Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые преступления юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В основу разграничения составов налоговых преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 и 199 УК РФ, положен субъект налога, от уплаты которого уклоняется недобросовестный налогоплательщик — физическое лицо или организация. Данное основание избрано законодателем не случайно, поскольку объекты налогов с физических лиц и с организаций, а также порядок их уплаты имеют существенные различия.
Комментарий к Ст. 199 Уголовного кодекса
1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК.
2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации.
3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.
Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.
Другой комментарий к статье 199 Уголовного Кодекса РФ
1. В основном все признаки состава преступления в комментируемой статье совпадают с признаками деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 УК.
Спецификой отличается предмет преступления — налоги и (или) сборы с организаций. О понятии налогов и (или) сборов подробно говорилось при характеристике предыдущего состава преступления. Имеется отличие и в суммах, составляющих крупный и особо крупный размер. В данном случае законодатель установил более высокие размеры соответствующих сумм (см. примечание к ст. 199 УК).
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ (в Постановлении от 28 декабря 2006 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления») к организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 НК РФ организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории Российской Федерации.
2. Объективная сторона характеризуется признаками, комментарий к которым дан в ст. 198 УК.
К иным документам, предоставление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, следует отнести, например, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств (бухгалтерская отчетность).
Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с нормами Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.
Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
3. Состав преступления — формальный, окончание данного преступления законодатель связывает с совершением деяний, указанных в диспозиции статьи.
Умысел виновного должен охватывать осознание того, что он уклоняется от уплаты налога или страховых взносов с организации в крупном размере. Согласно примечанию к данной статье таким размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 6 млн.
4. Субъект специальный — физическое вменяемое лицо, в функциональные обязанности которого входит уплата налогов и (или) сборов с организации. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в вышеназванном Постановлении, к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.
Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК), умышленно содействовавшие его совершению.
Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК и соответствующей части ст. 199 УК.
5. Квалифицированный состав включает в себя такие признаки, как совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере. Указанный признак приобретет квалифицирующее значение только в том случае, если неуплаченная сумма налогов и (или) сборов превышает сумму, составляющую за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающую 30 млн. рублей.
В примечании также предусмотрено условие для освобождения, аналогичное указанному в ст. 198.
Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов
Общественная опасность подобных деяний заключается в том, что они посягают на установленный порядок налогообложения в части нормальной деятельности налоговых органов по взысканию задолженности по налогам и сборам.
Непосредственный объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие порядок уплаты налогов и сборов, взимаемых с организации или с индивидуального предпринимателя.
Предмет преступления — денежные средства либо имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых производится взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.
Недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на стоимость реализованных подакцизных товаров с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса. (В редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ; от 06.08.2001 № 110-ФЗ; от 07.07.2003 № 117-ФЗ; от 30.09.2013 № 269-ФЗ)
Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи подакцизных товаров, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, а также при их реализации на безвозмездной основе, относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам. (В редакции Федеральных законов от 29.12.2000 № 166-ФЗ; от 07.07.2003 № 117-ФЗ)
Бизнесмены в западне: следователь докажет вину, руководствуясь логикой, на которую вы не можете повлиять
Итак, есть декларация по НДС. В ней есть данные книг покупок и продаж.
Органы следствия видят, по каким контрагентам и на какую сумму были заявлены вычеты по НДС. Этих данных уже достаточно, чтобы из числа заявленных вычетов отобрать недобросовестных контрагентов и рассчитать сумму налогов, на которую уклонилась компания.
То есть для проведения экспертизы в рамках уголовного дела достаточно предоставить эксперту книгу покупок и указать по каким контрагентам исключить из деклараций вычеты по налогу. Если за 3 года вы так «сэкономили» больше 15 млн руб — то ч.1 ст.199 УК. Если за 3 года набралось 45 млн руб — то ч.2 ст.199 УК (в ред. с 01.04.2020 г.)
Теперь задача Следственного комитета — доказать, что ваш контрагент — однодневка. Как это делается?
- Следователи допрашивают директора контрагента. Он говорит, что никакой он не директор, что компанию свою он зарегистрировал за деньги, никаких документов и договоров в глаза не видел, никаких обязательств по договорам не исполнял.
- Анализируют банковские выписки контрагента. Значит, вы говорите, что купили у него товар? А откуда он этот товар взял, у кого сам-то купил, чтобы вам продать, как за товар расплачивался? Ах, в банковской выписке вашего контрагента нет этих операций… Значит, и товара не было, и ничего вы не покупали, соответственно сделка фиктивная.
- Доказывают, что деньги, которые вы платили этому контрагенту, потом обналичивались. Они шли по цепочке, а потом выдавались каким-то директорам под отчёт, каким-то ИПшникам переводились… В общем, обналичивались эти деньги!
- Видят, что деньги за товар (работы) вы не оплачивали на расчётный счёт (так бывает если имело место покупка «бумажного НДС»). Оплаты не было, а поставщик никаких действий по взысканию долга не предпринимает, что не соответствует обычаям делового оборота, где целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли. Соответственно, по мнению проверяющих, эта сделка недействительная.
- Смотрят количество сотрудников в штате контрагента. Сотрудников нет или мало? Значит, контрагент не мог продать вам товар либо выполнять для вас работы, потому что эта сделка — трудозатраты. По договорам ГПХ контрагент людей тоже не привлекал, это из банковской выписки видно, никому он не платил. Мог заплатить наличкой? Но на допросе он уже сказал, что никому не платил и ничего по деятельности компании не знает.
Нет техники, адрес массовой регистрации, минимальные налоговые платежи… Все. Ваш контрагент — однодневка, а вы — выгодоприобретатель по схеме и без пяти минут подсудимый.
Статья 199 НК РФ. Порядок отнесения сумм акциза
Ст 199 НК РФ с комментариями и изменениями 2020-2021 года
1. Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на стоимость реализованных подакцизных товаров с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса.
Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком по операциям передачи подакцизных товаров, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, а также при их реализации на безвозмездной основе, относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников, за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам.
2. Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакцизных товаров, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.
Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений
Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов с физического лица и организации соответственно.
ИП несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица.
Для налогоплательщиков — физлиц (в том числе ИП) уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает за уклонение от уплаты налогов в размере более 2 млн. 700 тыс. рублей за период в пределах 3 финансовых лет подряд.
Для налогоплательщиков — юрлиц уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает в случае неуплаты в пределах 3 финансовых лет подряд 15 млн. рублей.
Подчеркиваем, что суммы налогов и страховых взносов, от которых уклонилась организация, могут суммироваться.
До 12.04.2021 Уголовный кодекс предусматривал дополнительные критерии: уголовная ответственность наступала, если сумма неуплаченных налогов (сборов, взносов) была меньше (900 тыс.руб. для физических лиц и ИП и 5 млн.руб. для юридических лиц), но только при условии, что сумма уклонения превышала 10 % (или 25 % — для юридических лиц) от совокупного размера подлежащих уплате сумм налогов конкретным налогоплательщиком.
С 12.04.2021 этот «относительный» критерий убрали, оставив только абсолютную сумму допущенных нарушений.
Меры наказания за преступление, выразившееся в неуплате налогов (сборов, страховых взносов), существенно отличаются в зависимости от того совершено оно физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или юридическим лицом. В первом случае максимальный срок лишения свободы составляет 3 года, а во втором, при условии, что преступление совершено в «особо крупном размере» — 6 лет.
И здесь важно отметить, что преступления с наказанием до 3 лет лишения свободы относятся к преступлениям «небольшой тяжести», а преступление с наказанием от 5 до 10 лет — «тяжкое». А в зависимости от категории тяжести преступления УК РФ по-разному определяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Это значит, что индивидуальный предприниматель, если прошло 2 года с момента окончания им совершения налогового преступления, может в принципе спать спокойно, поскольку срок привлечения к уголовной ответственности за преступления «средней тяжести» истекает в указанный срок. А с руководителем организации ситуация будет совершенно иная: при признаках состава преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в «особо крупных размерах»), срок давности привлечения к уголовной ответственности составит 10 лет с момента окончания совершения преступления. Т.е. директора сегодня могут еще вздрагивать за те действия, которые были совершены в годах так в 2010, 2011.
Важно! Новые изменения 2021 года, внесенные в Уголовный кодекс РФ, улучшили положение тех налогоплательщиков, которые привлекались к ответственности по «относительному» критерию. Поэтому, если неуплата налогов, которая имела место до 12.04.2021, не дотягивает до новых значений, то уголовное дело подлежит прекращению.
Например, если по состоянию на 12.04.2021 ИП привлекается к уголовной ответственности за неуплату более 900 тыс. рублей (и более 10% от суммы налогов, подлежащих уплате), но менее 2 млн. 700 тыс. рублей, то к уголовной ответственности его привлечь не смогут.
За неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрена ответственность по ст. 199.1 НК РФ. Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ при выплате заработной платы сотрудникам, а также НДС при выплате доходов иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства.
Какую ответственность может назначить суд
Ответственность за неисполнение функций налогового агента по ст. №199.1 ч. 1 УК РФ может быть в виде:
- штрафа в объеме от 100 до 300 тысяч рублей или в размере денежного дохода наказуемого в течение одного, либо двух лет;
- принудительных работ не более двух лет с установлением запрета на получение определенных должностей максимум на три года (либо без этого лишения);
- ареста не более чем на шесть месяцев;
- тюремного заключения максимум на два года с установлением запрета на некоторые виды деятельности и посты (последнее может быть и не принято).
При совершении такого же нарушения, но в особо большом размере виновный получит:
- штраф от 200 до 500 тысяч рублей или лишением дохода на срок от двух до пяти лет;
- назначение принудительных работ не более, чем на пять лет, с установлением запрета на работу в нескольких сферах деятельности и получение некоторых видов должностей на три года (хотя такой запрет могут и не назначить);
- заключение под стражу максимум на шесть лет так же, как и в предыдущем случае, с вероятным лишением возможности работать на определенных должностях.
Следует помнить, что к ответственности привлекают не только непосредственных исполнителей. Наказание вменяется и гражданам, участвовавшим в каком-либо другом статусе в преступлении, а также использовавшим для его совершения других лиц, не подлежащих уголовному преследованию ввиду их невменяемости, в силу возраста и прочих обстоятельств. В качестве соучастников выступают пособник, организатор, подстрекатель. Последний склоняет гражданина к преступлению. При этом могут использоваться угрозы, подкуп, уговоры или иные средства. Организатор осуществляет руководящую функцию. Он планирует преступление, распределяет роли. Пособник – субъект, который оказывает содействие совершению деяния указаниями, советами, предоставлением сведений орудий, средств преступления. Он также может оказывать помощь путем устранения препятствий, дает обещания скрыть следы или злоумышленников и пр.
Нарушения в рассмотрении дела сработают
Определение ВС РФ №4-КГ16-32 от 22.11.2016 г.
Нижестоящие суды не указали, на основании каких доказательств они пришли к выводу взыскать с обвиняемого по ст. 199.2 УК РФ почти 13,2 млн. рублей. Не привели расчеты суммы ущерба, что является существенным нарушением норм процессуального права. Поэтому дело отправлено на пересмотр в апелляцию.
Апелляционное постановление Волгоградского областного суда Решение по делу 22-283/2017 от 12.01.2017г.
Руководитель компании осужден по ч.1 ст.199 УК РФ и ему назначен штраф. На основании ст.78 УК РФ он освобожден от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Защита также увидела многочисленные нарушения в рассмотрении дела:
- Отсутствуют доказательства того, что руководитель получал от неустановленных лиц и в неустановленном месте поддельные бухгалтерские документы, а также, что контрагенты являются фирмами-однодневками, не ведущими реальную хозяйственную деятельность. Не доказана фиктивность сделок;
- Директор одного из контрагентов подтвердил сотрудничество с компанией обвиняемого. А суд не принял во внимание эти показания, хотя они были подтверждены другими доказательствами;
- Директор другого контрагента отрицал взаимоотношения с осужденным. Однако нашлись свидетели, документы и фотографии, которые подтверждали факт знакомства и реальности хозяйственных операций между компаниями;
- Не проведена оценка установление доли неуплаченных налогов и по отношению к сумме налогов, подлежавших уплате за тот же период. А в соответствии с примечанием 1 к ст.199 УК РФ это является обязательным для решения вопроса о наличии в действиях лица состава данного преступления;
- Протокол судебного заседания не подписан судьей.
Поэтому с учетом всех вышеизложенных аргументов защиты, дело отправили на пересмотр.
Статья 199 УК РФ человеческим языком. Уклонение от уплаты налогов
В последнее время правоохранительные органы всё чаще привлекают собственников, директоров, главных бухгалтеров и других ответственных и причастных лиц к уголовному преследованию по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и / или сборов с организации).
С одной стороны, радикально изменились возможности налоговой инспекции и правоохранительных органов, по выявлению подобных преступлений.
С другой стороны, дефицит бюджет заставляет государство обратить самый пристальный взор на собираемость налогов и дела по статье 199 УК РФ стали знаковым инструментом, позволяющим наиболее жёстко донести до предпринимателей позицию государства по использованию обналички и прочих чёрных и серых схем снижения налоговой нагрузки. Ситуация осложняется низкой информированностью бизнеса о происходящих изменениях и рисках, а также нехваткой времени, средств и специалистов, для правильной работы по снижению налогов.
Практика применения статьи 199 УК РФ — Уклонение от уплаты налогов с организации
Органы государственной власти Российской Федерации неоднократно отмечали общественную опасность уклонения от уплаты налогов как умышленного неисполнения конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги. В настоящее время практика применения статьи 199 Уголовного кодекса РФ в национальном судопроизводстве носит далеко не эпизодический характер.
Несмотря на динамичность изменений налогового законодательства, уголовный закон остается стабильным, а правоохранительные органы и судебная власть сформировали единый и устойчивый взгляд по вопросу его применения.
В данной публикации автор – адвокат Павел Домкин предлагает ознакомиться с основными моментами практики расследования уголовных дел за совершение уклонения от уплаты налогов и сборов.
Следует отметить, что первостепенную роль в вопросе инициации и расследования уголовных дел по статье 199 УК РФ играют налоговые органы.
В большинстве случаев поводом для возбуждения уголовного дела является направление налоговым органом информации о неисполненном в срок решении о взыскании выявленной недоимки, штрафов и пеней.
Подобное сообщение направляется налоговой инспекцией в правоохранительные органы в силу требований закона, а целью данного сообщения является проверка наличия в действиях налогоплательщика-неплательщика признаков состава преступления по статье 199 УК РФ.
В сообщении налоговой орган представляет информацию о размере задолженности налогоплательщика перед бюджетом РФ, которая возможно будет использоваться правоохранительными органами при исчислении размера ущерба бюджетной системе и инкриминироваться в официальном обвинении.
Как правило, перед поступлением информации из налогового органа в орган следствия, она является предметом предварительной проверки со стороны сотрудников полиции.
В данной стадии уполномоченными лицами главным образом осуществляется проверка сообщения инспекции на предмет умышленности действий руководящих лиц налогоплательщика, допустившего нарушение налоговой дисциплины.
Служебными целями органа дознания является проверка информации, например, об умышленном неправомерном отнесении к расходной части при расчете подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, о сознательном неправомерном применении вычета по НДС, о причинах фальсификации документооборота с контрагентами и т.д. Полученная в рамках доследственной проверки информация впоследствии передается в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с п.п. «а», п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 199 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации. Предварительное расследование уголовного дела производится по месту совершения преступления, а именно в месте, где налогоплательщик состоит на налоговом учете.
Порядок привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ
Уголовное судопроизводство, а, в частности, досудебное производство по ст. 199 УК РФ состоит из следующих стадий:
- проверка сообщения о преступлении (доследственная проверка), которая включает принятие решения о возбуждении уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела;
- предварительное расследование, которое осуществляется в форме предварительного следствия (но об этом поговори в следующей статье).
Итак, доследственная проверка по делам об уклонении от уплаты налогов начинается с проверки сообщения о преступлении (доследственная проверка). Доследственная проверка по делам о налоговых преступлениях осуществляется подразделением ОЭБ или УЭБ МВД или непосредственно следователями соответствующих подразделений Следственного Комитета РФ. Зачастую, основанием для проведения доследственной проверки в отношении Вашей организации служат сведения, сообщённые налоговыми органами в правоохранительные органы, или это может быть проверка Вашей организации налоговыми органами совместно с правоохранительными органами. Налоговая инспекция, в свою очередь, переделает сведения в Следственный Комитет после проведения выездной налоговой проверки, составления акта о ее проведении и вынесения решения об уплате налога, пени, штрафа и выставления соответствующего требования налогоплательщику об уплате доначислений. Согласно налоговому законодательству у налогоплательщика есть два месяца на выполнение требования налогового органа об уплате налога.
После выставления налоговым органом требования об уплате налога, пени и штрафа соответствующая информация направляется в правоохранительные органы, так как между налоговиками и правоохранительными органами налажено довольно успешное взаимодействие. Для возбуждения уголовного дела по ст. 198, 199, 199.1 УК РФ теперь не требуется проведение выездной налоговой проверки, поскольку оперативные подразделения МВД вправе проводить дознание и возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях не дожидаясь решения налогового органа, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления. Что касается Инструкции о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, предполагающих факт совершения налогоплательщиком нарушения, содержащего признаки налогового преступления, если после выставления налоговым органом требования об уплате налога, пени и штрафа налогоплательщик не исполнит его в течение двух месяцев, налоговый орган обязан направить материалы в соответствующее территориальное подразделение Следственного Комитета РФ в течение 10 дней. На данной стадии идет проверка сообщения о преступлении, то есть уголовное дело в отношении проверяемого налогоплательщика еще не возбуждено, а лишь решается вопрос, имеются ли в его действиях признаки налогового преступления и достаточно ли их для возбуждения уголовного дела по соответствующей части ст.199 УК РФ.
Итак, какие оперативно розыскные-мероприятия вправе осуществлять органы внутренних дел на данной стадии, это:
- проводить проверочную закупку, обследование помещений, в котором находится организация и проводить изъятие документов и системных блоков компьютеров для исследования (в этом случае, Вам необходимо требовать от сотрудников полиции соответствующее постановление);
- проводить осмотр складов, как компании-налогоплательщика, так и ее контрагентов-поставщиков (например, что бы доказать, что у поставщика и складов то не было и товара не было, который якобы поставлялся компании-налогоплательщику);
- в отношении всех изъятых у проверяемой организации электронных источников информации (компьютеров, ноутбуков, жесткие дисков, флэш-карт), а так же документов по постановлению следователя проводятся экспертизы на предмет поиска в них данных, свидетельствующих об уклонении организации от уплаты налогов;
- в рамках уголовного дела могут так же проводиться почерковедческие экспертизы на предмет исследования подписей руководителей: действительно ли руководители осуществляли фактическую деятельность, и оказывали услуги проверяемой организации;
- допрашивать сотрудников компании-налогоплательщика (например, о том, что контрагент «Ромашка» никогда не поставлял им трубы (к примеру). В том числе и показания, полученные в ходе допросов свидетелей (сотрудников компании) сотрудниками налогового органа в ходе проведения выездной проверки;
- проверять совпадения IP адресов, используемых компаниями для управления системой Банк-Клиент или отправки электронной отчетности в налоговую;
- запрашивать у Банков, в которых у компании-налогоплательщика открыт расчетный счет, а также у организаций, предоставляющих online-сервис по отправке электронной отчетности, провайдеры ЭЦП, осуществляющие хранение данных об IP адресах, с которых им отправляются платежные поручения и отчетность;
- допрашивать главного бухгалтера компании-налогоплательщика;
- вызывать директора компании-налогоплательщика в ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями) или УНП (Управление по налоговым преступлениям), чтобы опросить, кого он нанимал, что бы они были номинальными директорами в компаниях-поставщиках.
УЭБиПК, ОБЭП МВД, Следственный Комитет РФ на основании совпадения IP адресов компаний доказывают взаимозависимость лиц или факт контроля над компаниями одними и теми же лицами (аффилированность и подконтрольность лиц). Чаще всего запрос IP адресов осуществляется в рамках следственных действий по таким составам преступлений как: ст. 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность» (обналичивание), ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов с организаций», ст. 193.1. УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов» (вывод денежных средств за рубеж), ст. 159 УК РФ «Мошенничество» и другим экономическим составам преступлений.
Здесь же следует сказать о том, что полиция в своей деятельности может руководствоваться не только Законом «О полиции», но и законом «Об оперативно-розыскной деятельности» пытаясь получить от Вас документы именно в соответствии с вышеназванным законом. Если Вы откажете им предоставить запрашиваемые документы, им не останется ничего кроме как занести данное розыскное мероприятие в так называемый пассив, поскольку законных способов воздействия на Вас, в отличие от налоговиков, у них на Вас нет.
Доследственная проверка осуществляется в следующие сроки:
- принятие сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении и окончательное решение – в течение 3 суток со дня поступления информации (ч. 1 ст. 144 УПК РФ);
- возможность продления срока до 10 суток, для чего следователь (дознаватель) представляет письменное ходатайство с обоснованием надобности и целесообразности продолжения проверки информации, до 30 суток – с целью проведения документальных проверок и ревизий (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).
Результатом проверки является возбуждение уголовного дела, либо отказ в возбуждении уголовного дела, в случае, если по результатам проверки не будет выявлено оснований для возбуждения уголовного дела по ст. 199 УК РФ, а также при наличии обстоятельств, исключающих возможность производства по делу.