорость движения транспортных средств;
  • Пропускная способность дорог, развязок, объектов транспортной инфраструктуры;
  • Видимость на полотне в различных погодных условиях;
  • Характеристики подсыпок и уклонов насыпи автомобильной дороги;
  • Характеристики дорожного покрытия.

4.5.1 Рекомендации по организации работ

4.5.1.1 Полевые обследования включают осмотр и визуальную оценку отдельных элементов дорог и дорожных сооружений, а также инструментальные измерения параметров и транспортно-эксплуатационных характеристик.

4.5.1.2 Полевые обследования проводят в соответствии с методиками измерения основных параметров дорог, приведенными в соответствующих нормативных документах.

4.5.1.3 Не допускается проводить полевые работы по диагностике при следующих погодных условиях: наличие плотного тумана, ливневого дождя и при порывистом ветре со скоростью более 15 м/с.

4.5.1.4 Некоторые виды работ по диагностике, не зависящие от температурных требований (такие как: определение ширины укрепленной поверхности, определение интенсивности, определение продольных уклонов и видимости поверхности, радиусы кривых в плане и т.п.) возможно проводить в зимних условиях при наличии технической возможности используемого оборудования.

4.5.1.5 Видеосъемку автомобильных дорог необходимо выполнять в прямом направлении движения (а на участках дорог с разделительной полосой — и в обратном направлении), в светлое время суток и при благоприятных погодных условиях. Ракурс, размер и частоту записи кадров видеосъемки необходимо выбирать таким образом, чтобы была обеспечена четкая идентификация видимых дефектов покрытия (раскрытые трещины и сетки трещин, выбоины, ремонтные карты) и надписей на дорожных знаках. Данные видеосъемки должны предоставляться Заказчику в одном из общеупотребимых форматов либо вместе с специализированной программой просмотра видеосъемки. Каждый видеокадр при просмотре должен иметь привязку к эксплуатационному километражу и, при необходимости, географическим координатам. Заказчик работ может предъявлять дополнительные требования к формату и качеству видеосъемки.

Видеосъемку на двух- и трехполосных дорогах следует выполнять в прямом направлении, а на дорогах с многополосной проезжей частью — в прямом и обратном направлениях.

4.5.1.6 Для участков автомобильных дорог, расположенных в отдаленных районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, а также не соединенных с основной сетью автомобильных дорог, все измерения для диагностики дорог могут выполняться с помощью портативных приборов, включенных в государственный реестр средств измерений, в том числе, в составе дорожных лабораторий, что должно быть установлено техническим заданием на выполнение работ по диагностике.

Читайте также:  Минимальный срок страхования автомобиля по ОСАГО

5.1.1 Общая оценка технического состояния автомобильных дорог производится по показателям, обеспечиваемых геометрическими параметрами и техническими характеристиками конструктивных элементов дорог, а также наличием, расположением и состоянием дорожных сооружений, являющихся технологической частью дорог.

5.1.2 Оценку качества и технического состояния автомобильных дорог производят:

— при сдаче дороги в эксплуатацию после строительства (реконструкции) с целью определения начального фактического транспортно-эксплуатационного состояния и сопоставления с нормативными требованиями;

— периодически в процессе эксплуатации для контроля за динамикой изменения состояния дороги, прогнозирования этого изменения и планирования работ по капитальному ремонту, ремонту;

— при разработке плана мероприятий или проекта реконструкции, капитального ремонта для определения ожидаемого транспортно-эксплуатационного состояния, сопоставления его с нормативными требованиями и оценки эффективности намеченных работ;

— после выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту на участках выполнения этих работ с целью определения фактического изменения транспортно-эксплуатационного состояния дорог.

Независимая экспертиза дорожных работ и экспертиза нового дорожного полотна.

Эксперты при проведении экспертизы дорожного полотна всегда начинают исследование с визуального осмотра отремонтированной или новой дороги, определяется наличие или отсутствие возможных неровностей, ям, трещин и других видимых дефектов.

Проводятся замеры уклона дороги, определяется крутизна насыпей и откосов, проверяется организация обочины дорог и соответствие техническому заданию по ширине засыпки обочины, наличие предусмотренных договором на работы бордюров и других элементов разделяющих дорожное пространство. В случае исследования разметки – определяется правильность ее нанесения и износостойкость материалов разметки.

Обязательно при проведении исследования качества асфальта производится забор образцов в нескольких местах дорожного покрытия посредством алмазного сверления для выемки образца и последующей передачи на лабораторные исследования. Помимо получения необходимых образцов, такая выемка материала также позволяет задокументировать толщину дорожного покрытия и определить соответствие дорог всем нормам и техническим регламентам, которые обязательны для тех или иных типов дорожных покрытий.

Строительный контроль автодорог позволяет четко соблюдать нормы законодательства и обеспечивает безопасность финансовых средств, вложенных в строительство объекта. Рациональнее и эффективнее периодически проводить проверку проделанных работ и их результатов, чем исправлять не выявленные вовремя нарушения.

Важная информация! Так как заказчик не всегда имеет необходимую для контроля компетенцию, для выполнения строительного надзора можно воспользоваться услугами специализированных экспертных организаций.

Контроль качества – проверка соответствия качества всего объема выполненных строительных работ параметрам, заданным в проектной и нормативной документации. По результатам технического обследования объекта выдается экспертное заключение о соответствии или несоответствии выполненных работ заявленному в документации уровню качества.

Что исследует экспертиза автомобильных дорог

  1. Объем и стоимость фактически выполненных работ по устройству дороги, проезда, тротуара и т.д.;
  2. Качество выполненных работ по устройству дороги, проезда, тротуара и т.д.;
  3. Состояние проектной и сметной документации по объекту.

При обследовании дорог экспертами исследуются:

  • Проектно-сметная документация, имеющаяся по объекту обследования;
  • Исполнительная документация, имеющаяся по объекту обследования;
  • Отчетные документы (акты приемки выполненных работ, журналы и иные документы подтверждающие объемы фактически выполненных работ);
  • Лабораторные испытания образцов строительного материала и фрагментов дорожной одежды.

Этапы проведения экспертизы дорожного покрытия

Работа состоит из четырех основных этапов:

  1. Подготовительный. Сначала специалисты анализируют рабочую, проектно-сметную, отчетную и другую сопутствующую документацию. На этом же этапе определяются точные задачи и цели проводимых далее исследований.
  2. Внешний осмотр. На этом шаге эксперты визуально осматривают покрытие, выявляют видимые дефекты, повреждения и недоработки. Притом учитываются не только дефекты строительства, но и те, что вызваны активной эксплуатацией полотна, погодно-климатическими, другими факторами.
  3. Инструментальное обследование. Здесь предусмотрено более точное и детальное исследование конструкции послойно. На этом этапе как раз проводятся лабораторные анализы, применяется спецоборудование.
  4. Подготовка экспертного заключения. На основании проведенных экспертиз подготавливается и выдается клиенту заключение, в котором указано, соответствует ли дорожное покрытие нормам. Если нет, то в заключении перечисляются рекомендации по устранению неточностей.

При необходимости процедура проведения экспертизы может частично меняться, но обычно выполняется именно так.

Экспертиза дородного покрытия может проводиться с разными целями. Поэтому есть несколько законодательных актов, которые регулирует проведение такой экспертизы.

Если подобное исследование проводится в рамках уголовного процесса (например, ДТП со смертельным исходом), то ориентироваться нужно на нормы:

  • ст. 80 УПК РФ;
  • ст. 195 УПК РФ;
  • ст. 196 УПК РФ.

Если экспертиза проводится в рамках гражданского процесса (например, возмещение морального ущерба после ДТП), то стоит ориентироваться на:

  • ст. 82 ГПК РФ;
  • ст. 83 ГПК РФ;
  • ст. 263 ГПК РФ.

Любая судебная экспертиза проводится в соответствии с нормами Федерального Закона от 31. 05. 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
Если же экспертиза проводится в рамках приёмки строительных работ, то дорожное покрытие должно соответствовать ГОСТам и другим нормам.

Стоимость экспертизы дорожного покрытия весьма высока. Многие экспертные организации взимают плату за каждую стадию проведённого исследования.

Стоит понимать, что исследование дороги – это внесудебная экспертиза, проводимая по договору с физическим или юридическим лицом. А экспертиза дороги – это только по решению или определению суда, следователя, прокурора или дознавателя.

Характер будущей диагностики влияет на его стоимость. Проведение исследования по инициативе физического или юридического лица стоит примерно 30 000 рублей со сроком исполнения 5 рабочих дней.

Экспертиза по решению суда стоит намного дешевле, но срок её исполнения может составлять не один месяц.

Кроме того, на цену проведения экспертизы на коммерческой основе могут повлиять следующие факторы:

  • срочность получения заключения. Если нужно сократить срок проведения экспертизы, то её стоимость может вырасти в несколько раз;
  • выезд эксперта на место в праздничные или выходные дни;
  • подготовка нескольких экземпляров заключения;
  • выезд эксперта за пределы МКАД (актуально для Москвы).
Читайте также:  Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками

Стоимость в каждом случае определяется индивидуально.

  1. Если исследование проводится на основании гражданско – правового договора между экспертным бюро и заказчиком, то стоимость будет указана в договоре.
  2. Если же экспертиза судебная – то по государственным расценкам.

Ситуации, когда необходима экспертиза

Как правило, строительная экспертиза дорог заказывается в следующих ситуациях:

  • превышены обозначенные в договоре сроки укладки дорожного полотна (ремонта, реконструкции);
  • исполнитель существенно выбивается за оговорённый бюджет, в больших объёмах запрашивает дополнительные денежные средства для успешного окончания работ;
  • присутствуют сомнения в качестве работ, осуществлённых в ходе укладки (ремонта, реконструкции) дорожного покрытия — необходима экспертная оценка;
  • планируется строительство, ремонт, реконструкция или демонтаж дороги;
  • заказчику необходимо получить достоверные данные относительно текущего состояния полотна, степени его изношенности;
  • требуется проверить дорожное полотно на соответствие всем требованиям действующей нормативной документации.

Иными словами, судебная экспертиза дороги нужна для того, чтобы провести оценку качества работ по укладке дорожного полотна, выявить фактическое состояние последнего. Она призвана точно ответить на вопрос о том, какие нарушения были совершены исполнителем, какие нормы и правила были проигнорированы в ходе осуществлённых мероприятий.

Кроме того, по итогам процедуры эксперт может определить необходимость ремонта дорожного полотна. Если подтверждается, что без проведения ремонтных работ в конкретном случае не обойтись, специалист также предоставит свои выводы относительно вида необходимых работ: поверхностные (заделывание ям) или капитальные.

Таким образом, в общих случаях техническая экспертиза дороги преследует следующие цели:

  • выявить необоснованно завышенную стоимость укладки дорожного полотна, если таковая имеется;
  • проверить, соответствуют ли действительности отчётные данные по затраченным материалам;
  • провести оценку качества осуществлённых работ.

Экспертиза с целью определения технического состояния асфальтного покрытия дороги

Объект строительного обследования: дорожное покрытие

Цель обследования: оценка качества выполненных строительно-монтажных работ по устройству асфальтобетона

на соответствие требованиям действующей нормативно-технической документации.
Строительное обследование дорожного покрытия
Обследование строительных конструкций проводится, как правило, в три связанных между собой этапа:

  • подготовка к проведению обследования;
  • предварительное (визуальное) обследование;
  • детальное (инструментальное) обследование.

В соответствии с требованиями СП 13-102-2003 п. 6.1 Подготовка к проведению обследований предусматривает ознакомление с объектом обследования, проектной и исполнительной документацией на конструкции и строительство сооружения, с документацией по эксплуатации и имевшим место ремонтам и реконструкции, с результатами предыдущих обследований.

Обмерные работы производились в соответствии с требованиями СП 13-102-2003 п.8.2.1 Целью обмерных работ является уточнение фактических геометрических параметров строительных конструкций и их элементов, определение их соответствия проекту или отклонение от него. Инструментальными измерениями уточняют пролеты конструкций, их расположение и шаг в плане, размеры поперечных сечений, высоту помещений, отметки характерных узлов, расстояния между узлами и т.д. По результатам измерений составляют планы с фактическим расположением конструкций, разрезы зданий, чертежи рабочих сечений несущих конструкций и узлов сопряжений конструкций и их элементов.

Экспертом произведен внешний осмотр асфальтового покрытия, с выборочным фиксированием на цифровую камеру, что соответствует требованиям СП 13-102-2003 п. 7.2 Основой предварительного обследования является осмотр здания или сооружения и отдельных конструкций с применением измерительных инструментов и приборов (бинокли, фотоаппараты, рулетки, штангенциркули, щупы и прочее).

Экспертом произведено экспертно-диагностическое обследование объекта. Обследование производилось методом измерительного контроля качества выполненных работ.

При оценке качества выполненных строительно-монтажных работ установлено:

  1. Провалы дорожного покрытия на отдельных участках глубиной до 3 см, длиной до 50 см, шириной до 100 см. Провалы отмечены в местах пересечения проезжей части и подземных коммуникаций.
  2. При проверке поверхности дорожного покрытия металлической рейкой с уровнем были зафиксированы отклонения до 30 мм.
  3. на отдельных участках выявлены трещины в дорожном покрытии .
  4. В конструкции дорожной одежды под бортовыми камнями отсутствует бетонная постель.
  5. Имеются уступы в стыках бортовых камней.Швы между бортовыми камнями достигают 10 миллиметров. Швы между бортовыми камнями не заполнены герметизирующим материалом (цементно-песчаным раствором).
  6. Отклонение уровня расположения крышки люка отдельных смотровых колодцев, от уровня поверхности подъездного дорожного покрытия достигает 25 мм.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *