Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительные требования к участникам закупки 2023 г.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ о закупках отдельными видами юрлиц. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах узнают из положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Положение обязательно публикуется в ЕИС.
Порядок взаимодействия оператора электронной площадки и участника закупки
Порядок взаимодействия оператора ЭП и участника закупки регулирует Постановление Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202. Согласно документу, чтобы участвовать в закупке с дополнительными требованиями, участник закупки формирует на электронной площадке и подписывает электронной подписью следующие сведения:
- уникальный номер реестровой записи, который участник получает при регистрации в ЕИС,
- наименование, фирменное наименование юридического лица, ФИО физического лица,
- ИНН или его аналог (наименование и ИНН формируется из ЕИС автоматически),
- номер позиции приложения №1 к Постановлению Правительства от 04.02.2015 №99,
- копии документов, которые подтверждают соответствие дополнительным требованиям,
- цену исполненного контракта или договора,
- подтверждение правопреемства (при наличии).
Оператор электронной площадки рассматривает информацию и документы на предмет соответствия трем требованиям:
- документы соответствуют перечню из приложения №1 к ПП РФ № 99,
- копии документов о подтверждении правопреемства содержат информацию об участнике закупки,
- цена исполнительного контракта или договора, которую указал участник, не превышает цену из копии такого контракта.
В течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения этих документов, оператор электронной площадки должен принять решение.
- Если замечаний нет, то принимается решение о размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на ЭП (ЕРУЗ).
- Если установлены какие-то недочеты, есть замечания к оформлению, отсутствуют какие-либо документы, тогда оператор электронной площадки принимает решение об отказе в размещении документов (или их копий) в ЕРУЗ.
4.1. К НГ, которая предоставляется участником закупки, в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам конкурентной закупки с участием СМП и ССП (в том числе с участием СЗ), применяются положения указанных выше пунктов 1 – 3, подпунктов «а» и «б» п. 4 ч. 14.1, а также ч. 14.2 и ч. 14.3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ. При этом такая НГ (ч. 31 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ):
1) должна содержать указание на срок ее действия, который не может составлять менее одного месяца с даты окончания предусмотренного извещением об осуществлении конкурентной закупки с участием СМП и ССП (в том числе среди СЗ), документацией о такой закупке срока исполнения основного обязательства;
2) не должна содержать условие о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение участником закупки обязательств, обеспечиваемых НГ.
9.1. В соответствии с нормами ч. 31 ст. 3.4, п. 25-26 Положения о закупках СМП и ССП, утв. ПП РФ № 1352:
9.1.1. Если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер данного обеспечения:
– не может превышать 5%Н(М)ЦД, если договором не предусмотрена выплата аванса;
– устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.
9.1.2. Если в документации о закупке, осуществляемой среди СМП и ССП (в том числе среди СЗ), установлено требование к обеспечению исполнения договора, данное обеспечение может предоставляться участником закупки по его выбору путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, путем предоставления независимой гарантии.
Субъекты малого предпринимательства
Следует отметить, что в одной из промежуточных редакций поправок, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, предусматривалось установление закрытого перечня для всех закупок, подлежащих размещению в Единой информационной системе, а также проведение в электронной форме на площадке абсолютно всех конкурентных процедур, а не только тех, участниками которых являются субъекты МСП. Именно данные изменения могли бы сделать закупочные процедуры действительно конкурентными и прозрачными. Но, по каким-то причинам, очень даже для всех понятным, от внесения данных поправок законодатели отказались.
Также для закупок среди субъектов МСП установили и ряд дополнительных условий, которые очевидно усложнят жизнь и малому бизнесу, и заказчикам. В частности, денежные средства для обеспечения заявок участникам закупок придется вносить на специальный банковский счет, открытый в банке из определенного Правительством перечня. Подача заявок на участие в конкурсе, аукционе и запросе предложений должна будет состоять из двух частей и ценового предложения, на участие в запросе котировок – из одной части и ценового предложения. Требования к составу указанных частей строго регламентированы.
Для остальных же закупок при этом никаких принципиально новых сверхжестких и унифицированных требований по-прежнему не устанавливается. То есть все условия и способы проведения закупок заказчики, как и прежде, смогут прописывать в Положении о закупке.
В целом логично предположить, что усложнение процедур для субъектов МСП приведет к сокращению числа конкурентных закупок и увеличению доли закупок у единственного поставщика. Или такие новшества просто станут дополнительным барьером для потенциальных участников.
Таким образом, внесенные поправки еще больше усилили дифференциацию между Законом о контрактной системе, который традиционно считается «законом для поставщиков», так как строго ограничивает творческие порывы организаторов закупок, и Законом о корпоративных закупках, в который, вопреки ожиданиям, снова так и не внесли поправок, которые бы сделали правила игры по нему максимально прозрачными.
При этом объем денежных средств, распределяемых в рамках данного закона, не сопоставим с 44-ФЗ. По итогам 2016 года, например, в рамках 223-ФЗ было размещено извещений на сумму, почти в 4 раза бо́льшую, чем в рамках 44-ФЗ.
Несмотря на постоянные корректировки, направленные на совершенствование законодательства, по-прежнему остается очень много задач, над которыми нужно работать. При этом необходимо учитывать, что не все зависит только и исключительно от государственных органов. Большую роль в повышении эффективности и конкурентности закупок играет активная позиция самих предпринимателей — участников закупок. Но пока, к сожалению, приходится констатировать, что активность поставщиков находится на весьма невысоком уровне. Связано это, в первую очередь, с недоверием бизнеса к тому, что закупки проводятся честно, а также с недостатком у предпринимателей необходимых знаний. Над этой проблемой, на мой взгляд, необходимо очень серьезно работать на региональном и муниципальном уровне.
В целом закупки по закону 223-ФЗ проводятся в настоящее время преимущественно по принципу «Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать», то есть существующий закон и так слабо регулирует систему закупок, а некоторые заказчики, пользуясь и даже злоупотребляя этим, еще всячески пытаются максимально усложнить доступ к своим закупкам, чаще всего, путем установления чрезмерных требований к участникам и составу заявок, а также нереальных сроков оплаты (1 год, например). Заказчиков, конечно, тоже можно понять, они ведь платят деньги. И хотят себя максимально обезопасить от сомнительных исполнителей. Поэтому в данном случае претензии нужно предъявлять не к заказчикам (ведь они по сути просто пользуются теми возможностями, которые им предоставлены), а к законодательству, которое дает им практически полный карт-бланш.
Кто работает по 223-ФЗ
По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50% и больше. Закон выделяет (ч.2 ст.1 223-ФЗ):
Такие заказчики, как правило, имеют существенное финансовое обеспечение для реализации целей, определенных в Уставе. Закупочная деятельность таких организаций должна быть прозрачна, стимулировать поставщиков к участию в закупках, развивать конкуренцию, минимизировать риски коррупции. При этом денежные средства должны расходоваться эффективно. Для этих целей, а также ради минимизации рисков злоупотребления при проведении закупок, создан отдельный закон — 223-ФЗ.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
Типы закупок у МСП по 223-ФЗ
Закупки, которые можно проводить у субъектов МСП по Постановлению № 1352:
Для таких закупок не важны форма собственности, регистрация, местонахождение и юрисдикция участника, его организационно-правовая форма.
Участниками закупки могут быть как отдельно юрлица и физлица, в том числе без образования ИП, так и коллективные участники (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ), которые не являются участниками по отдельности.
Это закупки, участниками которых могут быть только представители МСП. Об этом сразу делается оговорка в закупочных документах — никто другой на эту процедуру не допускается. Алгоритм проведения спецторгов описан в ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
В закупку включено условие о том, что победитель обязан привлечь МСП как субподрядчиков. Тогда субподрядный договор будет добавлен к закупкам заказчика как малая доля большого договора.
Преимущества положения
Этот регламент нужен, прежде всего, самому заказчику. Если он имеется, то закупочную деятельность он обязан осуществлять исключительно в предусмотренном им порядке.
Организация закупок по 223-ФЗ намного выгоднее, чем по 44-ФЗ и имеет ряд преимуществ:
- Выбор любого удобного способа проведения закупки.
- Установка собственных требований к поставщикам.
- Быстрое внесение изменений в план закупок.
- Самостоятельное прописывание сроков проведения.
- Определение оснований, необходимых для закупок у единственного поставщика.
- Снижение количества обжалований в ФАС путем уменьшения для этого оснований.
Чем точнее будут сформулированы требования к участникам и конкретнее настроена закупочная деятельность, тем быстрее организация сможет поднять проведение торгов на более высокий уровень работы и получить качественную услугу по приемлемой цене.
Положение о закупке – это документ, который регулирует деятельность заказчика.
Несомненно, он является важным, т.к. в работе заказчик обязан им руководствоваться. С помощью данного регламента заказчик полностью удовлетворяет свои потребности в товарах, работах, услугах. Также происходит правильное с экономической точки зрения расходование денежных средств, обеспечивается добросовестная конкуренция. Заказчик может прописать требования, условия, сроки, необходимые ему. И чем точнее он это сделает, тем качественней товар, работу или услугу получит.
Вышеуказанный документ имеет ряд преимуществ, которые мы разобрали: это выбор удобного способа проведения процедуры, установка собственных требований, быстрое внесение изменений в план закупок и т.д.
Является ли положение о закупке правовым актом? Конечно. Это мы увидим, если обратимся к ст. 2 223-ФЗ «Правовая основа закупки товаров, работ услуг».
Особенности проведения государственных закупок
При проведении закупок по 223-ФЗ заказчики устанавливают самостоятельно правила закупочных процедур в рамках требований, регламентированных законом. Правила прописываются в Положении о закупке. Закупки может проводить уполномоченный представитель организаций, торги могут проходить на любых электронных площадках.
Заказчиками в таких закупках выступают:
- государственные компании, субъекты естественных монополий, государственные корпорации, в которых доля участия государства 50% и более;
- дочерние компании организаций, указанных выше, в которых доля государства не менее 50%;
- муниципальные, государственные и унитарные предприятия, если речь идет о закупках за средства, сформированные из собственного дохода или грантов.
Рынок заказов по 223-ФЗ достаточно большой и в 2017 году он достиг 27 триллионов рублей. Это говорит о том, что такие закупки открывают широкие возможности для малого и среднего бизнеса. Но на практике этот инструмент мало им используется.
АО «Корпорация МСП» предпочитают участвовать в закупках по 44-ФЗ, так как в таких аукционах правила понятнее и четко прописаны.
В закупках же по 223-ФЗ заказчики могут изменить, например, список требуемых документов, создавая препятствия для некоторых поставщиков.
Федеральный закон №223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ о закупках отдельными видами юрлиц. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах узнают из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Положение обязательно публикуется в ЕИС.
Несмотря на то, что законом о закупках отдельными видами юрлиц четко не определены требования к поставщику по 223-ФЗ, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении и в документации тендера. Одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.
Что регулирует 223-ФЗ
Закон определяет, как вести закупки естественным монополиям и корпорациям с долей государственного участия. 44-ФЗ устанавливает то же самое, но уже исключительно для государственных заказчиков.
223-ФЗ определяет лишь принципы закупки, а порядок и условия процедуры заказчик придумывает сам и вносит в Положение о закупке. И это главный документ, на который опираются все стороны. Он меняется от одной закупке к другой, и успешный участник умело лавирует между различными требованиями контрактов.
Размещают заказы по 223-ФЗ на тех же площадках, что и по 44-ФЗ.
Он позволяет изменять существенные условия контракта — цены, сроки исполнения заказа, количество объекта закупки. Это делает 223-ФЗ более гибким и восприимчивым к рынку
Организация может работать сразу по двум законам — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Если вы работаете по 223-ФЗ, то публикуете Положение о закупке на своем сайте, а уже в нем, если пожелаете, прописываете пункты — как в 44-ФЗ. 223-ФЗ дает заказчикам гораздо больше свободы в выборе условий закупки.
Положение о закупке (далее ПЗ) — это главный регулятор закупочной деятельности по 223-ФЗ
Документ разрабатывается головной организацией и дочерние компании обязаны придерживаться типовой формы. То же относится к бюджетным и автономным учреждениям, а также к унитарным. Для них формы Положения разрабатывают органы исполнительной власти. Их можно скачать на сайте ЕИС
Если в 223-ФЗ появляются изменения, то заказчик обязан дополнить Положение о закупке в течение 15 дней согласно ч.2.7 ст.2 этого же закона
В ПЗ организатор тендера указывает всегда одни и те же пункты:
- формирование максимальной цены контракта (НМЦК). При его составлении принимают во внимание Приказ Минэкономразвития России №567 от 02.10.13. Там есть методические рекомендации по определению НМЦК;
- требования к извещению, документации, к участникам и их заявкам;
- наличие обеспечения по контракту и заявке, его срок, размер, а также допустимые формы предоставления;
- порядок заключения договора, и что будет, если кто-то уклонится от подписания;
- порядок работы комиссии тендера;
- требования к описанию объекта — товара, услуги, работы;
- способы закупки.
Также могут быть установлены:
- другие способы закупок, кроме конкурса и аукциона;
- обязанность обоснования цены, выбора подрядчика или поставщика, заключения контракта с единственным участником.
31.12.2017 законом № 505 государство внесло изменения в 223-ФЗ. Они коснулись ПЗ. Каждого заказчика обязали до 1 января 2019 поправить свои ПЗ и разместить новые в ЕИС. Иначе закупки придется осуществлять по закону №44.При этом в ч.3 ст.4 505-ФЗ нет ничего про то, что будет, если ПЗ не разместить в ЕИС. Для МСП подобное прописано в ч.8.1 ст.3 223-ФЗ. Это значит, что ПЗ будет признано не размещенным, если его не скорректируют до 01.01. 2019. Но это не влечет никаких последствий для крупных заказчиков
Что нужно сделать:
- создать закрытый перечень закупок у единственного поставщика;
- указать те, которые будут происходить в бумажном виде. Иначе все станут электронными;
- дополнить требования к участвующим организациям согласно ч.6 ст.3 223-ФЗ.
Общие требования для участников тендеров по 44-ФЗ
Единые требования к участникам закупки обязательно устанавливаются заказчиком. Они не зависят от способа проведения закупки, предмета торгов. Такие запросы определяются для потенциальных поставщиков. Вот основные требования и условия допуска к участию в торгах 44-ФЗ:
- Не проводится ликвидация.
- Не является офшорной компанией.
- Отсутствуют решения арбитража о банкротстве и проведении конкурсного производства.
- Деятельность не приостановлена (проверяется на момент подачи заявки).
- Не зафиксирована задолженность по налогам и обязательным платежам за предыдущий год.
- У руководства участника или у единоличного поставщика (физического лица) нет судимости по статьям 289 – 291.1 УК РФ. Исполнитель не дисквалифицирован.
- Отсутствуют санкции за незаконное вознаграждение. Информация проверяется за два года, предшествующих подаче заявки.
- Не установлен конфликт интересов сторон.
- Участие в госзаказе не ограничено действующим законодательством РФ.
Требования устанавливают для каждого тендера для всех исполнителей без исключения (ч. 1 ст. 31 44-ФЗ) и обязательно включают в документацию: перенесите полный текст законодательных норм (п. 3-5, 7, 7.1, , 10, 11 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Правила действуют для всех способов, кроме электронного конкурса — заказчики ставят обязательное условие о том, что в составе заявки направляется декларация о соответствии участника аукциона п.3–9 ч.1 ст.31 44-ФЗ. Если организация проводит электронный конкурс, то в такую декларацию включается и подтверждение соответствия п. 11 ч. 1 ст. 31.