- Трудовое право

Как Роспотребнадзор проверяет предпринимателей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как Роспотребнадзор проверяет предпринимателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Функции и полномочия Роспотребнадзора определены в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением № 322 Правительства РФ от 30.06.2004 года.

К полномочиям Роспотребнадзора относится осуществление надзора и контроля:

  • за исполнением закона в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
  • за исполнением закона по защите прав потребителей.

Во исполнение надзорных и контрольных функций Роспотребнадзор осуществляет федеральный государственный надзор и контроль:

  • за соблюдением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей;
  • за соблюдением требований по правилам продажи некоторых видов товаров;
  • за качеством муки и изделий из нее при осуществлении закупок указанной продукции для нужд государства;
  • за качеством муки и изделий из нее, ввозимых и вывозимых на территорию или с территории РФ;
  • за соблюдением положений закона об информировании потребителя о классе энергоэффективности товара, а также о внесении в техдокументацию на товар иной обязательной информации;
  • за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям закона в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Кроме того, Роспотребнадзор наделен полномочиями:

  • по лицензированию определенных законом отдельных видов деятельности;
  • по приему и учету уведомлений о начале деятельности юридических лиц и ИП, связанной с некоторыми видами работ и услуг;
  • по установке критериев для определения существенного ухудшения качества питьевой и горячей воды, а равно установке показателей, по которым проводится проверка и отбор проб питьевой и горячей воды;
  • по регистрации внедряемых в производство новых химических и биологических веществ и препаратов (кроме лекарственных средств), приготовляемых на их основе, которые могут быть потенциально опасны для населения;
  • по регистрации отдельных видов продукции (кроме лекарств), которые могут быть потенциально опасны для человека;
  • по регистрации пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию РФ;
  • по регистрации лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф и инцидентов;
  • по выявлению причин возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • по подготовке и внесению предложений о введении карантина или об его отмене на территории РФ или любого из ее субъектов;
  • иные полномочия, перечисленные в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Пpaвo пoлyчaть кaчecтвeнныe ycлyги и пpиoбpeтaть кaчecтвeнный тoвap – зaкoн oбязывaeт пpoдaвцa тщaтeльнo cлeдить зa кaчecтвoм мaтepиaльнoй или нeмaтepиaльнoй пpoдyкции.

Пpaвo нa инфopмиpoвaниe – пpиoбpeтaтeль впpaвe пoлyчить дocтoвepныe cвeдeния o тexничecкиx и кaчecтвeнныx xapaктepиcтикax ycлyг или тoвapa, пoлyчaть cвeдeния o cocтaвe пpиoбpeтeния, пpoизвoдитeлe, гapaнтийнoм cpoкe, нaличии cepвиcныx цeнтpoв, кoтopыe пpeдocтaвляют ycлyги oбcлyживaния и гapaнтийнoгo peмoнтa. Пpoдaвeц или иcпoлнитeль ycлyги oбязaн пpeдocтaвить зaпpaшивaeмyю инфopмaцию пoлнocтью бeз yтaйки и зaмaлчивaния.

Пpaвo нa пpиoбpeтeниe бeзoпacныx тoвapoв и ycлyг – пpeдлaгaeмыe пoтpeбитeлям тoвapы и ycлyги дoлжны иcключaть вepoятнocть пpичинeния вpeдa пoльзoвaтeлю, eгo имyщecтвy и oкpyжaющим людям.

Пpaвo нa бecплaтный peмoнт и зaмeнy тoвapa в тeчeниe гapaнтийнoгo cpoкa – y кaждoгo тoвapa ecть oпpeдeлeнный пpoизвoдитeлeм cpoк cлyжбы. Этo вpeмя, в тeчeниe кoтopoгo тoвap дoлжeн paбoтaть. Кpoмe тoгo, y тexничecки cлoжныx вeщeй ecть гapaнтийный cpoк – в тeчeниe этoгo пepиoдa пpeдмeт дoлжeн paбoтaть бeз пoлoмoк. Ecли oн вce жe выйдeт из cтpoя, пpoдaвeц oбязaн oбecпeчить бecплaтный peмoнт пpeдмeтa или зaмeнить нeиcпpaвнyю вeщь нa paбoтaющий.

Пpaвo нa вoзмeщeниe yбыткoв – ecли пoтpeбитeль пoнec yбытки в xoдe экcплyaтaции пpиoбpeтeннoгo тoвapa или иcпoльзoвaния peзyльтaтa oкaзaния ycлyги, пpoдaвeц (иcпoлнитeль) oбязaн кoмпeнcиpoвaть эти yбытки в пoлнoм oбъeмe. Пpичeм ecли дoгoвopoм, зaключeнным мeждy пpoдaвцoм и пoтpeбитeлeм, пpeдycмoтpeнa бoльшaя cyммa кoмпeнcaция, нeжeли ycтaнoвлeннaя зaкoнoм, выплaтa дoлжнa быть cдeлaть в cooтвeтcтвии c ycлoвиями дoгoвopa.

Эта организация имеет достаточно широкие полномочия, данные государством для соблюдения прав граждан в потребительской сфере и касательно их благополучия и состоящие в следующих действиях, производимых с целью осуществления надзора за исполнением законодательных актов РФ:

  • контроль санитарно-эпидемиологической обстановки, включая введение карантинов;
  • надзор за соблюдением правил торговли;
  • осуществление санитарного контроля ввозимых на территорию страны товаров и соблюдением карантинного режима;
  • контроль маркировки товаров, указания энергоэффективности и иных сведений;
  • надзор и контроль качества продуктов как отечественного, так и импортного производства;
  • контроль информационной продукции на предмет защиты детей;
  • регистрация новых лекарственных препаратов, а также иной продукции, содержащей опасные для человека вещества;
  • выявление условий и причин возникновения очагов инфекций и массовых отравлений;
    организация приема граждан;
  • работа по обращениям граждан с принятием решений и информированием по результатам жалоб, заявлений, сигналов и пр.

Роспотребнадзор вправе проводить исследования, экспертизы, анализы и пр., а также давать разъяснения физическим и юр. лицам касательно тем, относящихся к компетенции организации.

При необходимости сотрудники наделены правами требовать получения данных, необходимых для принятия решений, а также привлекать любых специалистов, компетентных в прорабатываемых темах.

При выявлении в процессе своей деятельности фактов нарушения законов РФ, для работников Роспотребнадзора доступно принятие предупредительных или ограничительных мер по отношению к нарушителям, будь то юр. лица или граждане, но исключительно в пределах своей компетенции.

Функции Роспотребнадзора

РПН исходит из того, что невозможно осуществлять производство и продажу качественных товаров в некондиционных условиях, не соответствующих технологическим картам. Представляется невозможным «выловить» весь некачественный товар на прилавках, но гораздо эффективнее будет выявить предприятия, которые допускают у себя грубые нарушения условий производства и торговли, и пресечь их деятельность. Тогда и некондиционный товар исчезнет сам собой. Поэтому в рамках указанной логики Роспотребнадзор осуществляет следующие функции:

  • Разрабатывает нормативы и требования для производителей и продавцов товаров и услуг (в том числе, образовательных и медицинских).
  • Осуществляет контроль за соблюдением указанных требований на предприятиях и торговых точках.
  • Отслеживает деятельность собственных подразделений на местах для формирования единообразного стандарта качества во всех сферах.
  • Принимает сигналы от граждан по подтвержденным фактам нарушения законодательства в области прав потребителей.
  • Выявляет и изымает партии некачественного (в том числе, контрафактного, то есть, просто незаконного) товара.
  • Привлекает к ответственности предприятия и конкретных должностных лиц, которые допускают злостные нарушения технологических требований, в результате чего на рынок попадает некачественная продукция.
Читайте также:  Кризисы семейных отношений по годам: способы преодоления

Отдельно необходимо выделить борьбу с коррупцией в собственных рядах. Многие недобросовестные руководители предприятий предпочитают не вкладывать средства в совершенствование технологических процессов, а «откупаться» от приходящих к ним проверяющих. Именно такая ситуация в конечном итоге приводит к радикальному ухудшению качества продукции на рынке, и именно на профилактику таких действий в собственных рядах направлены основные усилия руководства Роспотребнадзора.

Ведь если руководитель предприятия в своих действиях прав и уделяет максимум усилий поддержанию качества продукции на должном уровне, то и давать взятки здесь становится бессмысленным занятием.

Применяемые меры наказания

Каждая компания должна знать, чем занимается Роспотребнадзор РФ, так как от этого зависит законность деятельности. Многие фирмы при открытии должны получать разрешение на работу от этой организации. Дополнительно в процессе работы должны учитываться разные санитарные нормы. Если во время проверки выясняется, что конкретная организация нарушает требования законодательства или права и интересы потребителей, то она будет привлечена к ответственности. Работники Роспотребнадзора могут воспользоваться разными мерами наказания, к которым относятся:

  • за нарушение санитарно-эпидемиологических норм уплачивается фирмами от 200 до 300 МРОТ, причем обычно проверке подвергаются именно организации общественного питания, продающие населению готовые блюда;
  • если не соблюдаются профилактические санитарные нормы, то штраф за такое нарушение находится в пределах от 300 до 400 МРОТ;
  • если незаконные действия ИП или фирмы привели к тому, что массово заболели люди или животные, то это не только является основанием для взыскания штрафа в размере от 100 до 200 МРОТ, но и для привлечения руководителя фирмы и должностных лиц к уголовной ответственности, для чего назначается лишение свободы на срок от 2 до 5 лет;
  • во время определения наказания учитываются последствия нарушения, выявленного в работе компании или предпринимателя;
  • если поступает какая-либо жалоба на работу предприятия, то работники Роспотребнадзора могут потребовать составления объяснительной;
  • при выявлении грубых нарушений в работе компании организация может приостановить деятельность до устранения всех обнаруженных недостатков.

За счет того, что учреждение обладает многочисленными полномочиями, правами и возможностями, многие предприниматели опасаются взаимодействовать с работниками Роспотребнадзора. Поэтому компании должны знать, что проверяет и чем занимается Роспотребнадзор, чтобы защитить себя от возможных трудностей в будущем.

Положение о Роспотребнадзоре

Роспотребнадзор (далее — Служба) — федеральный орган исполнительной власти, реализующий свои функции как непосредственно, так и через управления на местах. Его полномочия закреплены в положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322. Согласно положению основная функция Службы заключается в разработке и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, определении санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также надзоре за их соблюдением.

Для осуществления вышеуказанных функций Служба наделена в числе прочих следующими полномочиями:

  • По надзору, контролю за выполнением установленных требований законодательства РФ в области обеспечения санэпидблагополучия граждан, защиты покупателей, потребительского рынка. Это и проверка соблюдения санитарного законодательства, правил продажи определенной продукции, и организация санитарно-карантинного контроля на границе РФ.
  • Лицензированию некоторых видов деятельности.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 Роспотребнадзор лицензирует деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и генно-модифицированных организмов, представляющих умеренную и особую опасность для здоровья человека, а также деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения (исключая медицинские цели). Порядок лицензирования установлен постановлениями Правительства РФ от 16.04.2012 № 317 и от 02.04.2012 № 278.

  • Регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ (за исключением лекарств), некоторой впервые ввозимой на территорию РФ продукции и продуктов питания. Административный регламент для данного вида деятельности утвержден приказом Роспотребнадзора от 23.07.2012 № 781.
  • Регистрации лиц, которые подверглись радиационному воздействию в результате катастроф.
  • Установлению критериев качества питьевой и горячей воды.
  • Выявлению причин, по которым возникли и распространились инфекционные болезни и отравления в больших масштабах.
  • Осуществлению в рамках компетенции Службы проверок соответствия деятельности лиц требованиям законодательства.

ПОЛНОМОЧИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Помимо широкого спектра полномочий в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения нашей страны, Роспотребнадзор наделен значительным перечнем, как прав, так и обязанностей по защите прав потребителей, включая защиту прав потребителей фармацевтических товаров и медицинских услуг.

Основными нормативно-правовыми актами, направленными на защиту такой экономически слабой категории как потребитель является Закон РФ «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс РФ. Нормами Закона определено понятие системы органов федерального, регионального и муниципального уровней, которые во взаимодействии с общественными объединениями потребителей осуществляют защиту прав потребителей.

Роспотребнадзор в этой системе представляет федеральный уровень, на котором осуществляет функции:

  • по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей;
  • по организации и осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Помимо нормотворческой, разъяснительной и консультационной работы в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзор уполномочен также участвовать в судебной защите потребителей в формах, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве, в том числе:

  • давать заключения по гражданским делам в целях защиты прав потребителей;
  • обращаться в суд с заявлениями о защите прав отдельных потребителей или группы потребителей;
  • обращаться в суд по защите законных интересов неопределенного круга потребителей;
  • направлять в суд обращение по ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное (два раза и более в течение одного календарного года) или грубое (повлекшее смерть или массовые заболевания, отравления людей) нарушение прав потребителей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящее время, когда курс государственной политики в сфере осуществления органами государственной власти контрольно-надзорных функций нацелен на переход от собственно самого надзора к мерам профилактического характера, со стороны государства необходимо принимать параллельные меры, позволяющие не только не допускать ухудшения достигнутого уровня защиты прав потребителей, но и всячески его повышать. Соответствующий уровень защиты прав потребителей может быть достигнут, в том числе, за счет усиления кадрового потенциала Роспотребнадзора, укрепления его материально-технической базы, связанной с возможностью оперативного проведения высокоточных исследований и экспертиз самого широкого спектра.

Закон РФ «О защите прав потребителей» (который. отметим, достаточно устарел с момента его принятия в 1992 г.) постоянно актуализируется новыми положениями и дополняется новыми актами нормативного характера. Тем не менее, несмотря на произведенную работу по модернизации правового регулирования сферы защиты прав потребителей в сложившейся системе законодательного регулирования осталось достаточное количество пробелов и коллизий отдельных федеральных законов между собой. Данные факты зачастую порождают правовую неопределенность (и противоречивую правоприменительную практику), следствием которой являются случаи злоупотреблений, причиняющих ущерб потребителям, в том числе и в сфере здравоохранения.

Читайте также:  Ветеран труда федерального значения сумма выплаты с 2023 года

Многочисленные изменения законодательства РФ, касающегося защиты прав потребителей (включая сферу оказания медицинских услуг, реализации лекарственных препаратов) свидетельствуют о необходимости системной переработки указанного законодательства, определения терминологического аппарата с последующей кодификацией обширного массива норм, регулирующих правоотношения с участием потребителей, и их актуализации с учетом международного права.

На наш взгляд, особую роль в национальной системе защиты прав потребителей призваны играть общественные объединения потребителей-пациентов (например, Совет общественных организаций при Минздраве), являющиеся ее важнейшим составным и одновременно связующим элементом. Такие организации согласно ст.3 Закона №212-ФЗ от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в РФ» вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных органов здравоохранения в форме мониторинга, публичного обсуждения и иных предусмотренных законом форм. Тем не менее права и функции этих объедении должны быть четко ограничены — чтобы исключить любые проявления потребительского экстремизма и злоупотребления правом (что, к сожалению, очень часто встречается в нашей реальной жизни: некоторые объединения потребителей используют свои права для шантажа медицинских организаций или отдельных медицинских работников). Учитывая необходимость защиты прав пациентов-потребителей, следует четко ограничить возможность вмешательства их объединений в деятельность медицинских организаций — иначе мы рискуем получить ситуацию, когда общественные объединения потребителей начнут подменять собой функции государственного органа (Роспотренадзора) — что совершенно недопустимо.

По нашему мнению, необходимо и дальше продолжать принимать соответствующие меры по обеспечению поступления на рынок безопасных лекарственных средств, в том числе путем разработки нормативных правовых актов, касающихся безопасности и качества таких товаров, которые должны периодически пересматриваться для обеспечения их соответствия общепризнанным международным нормам.

Актуальной проблемой, над которой необходимо продолжить серьёзную работу государственным органам всей системы федерального государственного надзора – это предотвращение оборота лекарственных препаратов, чья маркировка содержит заведомо недостоверные сведения, и контрафактной продукции, которая представляет угрозу для здоровья и безопасности потребителей и состояния окружающей среды, а также снижает доверие потребителей к рынку.

Особую роль в настоящее время также приобретает социально-гигиенический мониторинг, актуальный при оценке эффективности и результативности достижения национальных целей и решения стратегических задач развития РФ на период до 2024 года, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204.

Во многом усилению роли социально-гигиенического мониторинга как государственной межведомственной системы наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека в ближайшие 10 лет будет способствовать реализация «Концепции развития системы социально-гигиенического мониторинга в РФ на период до 2030 года» (утверждена приказом Роспотребнадзора от 26.08.2019 № 665). Концепция направлена на совершенствование существующей государственной межведомственной системы социально-гигиенического мониторинга. По сути, Концепция — это документ, в котором изложены механизмы повышения эффективности и результативности информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений на федеральном, региональном и местном уровнях, а также на уровне субъекта хозяйствования по приоритетным направлениям государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Но при этом не стоит забывать, что события текущего года вносят периодически коррективы и изменения в большинство ранее принятых и утвержденных Стратегий и Концепций, так как пандемия существенным образом меняет планы и задачи, стоящие перед государством в настоящий момент времени. Так, целевые показатели, которые согласно принятых Стратегий должны были быть достигнуты к 2024 году, теперь сдвинуты до 2030 года. Совсем недавно Президент РФ внес изменения в ключевые целевые показатели по уровню жизни россиян и по продолжительности жизни, к 2024 году планировалось достигнуть показатель средней продолжительности жизни – 78 лет, теперь же данный показатель сдвинут к 2030 году (ранее к 2030 году планировалось увеличить ее уже до 80 лет).

В рамках реализации Концепции и Стратегии, пусть и с вносимыми в свете последних событий изменениями, ключевыми должны стать мероприятия, предусматривающие:

  • актуализацию организационно-функциональной модели обеспечения развития системы социально-гигиенического мониторинга на всех уровнях ее функционирования;
  • совершенствование с учетом адаптации и гармонизации с международными требованиями научно-методического, лабораторного, технического, информационного программно-аппаратного обеспечения социально-гигиенического мониторинга и принятие управленческих решений на его основе;
  • информационно-аналитическую поддержку внедрения и совершенствования системы управления риском для здоровья населения;
  • дальнейшее развитие риск-ориентированной и профилактической модели надзорной деятельности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
  • создание единой системы оценки эффективности и результативности деятельности органов государственной власти, муниципальной исполнительной власти и хозяйствующих субъектов на основе учета критериев состояния среды обитания, здоровья населения, защиты прав потребителей, функционирования систем управления риском для здоровья населения;
  • интегрирование системы социально-гигиенического мониторинга в единую информационно-аналитическую систему (ЕИАС) Роспотребнадзора.

С учетом всего изложенного выше, несмотря на помехи и неудобства, вызванные пандемией коронавирусной инфекции, которая отвлекла на себя большую часть сил и ресурсов Роспотребнадзора, мы считаем важным и необходимым дальнейшее усовершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Роспотребнадзора, равно как и продолжение развития двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в целях снижения угроз здоровью и благополучию населения нашей страны и продвижения национальных интересов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, биологической безопасности и защиты прав потребителей в сфере здравоохранения.

Функции в области санитарно-эпидемиологической обстановки

Как было указано выше, орган осуществляет контроль за соблюдением санитарных условий, санитарное заключение Роспотребнадзора является необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Однако есть и схожее с этим направление его деятельности, но в более глобальных условиях. Чем-то эти функции пересекаются с обязанностями органов здравоохранения. Так, Роспотребнадзор обязан проводить соответствующие мероприятия, которые направлены на выявление, установление причин, которые сопровождают возникновение инфекционных заболеваний и отравлений. В необходимых экстренных случаях на руководство этого органа возлагаются задачи по оповещению всех заинтересованных организаций о том, какая складывается в регионе санитарно-эпидемиологическая обстановка. К числу таких организаций относятся органы местного самоуправления, государственные органы, администрации субъектов России. Население региона, в котором расположено территориальное управление Роспотребнадзора, также должно уведомляться об этом. В случае, если в субъекте федерации складывается отрицательная обстановка, то специалисты Роспотребнадзора должны принимать соответствующие действия. Они обязаны подготовить необходимые рекомендации и план действий, а если нужно, установить карантинный контроль или другие ограничительные меры. Для этих целей также проводятся социально-гигиенические процедуры.

Читайте также:  Алгоритм постановки земельного участка на кадастровый учет

Как видно, организация имеет достаточно много полномочий в сфере санитарии, а потому в права Роспотребнадзора входит осуществление надзора за такой известной службой, как СЭС. Надзорный орган принимает соответствующие меры, которые позволят предотвратить кризис в санитарно-эпидемиологической обстановке. Этими мерами являются разработка всяческих нормативов и стандартов в этой области. Однако помимо того, что этот орган разрабатывает нормы, он еще и следит за тем, чтобы все организации и предприниматели их соблюдали. Поэтому, в случае нарушения последними этих правил, на государственную организацию возлагаются обязанности по привлечению к ответственности виновных лиц.

Внеплановые проверки проводятся в трех случаях:

  • Первый и самый основной – после истечения срока, указанного в выданном ранее предписании по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки, по каждому пункту может быть отдельная дата.
  • Второй, по письменному заявлению или обращению от граждан о фактах нарушений, ставших им известными и представляющих какую-либо угрозу. Хочется отметить, что анонимные сообщения, а так же сообщения в которых не указаны конкретные нарушения надзорными органами не рассматриваются. Проверки делаются только тех сообщений, в которых обращается внимание на нарушения, создающие угрозу здоровью или жизни граждан, окружающему растительному и животному миру историческим объектам, ну, и конечно, национальной безопасности. Эти проверки в обязательном порядке согласовываются с прокуратурой района, иначе она будет являться незаконной.
  • И третий случай, это непосредственно при выявлении случаев нарушений прав потребителей.

Выездная проверка это мероприятие, при котором должностное лицо Роспотребнадзора выезжает на объект надзора и осуществляет полную проверку объекта, начиная от необходимой для этого предприятия документации, заканчивая осмотром всего объекта, помещений, оборудования, а так же прилегающей к объекту территории.

При документарной проверке, просматривается только необходимая для контроля документация которую индивидуальный предприниматель или представитель юр. лица или предприятия сам предоставляет в орган надзора. При такой проверке лицу, проводящему проверку, можно проводить различные исследования документации, а так же продукции предприятия. Эта проверка может перерасти в выездную, но только в том случае если будут выявлены серьезные нарушения.

Штрафы Роспотребнадзора

Ответственность за выполнение требований Роспотребнадзора полностью лежит на руководителе предприятия. Чаще и пристальнее всего проверяют предприятия общественного питания и торговли продуктами. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм влет штраф в 200 или 300 минимальных заработных плат (минимальных размеров оплаты труда, сокращенно МРОТ). Несоблюдение профилактических санитарно-эпидемиологических норм чревато штрафом от 300 до 400 МРОТ.

Неосторожные действия предпринимателя, приведшие к массовому заболеванию людей или животных, грозят как штрафами (100-200 МРОТ), так и возможным лишением свободы (от 2 до 5 лет в зависимости от результата эпидемии).

В рамках защиты Роспотребнадзором прав потребителя в качестве реакции на поступившие жалобы (например, на невыдачу чека на покупку), управление может также потребовать, чтобы была написана объяснительная в Роспотребнадзор.

Бояться Роспотребнадзора ИП совершенно нечего, но необходимо помнить о соблюдении всех санитарных норм и о том, что штрафы и выявленные нарушения лучше всего погашать сразу, не откладывая.

Какие имеются полномочия?

Функции Роспотребнадзора являются действительно многочисленными, так как специалисты этого учреждения наделяются уникальными полномочиями. Эта служба является государственной, поэтому имеет право проводить проверки в отношении разных предприятий, работающих с непосредственными потребителями.

Полномочия Роспотребнадзора заключаются в следующем:

  • Проверка документов компаний, к которым относятся трудовые соглашения, медицинские книжки сотрудников или документы об образовании, принадлежащие наемным работникам.
  • Изучение оснащенности предприятий необходимыми элементами, к которым относится пожарная сигнализация или другие важные элементы.
  • Проверка журнала, в котором перечисляются все мероприятия, имеющие отношение к контролю над деятельностью сотрудников предприятий.
  • Оценка разных лицензий, сертификатов и других разрешительных документов, на основании которых осуществляется деятельность компаний.
  • Изучение работоспособности ККТ, используемой компаниями.
  • Проведение контрольных закупок, основной целью которых выступает изучение законности и правильности работы организаций.
  • Выдача предписаний, на основании которых предприниматели обязаны устранять все выявленные проблемы и нарушения.
  • Составление протоколов на основании проведенных проверок.
  • Привлечение нарушителей к ответственности, для чего с них взимаются штрафы или вовсе принимается решение о приостановке или прекращении работы фирм.

Благодаря таким действиям обеспечивается контроль над деятельностью государственных и коммерческих предприятий. Функции и полномочия Роспотребнадзора устанавливаются на законодательном уровне.

Когда следует подавать жалобу

Сотрудники торговли или финансовых учреждений идут на массу ухищрений, чтобы привлечь клиента недобросовестным путем. При проверках выясняется, что условия договора кредитования могут нарушать права клиента не соответствовать федеральному законодательству.

Пожаловаться на интернет- магазин или другую торговую точку можно, если имеется:

  • Реализация просроченной продукции;
  • Несоблюдения санитарных норм хранения и распространения;
  • Несоответствия стоимости, указанной на ценнике реальной цене изделия.

Также можно подать жалобу на магазин при обсчете или обвесе.

Жалоба в Роспотребнадзор на банк обоснована, если:

  • Сотрудники банка принуждают клиентов приобретать дополнительные услуги (страховка, оплата комиссии);
  • Банковские работники не предоставляют информацию об оказании услуг (пропечатывание дополнительных условий договора мелким шрифтом);
  • Клиента обязывают оформлять кредитные карты, не информируя его о наличии комиссий за пользование кредитными средствами;
  • Разглашение личной информации клиента.

Обратите внимание, пожаловаться на банк за разглашение личной информации можно. Но подавать заявление нужно не Роспотребнадзору, а в Федеральному бюро по контролю информации.

Контрольно — надзорная деятельность

Одна из основных задач ведомства — осуществление государственного надзора за исполнением требований законодательства в сфере реализации прав потребителей. Он предусматривает следующие виды деятельности:

  • проведение мероприятий, связанных с проверкой выполнения производителями, продавцами или поставщиками нормативных требований и предписаний специалистов надзорного органа;
  • осуществление проверок на предмет соответствия реализуемой продукции, а также работ и услуг нормативным требованиям безопасности;
  • систематический мониторинг выполнения обязательных требований;
  • предоставление аналитических данных и прогнозирование выполнения обязательных требований;
  • пресечение фактов нарушений нормативных требований, привлечение к юридической ответственности виновных лиц, предоставление предписаний об устранении нарушений, обнаруженных надзорным органом.

Федеральная служба осуществляет надзор за соблюдением санитарных правил и норм в рамках проведения плановых и внеплановых проверок. Первые ограничены в количестве и, как правило, не могут быть чаще 1 раза в трёхлетний период. Утверждённый план таких мероприятий доступен на сайте местной прокуратуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *