- Уголовное право

Всё об аттестации педагогических работников в 2023 году с последними изменениями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё об аттестации педагогических работников в 2023 году с последними изменениями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.

Приказ Минздрава России от 22.11.2021 N 1083н

Аттестация медицинских работников на категорию — это экзамен, в ходе которого оцениваются теоретические знания и практические навыки медика, необходимые в его работе. В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация является добровольной. Ее наличие дает специалисту определенные преимущества, в том числе материального характера.

О продолжительности трудовой недели для специалистов медпрофиля узнайте из статьи «Какова продолжительность рабочей недели».

Любая медорганизация обязана обеспечивать не только проведение аттестаций медработников, но и выполнять прочие предписания, отраженные в законодательстве об охране труда. Лучший способ ознакомиться с такими предписаниями — получить доступ к проверочным листам ГИТ по охране труда.

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).

То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.

То есть, после завершения образования в медицинском вузе гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.

В целях установления единого подхода к квалификационным требованиям к специалистам с высшим медицинским образованием приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.

Так, например, для осуществления медицинской деятельности по медицинской специальности «Акушерство и гинекология» необходимо получить высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия» и пройти подготовку в интернатуре/ординатуре по специальности «Акушерство и гинекология».

Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:

  1. Уровень профессионального образования
  2. Дополнительное профессиональное образование
  3. Должности

В разделе «Уровень профессионального образования» для каждой медицинской специальности указаны специальности из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицина» согласно перечню специальностей высшего образования – специалитета и перечню специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061.

В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:

1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре вместо прохождения интернатуры/ординатуры по новой специальности. Это удобный инструмент, позволяющий врачу переквалифицироваться и работать в новой должности без длительного обучения в ординатуре.

Стоит обратить внимание, что для ряда медицинских специальностей такая возможность не предусмотрена. Так, например, получение медицинской специальности «Торакальная хирургия» возможно только через подготовку в ординатуре по специальности «Торакальная хирургия».

2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.

3. Необходимость непрерывного повышения квалификации в течение всей трудовой деятельности. Изменениями, внесенными в квалификационные требования с 15 июля 2017 года приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года N 328н, для ряда специальностей установлено новое требование к дополнительному образованию — непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности. Новое требование установлено для лиц, получивших образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальностям (уровень специалитета) 31.05.01 Лечебное дело, 32.05.01 Медико-профилактическое дело, 30.05.01 Медицинская биохимия, 30.05.02 Медицинская биофизика, 30.05.03 Медицинская кибернетика, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология, 31.05.02 Фармация, и высшее образование (бакалавриат) по специальности 34.03.01 «Сестринское дело» после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста. Требование установлено для занятия указанными лицами следующих должностей: врач-терапевт участковый, врач по общей гигиене, врач-эпидемиолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач функциональной диагностики, врач-статистик, врач- педиатр, врач-педиатр участковый, врач-педиатр городской (районный), медицинская сестра общей практики, медицинская сестра по паллиативной помощи, медицинская сестра по профилактике, медицинская сестра по реабилитации, врач-стоматолог, провизор, провизор-технолог.

В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В подавляющем большинстве случаев для занятия одной должности медицинского работника предусмотрены единые квалификационные требования.

Однако, есть исключения, — например, должность врача-терапевта участкового, разрешено занимать при соответствии квалификационным требованиям по одной из трех медицинских специальностей:

1. Специальность «Терапия»:

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
  • Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия» или профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

Профессиональные стандарты врачей в части требований к образованию и обучению ссылаются на Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.

То есть квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.

Так, например, для врача по водолазной медицине профстандарт не утвержден. Согласно Приказу 707н для специальности «Водолазная медицина» установлены следующие квалификационные требования:

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
  • Подготовка в ординатуре по специальности «Водолазная медицина» или профессиональная переподготовка по специальности «Водолазная медицина» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Вместе с тем, в письме Минздравсоцразвития России от 20.10.2011 N 16-1/10/2-10354 до введения специальности «Водолазная медицина» диагностику и профилактику острых и хронических заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью водолазов, а также медицинское обеспечение водолазных спусков осуществляли служащие в Вооруженных Силах Российской Федерации офицеры медицинской службы и лица из числа гражданского персонала.

Читайте также:  Вступили в силу новые правила уплата налогов, сборов и страховых взносов

Новая номенклатура медицинских специальностей 2019

Возникает вопрос: обязателен ли сейчас тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, 2020 г.? Ответ дан в Трудовом кодексе РФ: статья 143 определяет принципы тарифной системы оплаты труда. Общий принцип, установленный ТК РФ, таков: чем сложнее обязанности, тем выше оплата. Установлено, что тарификация и присвоение разрядов проводятся на основании Единого тарифного квалификационного справочника или с учетом профессиональных стандартов.

Как указано в ТК РФ, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих применяется наряду с профессиональными стандартами. Работодатель вправе сам решать, какой из указанных документов использовать.

При оформлении трудового договора и трудовой книжки, иных документов и справок о трудовой деятельности важно прописывать наименование занимаемой должности в точном соответствии с указанными нормативными документами. Это важно, потому что если она входит в список 1 или 2 или для таких работников установлены какие-либо льготы, например, при выходе на пенсию, наименования надо применять точно, как в справочнике или профессиональном стандарте, в противном случае Пенсионный фонд может отказать в зачислении этого периода деятельности в специальный стаж, и придется его доказывать в суде.

Приказом от 31.12.2020 № 988н/1420н утверждается два перечня, а именно:

  • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (химических, биологических, аэрозолей фиброгенного действия и пыли, физических факторов, факторов трудового процесса);
  • перечень видов работ (22 вида).

Именно приказом № 988н/1420н полностью отменяется действующий приказ 302н со всеми изменяющими его документами и с 1 апреля 2021 года будет применяться только новый приказ 29н. Причём срок его действия ограничен в соответствии с существующим порядком шесть годами — до 1 апреля 2027 года.

Обращаем внимание, что трактовка некоторых видов работ и указания условий, при которых ВОПФ вносится в списки, в ряде случаев изменены, но не стоит переживать, поскольку это тот редкий случай, когда всё стало проще и понятнее! Ниже мы выбрали несколько таких вариантов:

Стало Было
Работы на высоте:

Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 м от неогражденных (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 м либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 м.

Прочие работы, относящиеся в соответствии с законодательством по охране труда к работам на высоте.

Работы на высоте, верхолазные работы

Верхолазными считались все работы, когда основным средством предохранения работников от падения с высоты во все моменты работы и передвижения является страховочная привязь.

Работы, связанные с техническим обслуживанием электроустановок напряжением 50 В и выше переменного тока и 75 В и выше постоянного тока, проведением в них оперативных переключений, выполнением строительных, монтажных, наладочных, ремонтных работ, испытанием и измерением. Работы по обслуживанию и ремонту действующих электроустановок с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока, а также монтажные, наладочные работы, испытания и измерения в этих электроустановках.
Работы в особых географических регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут, а именно:

Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также при морском бурении.

Работы в особых географических регионах со значительным удалением мест проведения работ от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, включая:

Работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении.

Работы, непосредственно связанные с обслуживанием оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа) и подлежащего учету в органах Ростехнадзора:

а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);

б) воды при температуре более 115 °С;

в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа

Работы, непосредственно связанные с обслуживанием сосудов, находящихся под давлением.

Классификатор профессий (Украина 2021)

  • ГРЛС
    Государственный реестр лекарственных средств
  • Реестр цен на ЖНВЛП
    Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Порядок и условия применения ЕКСД был установлен 9 февраля 2004 года Постановлением № 9 Министерства труда РФ.

Профессионализм и научная обоснованность изложенных в справочнике должностных требований объясняется тем, что разработка ЕКСД велась научными сотрудниками Института Труда.

Практическая ценность справочника дала Министерству труда РФ основания рекомендовать его к использованию на предприятиях и в организациях вне зависимости от формы их собственности. Целью данной рекомендации являются:

  • унификация, оптимизация и рационализация методов и способов отбора кадров и составления должностных инструкций;
  • оптимизация разделения должностных полномочий и функций руководителей, специалистов и служащих;
  • соблюдение правовых норм при регламентации трудовой деятельности;
  • адаптация квалификационных характеристик к условиям рыночной экономики.

В отличие от действовавшего ранее перечня должностей руководителей, специалистов и служащих, действующий ЕКСД учел развитие экономических и трудовых отношений, в силу чего в ЕКСД вошел ряд должностей и квалификационных характеристик к ним, ранее не учитываемых – аудиторов, аукционистов, брокеров, менеджеров, оценщиков, дилеров и т.д.

Квалификационные характеристики должностей и специальностей, приведенные в ЕКСД, являются, по сути, готовым образцом должностных инструкций.

Для разработки должностной инструкции по конкретной должности, квалификационные характеристики ЕКСД можно использовать как шаблон для последующей его адаптации к конкретным условиям труда, организации производства и технологических процессов.

Путеводитель по конкурсам на замещение должностей в образовательных учреждениях 2022.

Сотрудник отдела кадров опирается на 2022 Классификатор должностей и профессий при работе с такими документами, как штатное расписание, должностные инструкции, положения об отделах и т.д. Классификатор ОКПДТР (2022) с поиском по фамилии доступен на сайте Министерства труда и социальной защиты.

Единый классификационный справочник должностей специалистов и служащих (ЕКС) представляет собой перечень квалификационных характеристик (должностные обязанности и требования к знаниям и квалификации) руководителей, специалистов и служащих по направлениям деятельности. Дополнительные разделы UCS вводятся соответствующими постановлениями Министерства труда. На сегодняшний день самым последним является приказ от 10.05.2022 г. № 225н, которым утверждены «Квалификационные характеристики личного состава воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Периодичность обновления справочника законом не регламентирована. Таким образом, документ, в который внесены изменения вышеупомянутым приказом, теперь является квалификационным справочником должностей рабочих и служащих 2022.

Обязанности. Осуществляет методическую работу в образовательных учреждениях всех типов и видов, мультимедийных библиотеках, методических, дидактических и методических кабинетах (центрах) (далее — учреждения). В нем анализируется состояние дидактико-методической (учебной) и воспитательной работы в учреждениях и разрабатываются предложения по повышению ее эффективности.

Мэр (директор, управляющий, начальник) образовательного учреждения Заместитель мэра (директора, управляющего, начальника) образовательного учреждения Руководитель (начальник, управляющий, директор, руководитель) структурного подразделения Старший мастер III. ПРЕПОДАВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ Педагог-организатор Педагог социальный педагог Педагог-дефектолог (включая старшего) Педагог-психолог Воспитатель (включая старшего) Воспитатель Библиотекарь Старший вожатый Педагог дополнительного образования (включая старшего) Учитель музыки Концертмейстер Инструктор по физической культуре Методист (включая старшего) Инструктор (включая старшего) Инструктор по труду Инструктор по безопасности жизнедеятельности Тренер (включая старшего) Ученический мастер IV.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ от 26 августа 2022 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Характеристики квалификационных характеристик должностей работников образования», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2022 г., регистрационный номер 18638.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 26 августа 2022 года утвержден Единый справочник квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Характеристика квалификационных характеристик должностей работников образования». Данный документ был выпущен взамен предыдущего от 14 августа 2022 года.

Обязанности. Способствует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры студентов (выпускников, детей), расширению социальной сферы в их воспитании. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности учащихся, выпускников, детей в учреждениях (организациях) и на дому, создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности, используя современные образовательные технологии, в том числе информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Осуществляет учебную, воспитательную и другую деятельность на основе достижений педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методов обучения. Организует работу детских кружков, клубов, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность учащихся (студентов, детей) и взрослых. Школа руководит работой по одному из видов деятельности учебного заведения: технической, художественной, спортивной, туристической, экскурсионной и т.д. Школа поощряет права учащихся (выпускников, детей) на создание ассоциаций и детских союзов. Организует вечера, праздники, экскурсии; поддерживает социально значимые инициативы учеников, выпускников, детей в проведении досуга, отдыха и развлечений, ориентируясь на личность ученика, выпускника, ребенка, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность студентов (выпускников, детей), в том числе исследовательскую, интегрирует проблемное обучение в образовательный процесс, способствует установлению связи между наукой и практикой. Анализирует достижения учеников, студентов и детей. Оценивает эффективность своего обучения на основе развития опыта творческой деятельности, познавательных интересов обучающихся (учащихся, детей), использования в своей деятельности компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц. Участвует в работе педагогических и методических советов, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим. Привлекает сотрудников учреждений культуры и спорта, родителей (лиц их заменяющих), общественность к работе с учащимися (выпускниками, детьми). Поддерживает детские формы организации работы учеников (выпускников, детей), организует их каникулярное время. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (выпускников, детей) в образовательном процессе. Соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.

Читайте также:  Как возмущаться в интернете, чтобы не оказаться в суде

При составлении должностных инструкций с использованием КСД можно уточнить перечень работ для образовательного учреждения с учетом характеристик и особенностей каждой должности, а также разработать дополнительные требования к специализированной подготовке персонала.

DES: Наиболее важные и приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, нормативно-правовая база, связанная с образовательной деятельностью в учреждении. Принципы гражданской обороны при различных видах катастроф, аварий и бедствий. Методы оказания первой помощи.

В Российской газете 20.10.2022 опубликован приказ МЗСР России от 26.08.2022 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Характеристика квалификационных характеристик должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте России 06.10.2022, регистрационный № 18638)

При разработке должностных инструкций допускается определять перечень работ, присущих данной должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулы, не совпадающие с отпуском работников, отмена занятий для студентов, выпускников, изменение режима учебного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим причинам и т.д.), а также определять требования к необходимой специализированной подготовке работников.

Рекомендует осторожно подходить к составлению документа, который будет называться «Правила аттестации работников». Для того чтобы избежать возможной неблагоприятной судебной практики и сделать оценку работы сотрудников на своей должности максимально понятной как для работников, так и для самого работодателя, целесообразно включить следующие разделы:

Профессиональная деятельность работника должна оцениваться в соответствии с квалификационными требованиями занимаемой им должности. Следует учитывать личный вклад работника в достижение целей организации, а также сложность и трудоемкость выполняемой работы.

Порядок и условия применения ЕКСД был установлен 9 февраля 2004 года Постановлением № 9 Министерства труда РФ.

Профессионализм и научная обоснованность изложенных в справочнике должностных требований объясняется тем, что разработка ЕКСД велась научными сотрудниками Института Труда.

Практическая ценность справочника дала Министерству труда РФ основания рекомендовать его к использованию на предприятиях и в организациях вне зависимости от формы их собственности. Целью данной рекомендации являются:

  • унификация, оптимизация и рационализация методов и способов отбора кадров и составления должностных инструкций;
  • оптимизация разделения должностных полномочий и функций руководителей, специалистов и служащих;
  • соблюдение правовых норм при регламентации трудовой деятельности;
  • адаптация квалификационных характеристик к условиям рыночной экономики.

В отличие от действовавшего ранее перечня должностей руководителей, специалистов и служащих, действующий ЕКСД учел развитие экономических и трудовых отношений, в силу чего в ЕКСД вошел ряд должностей и квалификационных характеристик к ним, ранее не учитываемых – аудиторов, аукционистов, брокеров, менеджеров, оценщиков, дилеров и т.д.

В чём заключается особенность педагогической деятельности

Социальная значимость педагога определят особенности его деятельности. Схему работы можно определить как «человек человеку». Объектом здесь будет являться ученик, причем поведение объекта деятельности постоянно меняется.

Переоценить труд педагога сложно, ведь они закладывают основы в головы молодых школьников и студентов. Поэтому отличительной особенностью педагогической деятельности является и повышенная ответственность. В этой профессии, как ни в какой другой необходима нацеленность на результат. Философ Платон описывал деятельность педагога, сравнивая ее с работой башмачника.

Если башмачник будет плохим мастером своего дела, то у людей будет лишь некачественная обувь, плохая работа педагога станет причиной нескольких поколений глупых и необразованных людей. Также можно отметить, что при всей своей направленности на предоставление компетентных знаний и умений, преподаватель — это еще и социальный работник.

Деятельность преподавателя является исключительной из всех, так как затрагивает не одну сферы человеческой деятельности: обучение, воспитание, закрепление морального облика, теории и практика самоанализа и многое другое.

Можно смело заявить, что основными особенностями работы педагога являются: усиленная социальная направленность, ответственность перед обществом, нацеленность на результат, творческий подход, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью повышения уровня мастерства, общение с молодежью и личностный рост.

Что необходимо запомнить

Конкретные нормативные документы или специфические знания разрабатываются для каждого работника образовательной сферы отдельно, соответственно занимаемой должности.

Из общих необходимых знаний можно выделить следующие:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенцию о правах ребенка.
  3. Достаточные знания в педагогике, психологии, социологии и общетеоретических дисциплинах, чтобы корректно и квалифицированно решать вопросы, связанные с педагогическими, организационными и методическими задачами.
  4. Расписание занятий по своему профилю и поставленные учебные задачи.
  5. Современные тенденции в процессе педагогики, культуре, искусству согласно профилю.
  6. Правила пожарной безопасности и охраны труда.
  7. Основные нормативные акты в рамках компетенции.

Квалификационный Справочник Должностей Педагогических Работников 2021

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2021 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

В 2021 году продолжится активный переход организаций со справочников ЕКТС и ЕКС на профстандарты. Ежегодно Минтруда утверждает новые стандарты той или иной профессии. В настоящий момент большинство ходовых специальностей имеют свое описание.

Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих 2021 не один, их несколько. Мы познакомим вас с каждым. Кроме того, расскажем, какие существуют профстандарты, и как перейти на новую систему рабочих должностей.

Единый квалификационный справочник должностей 2021 работников образования

В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.2021 N 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих.

Всем понятно, что, когда печь пироги берется сапожник, ничего хорошего из этого, скорее всего, не выйдет. А в отраслях, касающихся здоровья или образования, закон просто запрещает работать людям, которые не обладают необходимой квалификацией. Но как понять, чья квалификация соответствует требованиям?

Данные квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций педагогических работников, в том числе для определения необходимого уровня профессиональной подготовки специалиста, подтвержденного документами об образовании.

Шаг 4. Иногда целесообразно провести аттестацию персонала, чтобы проверить их квалификацию и навыки. По итогам тестирования работники, не соответствующие требованиям, могут быть переведены на низшую должность.

Шаг 1. Создание рабочей группы. В нее может входить любое количество человек. Для объективности целесообразно привлечь в нее представителей разных структурных подразделений – кадрового специалиста, бухгалтера, юриста и т.п. Группа занимается выбором профессиональных стандартов из числа уже принятых официально согласно штатному расписанию.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Различные инструкции по безопасности труда. Принципы повышения мастерства.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Базовые методики обработки информационных материалов и их систематизации.

Этап 3. На основе существующих расхождений составление новых должностных инструкций. Иными словами, доведение существующих специальностей до нормативных параметров. Все новшества закрепляются приказом директора.

Переход на профессиональные нормативы длится не один день. Процесс может занять несколько месяцев. Однако Минтруда не представил какой-либо инструкции, регламентирующей всю эту сложную операцию. Мы можем предложить, делать переход по следующим этапам.

Квалификационные характеристики должностей работников школы и детского сада

. Квалификационные характеристики должностей работников содержат конкретные требования к знаниям и уровню квалификации работников для занятия определенной должности. В случае если уровень квалификации работника, претендующего на должность, не будет соответствовать требованиям к квалификации педработника ДОУ, предусмотренным квалификационной характеристикой, работодатель со ссылкой на эти квалификационные требования может отказать претенденту на вакантную должность в заключении трудового договора.

Нормативный характер требований, содержащихся в квалификационных характеристиках, вытекает также из ст. 57 ТК РФ, которая предусматривает, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих педагогических должностей в детском саду, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Единый квалификационный справочник должностей 2022 в образовании

Информирует работодателя и представительный орган работников об обстоятельствах возникновения коллективных трудовых споров, о нарушении законодательства, выявленных при рассмотрении споров, с рекомендациями об их устранении.

Осуществляет деятельность по разрешению коллективного трудового спора с участием представителей сторон этого спора. Запрашивает у сторон коллективного трудового спора документы, необходимые для выяснения обстоятельств коллективного трудового спора, изучает условия и причины его возникновения. Организует по согласованию со сторонами коллективного трудового спора назначение дополнительной экспертизы, приглашение специалистов для консультационного и экспертного содействия в оценке ситуации рассматриваемого коллективного трудового спора и перспектив его разрешения.

Как пользоваться квалификационным справочником должностей рабочих и служащих

Кадровый работник опирается на Классификатор должностей и профессий 2022 года в работе с такими документами, как штатное расписание, должностные инструкции, положения об отделах и пр. ОКПДТР классификатор (2022) с поиском по названию размещен на сайте Министерства труда и соцзащиты.

Читайте также:  Что ждет пенсионеров в 2023 году

Единый классификационный справочник должностей специалистов и служащих (ЕКС) представляет собой перечень квалификационных характеристик (должностных обязанностей и требований к уровню знаний и квалификаций) руководителей, специалистов и служащих в зависимости от сферы деятельности. Дополнительные разделы ЕКС вводятся соответствующими приказами Минтруда. На сегодняшний день последним является приказ от 10.05.2022 № 225н, утверждающий «квалификационные характеристики работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Периодичность обновлений справочника не регламентирована законом. Таким образом, документ, измененный вышеуказанным Приказом, в настоящий момент представляет собой квалификационный справочник должностей рабочих и служащих 2022.

Квалификационные характеристики должностей работников образования 2021

1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых.

1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых.

Квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между работниками, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения должностных обязанностей, требования к прохождению повышения квалификации и квалификационной аттестации, а также требования к стажу работы.

Единый Квалификационный справочник. Актуален ли он сегодня?

Должностные обязанности. Руководит созданием новых и модернизацией конструкций изделий (комплексов, машин, аппаратов, приборов, механизмов) действующего производства, обеспечивая их высокий технический уровень, конкуренто- и патентоспособность, соответствие современным достижениям науки и техники, требованиям технической эстетики и наиболее экономичной технологии производства. Принимает меры по ускорению освоения в производстве перспективных конструкторских разработок, новейших материалов, широкому внедрению научно — технических достижений. Организует разработку проектов новых опытных и промышленных установок, нестандартного оборудования и приспособлений в связи с реконструкцией объектов, автоматизацией производства и механизацией трудоемких процессов. Проводит работу по повышению уровня унификации, стандартизации и сертификации разрабатываемых конструкций изделий. Обеспечивает соответствие новых и модернизированных конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям рациональной организации и охраны труда, нормам техники безопасности. Руководит подготовкой технико — экономических обоснований эффективности новых конструкторских разработок, их преимуществ по сравнению с ранее изготовлявшимися. Организует разработку перспективных и текущих планов внедрения и освоения новой техники, конструкторской подготовки производства, исследовательских и опытно — конструкторских работ, контролирует их выполнение. Обеспечивает внедрение систем автоматизированного проектирования, своевременное составление, согласование и утверждение чертежей и другой технической документации, разрабатываемой конструкторскими подразделениями. Совместно с заказчиками осуществляет разработку технических заданий на проектирование, обеспечивает защиту и согласование в установленном порядке разработанных эскизных, технических и рабочих проектов, представляет проектные решения на утверждение. Организует хранение в соответствии с действующими правилами, размножение и своевременное обеспечение производства чертежами и другой конструкторской документацией. Принимает меры по сокращению сроков освоения новой техники, стоимости и цикла конструкторской подготовки производства за счет внедрения прогрессивных методов проектирования, вычислительной и телекоммуникационной техники, передовых способов размножения технической документации, широкого использования в проектах стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц. Осуществляет руководство исследовательскими и экспериментальными работами, проводимыми в подразделениях опытного производства. Организует изготовление опытных образцов, их экспериментальную проверку, отработку установочных партий и выпуск первых промышленных серий, добиваясь постоянного повышения качества и надежности изделий, уровня их технологичности, экологичности, снижения их себестоимости, трудоемкости и материалоемкости. Участвует в монтаже, испытаниях, наладке и пуске новых конструкций изделий. Осуществляет авторский надзор за изготовлением изделий и их эксплуатацией. Представляет на утверждение изменения, вносимые в техническую документацию по конструкторской подготовке производства. Принимает участие в работе по аттестации изделий по категориям качества, разработке предложений по реконструкции, техническому перевооружению, интенсификации производства, повышению его эффективности, обеспечивает конструкторскую разработку принятых к внедрению рационализаторских предложений и изобретений. Рассматривает и дает отзывы и заключения на наиболее сложные рационализаторские предложения, а также на проекты стандартов и другую конструкторскую документацию, поступающую на предприятие от сторонних организаций. Организует работу по повышению квалификации работников, осуществляющих конструкторскую подготовку производства. Руководит работниками отдела, направляет и координирует деятельность подчиненных ему подразделений.

Должностные обязанности. Руководит выполнением всего комплекса работ по технологической подготовке металлургического производства. Осуществляет техническое руководство производством, обеспечивая выполнение производственных программ выпуска конкурентоспособной продукции в заданном ассортименте и с определенными технико экономическими показателями. Организует разработку и внедрение в производство прогрессивных, экономически и экологически обоснованных технологических процессов, обеспечивающих высокий уровень технологической подготовки производства, производительности труда и качества выпускаемой продукции на уровне лучших отечественных и зарубежных образцов. Участвует в подготовке перспективных и оперативно — календарных программ технологической подготовки производства, расчетов и обоснований к ним. Организует внедрение новой техники, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, разработку стандартов, технических условий и технологии на новые виды продукции. Возглавляет работу по составлению расчетов производственных мощностей металлургических агрегатов и загрузки оборудования, по разработке норм расхода основных и вспомогательных материалов и других технико — экономических нормативов по металлургическому производству. Руководит разработкой технологической документации и осуществляет контроль за обеспечением ею производства. Участвует в решении вопросов повышения эффективности производства, внутрихозяйственной кооперации, в разработке графиков проведения планово предупредительных и капитальных ремонтов основных агрегатов и оборудования, а также в приемке их после ремонта. Обеспечивает развитие и полное использование производственных мощностей, контроль за строгим соблюдением установленной технологии и режимов работы с учетом требований охраны окружающей среды, правил эксплуатации оборудования, правил техники безопасности, а также требований, предъявляемых к сырью, материалам и готовой продукции. Руководит составлением технических заданий на реконструкцию и модернизацию агрегатов и оборудования, подготовкой к пуску вновь строящихся и реконструируемых объектов и обеспечивает своевременное освоение проектных мощностей. Участвует в составлении планов научно исследовательских работ, внедрения новой техники, передовой технологии и механизации трудоемких процессов, организационно технических мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции действующего производства, совершенствованию методов технического контроля производства, улучшению качества продукции, организации труда, обеспечивает их выполнение. Руководит проведением исследовательских и экспериментальных работ по освоению вновь разрабатываемых технологических процессов и режимов производства. Рассматривает и дает заключения на рационализаторские предложения и изобретения, относящиеся к оборудованию, технологии и организации металлургического производства, организует работу по изучению и внедрению передового технического отечественного и зарубежного опыта в указанной области. Координирует деятельность подразделений и работников предприятия, осуществляющих технологическую подготовку металлургического производства, организует работу по повышению их квалификации.

Должен знать: нормативные и методические материалы по технологической подготовке производства; профиль, специализацию и особенности организационно — технологической структуры предприятия, перспективы его развития; технологию металлургического производства и выпускаемой предприятием продукции; организацию технологической подготовки производства в отрасли и на предприятии; производственные мощности, технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации; порядок и методы планирования технологической подготовки производства; технические требования, предъявляемые к сырью, материалам, полуфабрикатам и готовой продукции; методы проведения технических расчетов; стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению технической документации; основы патентоведения, стандартизации и сертификации; требования рациональной организации труда при проектировании технологических процессов; передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и технологической подготовки производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы экологического законодательства; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно — технических и руководящих должностях не менее 5 лет.

Порядок и условия применения ЕКСД был установлен 9 февраля 2004 года Постановлением № 9 Министерства труда РФ.

Профессионализм и научная обоснованность изложенных в справочнике должностных требований объясняется тем, что разработка ЕКСД велась научными сотрудниками Института Труда.

Практическая ценность справочника дала Министерству труда РФ основания рекомендовать его к использованию на предприятиях и в организациях вне зависимости от формы их собственности. Целью данной рекомендации являются:

  • унификация, оптимизация и рационализация методов и способов отбора кадров и составления должностных инструкций;
  • оптимизация разделения должностных полномочий и функций руководителей, специалистов и служащих;
  • соблюдение правовых норм при регламентации трудовой деятельности;
  • адаптация квалификационных характеристик к условиям рыночной экономики.

В отличие от действовавшего ранее перечня должностей руководителей, специалистов и служащих, действующий ЕКСД учел развитие экономических и трудовых отношений, в силу чего в ЕКСД вошел ряд должностей и квалификационных характеристик к ним, ранее не учитываемых – аудиторов, аукционистов, брокеров, менеджеров, оценщиков, дилеров и т.д.

Применение единого квалификационного справочника подразумевает следование законодательным нормам в части требований, предъявляемых к кандидату на ту или иную должность.

Так, при назначении на должность, требующую от кандидата высшее образование, следует учитывать установленные в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ступени высшего образования, а именно:

  • степень бакалавра, присваиваемая выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 4 лет;
  • степень дипломированного специалиста, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 5 лет;
  • степень магистра, которая присваивается выпускникам вузов после прохождения обучения в течение 6 лет.

Квалификационные характеристики должностей и специальностей, приведенные в ЕКСД, являются, по сути, готовым образцом должностных инструкций.

Для разработки должностной инструкции по конкретной должности, квалификационные характеристики ЕКСД можно использовать как шаблон для последующей его адаптации к конкретным условиям труда, организации производства и технологических процессов.

Необходимость в адаптации объясняется тем, что ЕКСД включает в себя квалифицирующие признаки массово существующих должностей, характерных для всех отраслей экономики.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *