- Уголовное право

Особенности амортизации в 2023 году: комментирует Минэкономики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности амортизации в 2023 году: комментирует Минэкономики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

Амортизационные группы

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.4 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Четвертая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)

Порядок применения новой редакции Классификатора ОС

Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2017 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2017 г., не требуется.

К примеру, в июне 2016 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.

Бухгалтерский учет амортизации

Стоимость транспортных средств, являющихся объектами основных средств, погашается в бухгалтерском учете посредством начисления амортизации (п. 52 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте ). При линейном способе сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств ). В бухгалтерском учете организация автотранспорта самостоятельно определяет срок полезного использования (п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), исходя из:

  • ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока действия заключенного договора аренды или договора лизинга).

К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?

Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.

Группа

СПИ (лет)

Вид грузового автомобиля

Код действующего ОКОФ

Третья

Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.111

Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.111

Четвертая

Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.4

Пятая

Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум

Актуальное значение 310.29.10.41.112

Дизельный транспорт более 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.113

Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.112

Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.113

Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.5

Автогидроподъемники

Актуальное значение 310.29.10.59.270

Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)

Актуальное значение 310.29.10.59.390

Амортизационная группа тягач седельный

Автотранспортное движимое имущество – легковые и грузовые машины, автобусы, спецтранспорт можно включить в состав основных средств, что влечет за собой обязательное установления для них амортизационной группы в налоговом учете.

В соответствии с определенной группой выбирается необходимый срок эксплуатации, в течение которого будет начисляться амортизация.

Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2021 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2021 г., не требуется.

К примеру, в июне 2021 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.

Амортизационные группы для различных категорий автомобилей

Согласно Классификации легковые автомобили отнесены к третьей амортизационной группе (код 15 3410010). Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно. Большинство легковых автомобилей относятся именно к этой группе. Исключение составляют:

— автомобили легковые малого класса для инвалидов (код по Классификации 15 3410114). Они включены в четвертую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно;

— автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3, 5 л) и высшего класса (коды по Классификации 15 3410130 — 15 3410141). Они отнесены к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно.

Грузовые автомобили отнесены в Классификации к следующим амортизационным группам:

— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0, 5 т (код 15 3410191) включены в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно;

— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 0, 5 т, но не более 5 т (код по Классификации 15 3410020) отнесены к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше пяти лет до семи лет включительно, то есть от 61 до 84 месяцев включительно;

Читайте также:  Компенсация за капремонт в Петербурге: кому, сколько и почему

— автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (коды по Классификации 1510197) включены в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше семи лет до десяти лет включительно, то есть от 85 до 120 месяцев включительно.

К пятой же амортизационной группе отнесены тягачи седельные (коды по Классификации 15 3410210 — 15 3410216).

Дорожные тягачи для полуприцепов, фургоны, автомобили-тягачи и автомобили-самосвалы включены в четвертую амортизационную группу.

Правильность набора амортизационных групп к коду можно подтвердить с помощью ссылок в информационно-правовой системе ГАРАНТ, размещенных в соответствующем столбце таблицы.

Курсивом выделены амортизационные группы, не определенные коду напрямую в Постановлении, а унаследованные от кода более высокого уровня, согласно иерархической структуре классификатора.

Классификация основных средств, включаемых в аморти­за­цион­ные группы

(утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 ян­варя 2002г. №1 (в редакции постановлений Правительства РФ от 09. 07. 2003г. №415, от 08. 08. 2003г. №476))

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону доб. 504 (консультация бесплатно)

Какая амортизационная группа у автомобиля в 2020 году

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

    Для расчета используется формула:
    среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

  • Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

    Для проведения расчетов используется следующая формула:
    остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

    Для расчетов применяется следующая формула:
    начальная стоимость ТС * норма амортизации.

    Расчеты производятся по следующему алгоритму:

    1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
    2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
    3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
    4. Выполнение расчетов.

    Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

    ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

    Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:

    • 2007 год: 5/15*300 тысяч = 100 тысяч. Месячная амортизация: 100 тысяч/12 = 8 333 рубля.
    • 2008 год: 4/15*300 тысяч = 80 тысяч. Месячная амортизация: 80 тысяч/12 = 6 667 рублей.
    • 2009 год: 3/15*300 тысяч = 60 тысяч. Месячная амортизация: 60 тысяч/12 = 5 000 рублей.

    Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.

    Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).

    Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1).

    № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица. Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина.

    Ресурс маленьких автомобилей меньший, чем у крупногабаритной техники, поэтому ТС с меньшими параметрами включается в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования. Согласно п.20 Правил а 6/01 срок полезного использования зависит от нескольких факторов:

    1. период, который будет использоваться машина исходя из ее технических характеристик;
    2. степень физического износа ТС, которая прогнозируется исходя из планируемого режима использования машины (автобуса, тягача, грузовика).

    Срок полезного использования для:

    1. группы № 4 колеблется от 5 до 7 лет;
    2. группы № 5 составляет минимум 7 и максимум 10 лет со дня постановки ТС на баланс.
    3. третьей амортизационной группы составляет от 3 до 5 лет;

    Важно знать, что если фирма приобрела машину, которая уже была в употреблении, то СПИ стоит считать с даты покупки ТС прежним владельцем, так как он уже начал использовать машину.

    Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию.

    № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет.

    А вот финансисты недавно высказались на этот счет. Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД.

    Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство.

    Главным критерием для отнесения легкового транспортного средства к соответствующему классу является объем его двигателя:

    1. 3-й класс — средний класс автомобилей (объем двигателя 1,8-3,5 литров);
    2. 5-й класс — высший класс автомобиля, используемый в представительских целях, объем двигателя для этого класса автомобилей не имеет значения.
    3. 2-й класс — автомобили малого класса (объем двигателя 1,2-1,8 литра);
    4. 4-й класс — легковые автотранспортные средства большого класса (объем двигателя более 3,5 литров);
    5. 1-й класс — автомобили особо малого класса (объем двигателя до 1,2 литра);

    О том, имеется ли срок годности у автомобильного моторного масла, узнайте из нашей статьи. Срок полезного использования по классам По установленному классификатору основных средств, подавляющее число автомобилей в зависимости от их класса относятся к двум амортизационным группам, которыми устанавливается срок их полезного использования.

    Пример Определяем срок полезного использования нежилого кирпичного здания.

    Выяснили, что здание относится к 9-й амортизационной группе.

    Соответственно, мы вправе установить срок полезного использования здания в интервале от 25 лет и 1 месяц, до 30 лет. Пример Для 7-й амортизационной группы можно установить СПИ от 15 лет и 1 месяца и до 20 лет включительно.

    Высчитывается по легкой формуле.

    Рассмотрим на примере — компания приобрела транспортное средство стоимостью 500 000 рублей со сроком службы 10 лет. 500 тысяч поделить на 10, выходит 50 000.

    Амортизация вычисляется в таких случаях:

    1. при использовании личного автомобиля на работе;
    2. во время передачи в лизинг.
    3. при оценке страховиками реальной стоимости транспортного средства;
    4. если частный предприниматель или юридическое лицо подает документацию в налоговую службу;

    Амортизационные отчисления бывают нескольких типов – физический и моральный.

    Согласно абз.

    3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку.

    Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?

    Авторы: практикующие налоговые юристы — Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры»
    группы компаний Wiseadvice Consulting Group

    Принятие на баланс легкового автомобиля в качестве основного средства или в целях его предоставления во временное владение и пользование требует от бухгалтера определения срока полезного использования такого имущества, исходя из которого в дальнейшем будут производиться расчеты сумм его амортизации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Однако, по состоянию на начало 2020 года, до сих пор является дискуссионным вопрос установления сроков полезного использования для автомобилей, считающихся «представительскими». Практикующие налоговые юристы аудиторской консалтинговой группы Wiseadvice Consulting Group рассматривают в настоящей статье возможные решения этой проблемы в контексте конкретного налогового спора.

    Согласно ПБУ 6/01 (пункт 20) и Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств (пункт 59) срок полезного использования в бухгалтерском учете должен определяться исходя из «ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью, ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта и нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды)», то правила начисления амортизации, учитываемой при исчислении налога на прибыль организаций, предписывают устанавливать срок полезного использования объекта на основании классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

    С 1 января 2002 года для целей Главы 25 НК РФ применяется Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1. Согласно этому нормативному акту, многочисленные виды основных средств разбиты на десять амортизационных групп с установлением для каждой минимального и максимального сроков полезного использования. При этом конкретные виды амортизируемого имущества поименованы в Классификации с использованием определений и соответствующих кодов, предусмотренных Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94).

    Казалось бы, что подобная жесткая регламентация порядка начисления амортизации для целей налогового учета не должна была вызывать вопросов, однако практическое применение Классификации обнаружило пробел в нормативно-правовом регулировании, обусловивший различные подходы налогоплательщика и налогового органа к решению вопроса о сроках полезного использования легковых автомобилей.

    Так, Классификацией установлено, что транспортные средства, соответствующие коду 15 3410010 «Автомобили легковые» (в соответствии с ОК 013-94), подлежат включению в третью амортизационную группу с установлением срока полезного использования свыше трех лет и до пяти лет включительно. Исключениями из этого правила являются:

    • автомобили легковые малого класса для инвалидов (код 15 3410114),

    • автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) (код 15 3410130),

    • автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования (код 15 3410131),

    • автомобили легковые высшего класса (код 15 3410140)

    • и автомобили легковые высшего класса для служебного пользования (код 15 3410141).

    Согласно Классификации, «автомобили легковые малого класса для инвалидов» включаются в четвертую амортизационную группу (срок полезного использования – свыше пяти лет и до семи лет включительно), а легковые автомобили, классифицируемые по кодам ОКОФ 15 3410130, 15 3410131, 15 3410140 и 15 3410141, – в пятую амортизационную группу с установлением срока полезного использования свыше семи лет и до десяти лет включительно.

    Следовательно, для разрешения вопроса о включении легкового автомобиля в ту или иную амортизационную группу налогоплательщик, прежде всего, должен определить класс легкового автомобиля исходя из критериев классификации, предусмотренных ОК 013-94, и во вторую очередь – назначение использования легкового автомобиля: для инвалидов, для индивидуального и служебного пользования, для служебного пользования.

    Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

    Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.

    Группа

    СПИ (лет)

    Вид грузового автомобиля

    Код действующего ОКОФ

    Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

    Актуальное значение 310.29.10.41.111

    Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

    Актуальное значение 310.29.10.42.111

    Четвертая

    Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)

    Актуальное значение 310.29.10.4

    Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум

    Актуальное значение 310.29.10.41.112

    Дизельный транспорт более 12 т.

    Актуальное значение 310.29.10.41.113

    Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.

    Актуальное значение 310.29.10.42.112

    Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.

    Актуальное значение 310.29.10.42.113

    Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)

    Актуальное значение 310.29.10.5

    Автогидроподъемники

    Актуальное значение 310.29.10.59.270

    Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)

    Актуальное значение 310.29.10.59.390

    Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X.

    Как рассчитать срок полезного использования легкового автомобиля?

    • страна производства (автомобили иностранного производства более износостойкие по сравнению с российскими);
    • условия эксплуатации;
    • величина пробега;
    • регион регистрации ТС;
    • возраст машины (до 5 лет, от 5 до 7 лет, старше 7 лет и так далее).

    Для получения данных по амортизации используются формулы (зависимо от способа расчета):

    • линейный (балансовая стоимость авто Х годовая амортизационная форма);
    • по километражу (сумма естественного износа : пробег).
    • за основу необходимо взять стоимость транспортного средства при его покупке;
    • далее важно найти срок полезного использования автомобиля.

    При расчете амортизации способом уменьшаемого остатка годовую ее сумму определяют, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного периода, нормы амортизации и коэффициента ускорения. Последний устанавливается законодательством по каждому из видов имущества.

    Например, предприятие приобрело оборудование стоимостью 100 000 руб. Срок полезного использования 5 лет. Норма амортизации 20 %, но она будет увеличена до 40 %, поскольку коэффициент ускорения равен 2.

    Допустим, организацией был приобретен объект основных средств стоимостью 100 000 руб. Срок его полезного использования 5 лет, значит норма амортизации 20 %.

    Поэтому годовая сумма амортизации будет составлять 20 000 руб. (100 000*20%).

    [3]

    Ниже представлены два простых калькулятора, которые позволяют в режиме онлайн рассчитать амортизационные отчисления по приобретенному грузовому или легковому автомобилю.

    Для расчета необходимо заполнить поля онлайн формы, после чего производится автоматический расчет.

    Это самый распространенный способ расчета амортизационных отчислений. Чтобы рассчитать амортизацию за год, месяц, достаточно двух исходных параметров:

    1. Первоначальная стоимость (в калькуляторе это поле 1) — сумма всех расходов на приобретение автомобиля (легкового или грузового).
    2. Срок полезного использования (в калькуляторе это поле 2) — СПИ в бухучете выбирается организацией самостоятельно, исходя из предполагаемого срока службы, в налогом учете СПИ нужно выбирать, исходя из амортизационной группы, к которой принадлежит данное транспортное средство — как определяется срок полезного использования машины.

    В калькулятор вносятся данные о первоначальной стоимости и сроке использования, выраженного в месяцах. Результаты расчета показывают размер годовой и ежемесячной нормы амортизации в процентах, а также размер годовой и ежемесячной суммы амортизационных отчислений.

    Ниже можно найти пример расчета амортизации авто линейным методом в данном онлайн калькуляторе.

    Данный способ также широко применяется в отношении транспортных средств, основывается он на нормативном и фактическом пробеге в километрах.

    Чтобы рассчитать амортизационные отчисления по километражу для авто в данной калькуляторе, нужно заполнить следующие поля:

    1. Первоначальная стоимость (поле 1) — сумма всех трат на приобретение.
    2. Нормативный пробег в километрах (поле 2) за весь срок службы — в соответствии с паспортом конкретного автомобиля.
    3. Фактический пробег (количество километров, которое проехал автомобиль) — для расчета годовой амортизации указывается годовой пробег (поле 3), для расчета ежемесячной амортизации заполняется месячный пробег (строка 4).

    После заполнения указанных данных в калькуляторе, проводится онлайн расчет. Итогом вычислений становятся данные о норме амортизации, выраженной в рублях на 1 километр, а также сумме отчислений за год или месяц.

    Пример вычислений по километражу представлен ниже.

    Линейный способ, как самый распространенный

    Линейный способ наиболее понятен для бухгалтера и универсален. Основное преимущество состоит в простоте и возможности его применения в бухгалтерском и налоговом учете.

    Норму износа исчисляют делением единицы на срок полезного использования и умножением результата на 100. Чтобы рассчитать величину износа за месяц, умножают месячную норму на первоначальную стоимость автотранспорта.

    Например, предприятием приобретен грузовик стоимостью 500000 рублей. Расходы по оформлению этого транспортного средства составили 500 рублей. Срок полезного использования грузового автомобиля равен 60 месяцам. Первоначальная стоимость сложится по-разному:

    • Бухгалтерский учет – 500000 +500;
    • Налоговый учет – 500000.

    К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?

    Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

    Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.

    Группа

    СПИ (лет)

    Вид грузового автомобиля

    Код действующего ОКОФ

    Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

    Актуальное значение 310.29.10.41.111

    Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

    Актуальное значение 310.29.10.42.111

    Четвертая

    Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)

    Актуальное значение 310.29.10.4

    Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум

    Актуальное значение 310.29.10.41.112

    Дизельный транспорт более 12 т.

    Актуальное значение 310.29.10.41.113

    Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.

    Актуальное значение 310.29.10.42.112

    Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.

    Актуальное значение 310.29.10.42.113

    Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)

    Актуальное значение 310.29.10.5

    Автогидроподъемники

    Актуальное значение 310.29.10.59.270

    Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)

    Актуальное значение 310.29.10.59.390

    Предприятие приобрело FordTransit по цене 1,685 млн руб. (за вычетом НДС). Срок использования ТС — 5 лет (60 мес.). Амортизация автомобиля будет рассчитываться по такому алгоритму:

    1. Определяется сумма числа лет: 1+2+3+4+5 = 15.
    2. А = порядковый номер (с конца) : 1 х стоимость ТС.
    Год Расчет Отчисления (тыс. руб.)
    1 5 : 15 х 1,685 561,67
    2 4 : 15 х 1,685 449,33
    3 3 : 15 х 1,685 337
    4 2 : 15 х 1,685 224,67
    5 1 : 15 х 1,685 112,33

    В первый год списывается самая большая сумма, а в последний – самая маленькая.

    Для проведения расчетов, бухгалтер или владелец предприятия самостоятельно определяет АГ и сроки полезного использования. Рассмотрим конкретные примеры:

    1. Организация закупила машину «Kia Rio» с бензиновым двигателем, объемом 1,8 литра. Получается, данный актив можно отнести к третьей группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.
    2. Предприятие приобрело два джипа:
      • Первый: «Toyota Land Cruiser 100», с дизельным двигателем 4.8 литра.
      • Второй: «Toyota Land Cruiser Prado», с бензиновым ДВС, объем 2.5 литра.

      Для первого случая подходит 5 группа. СПИ будет находиться в пределах от 84 до 120 месяцев. Включая последний месяц пользования.

      Во втором случае транспортное средство соответствует 3 группе. Сроки использования — от 37 до 60 месяцев. Включая последний месяц пользования.

    3. На фирму купили автомобиль «Ford Excursion» с бензиновым ДВС. Объём двигателя 5.5 литра. По первым признакам данное ТС можно отнести к 5 группе. Но здесь кроется небольшой подвох. Дело в том, что масса данного джипа превышает 3.5 тонны. Получается, он уже попадает под классификацию грузового транспорта. Его нельзя учитывать как легковой автомобиль.

    Обоснованием того или иного периода использования ТС послужит акт ввода объекта в эксплуатацию. В нем нужно указать:

    • группу, к которой относится автомобиль;
    • отметить его стоимость;
    • способы расчета амортизации;
    • а также сумму ежемесячного износа.

    Все эти данные можно получить из документов при покупке машины. Обязательно сохраняйте всю документацию на автомобиль на весь срок владения!

    Выбираем способ амортизации

    Амортизационные группы основных средств (2019) определяйте по Классификации. И только если в ней не нашли свое основное средство, смотрите в ОКОФ. В нем определите, какому коду соответствует имущество. Он состоит из девяти цифр. Нужную амортизационную группу в Классификации вы найдете по первым шести цифрам кода.

    Подгруппировки

    Группировка 310.29.10.5 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.

    1. 310.29.10.51 — Автокраны
    2. 310.29.10.52 — Средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями
    3. 310.29.10.59 — Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки
    4. 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие

    Амортизационные группы

    Группа Подгруппа Сроки Примечание
    Четвертая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно автокатафалки
    Пятая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно автомобили-тягачи седельные


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *