Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Логопед-психолог – кто это и какие заболевания лечит этот врач». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.
Чем занимается логопед
У каждого из этих нарушений есть причина, и задача логопеда — ее выявить. Речь — как лакмусовая бумага здоровья человека, не только физического, но и психического. Ее нарушения могут быть связаны с проблемами со слухом или речевым аппаратом, а могут стать следствием более серьезных болезней: психических, неврологических. Чтобы оценить, что именно повлекло речевой дефект, специалист должен обладать огромной базой знаний в области анатомии, физиологии, неврологии, психологии. Поэтому не случайно логопедию называют наукой на стыке медицины и педагогики.
«Логопед помогает развивать грамотную речь, — уточняет учитель-логопед Вита Билуха, — это образование и изменение слов, создание грамматических конструкций. Помогает развитию связной речи: умению грамотно высказывать свои мысли, составлять рассказы по картинкам, пересказывать тексты. Специалист работает над мелкой моторикой подопечного, выполняя для этого пальчиковый массаж или предлагая ребенку поиграть в пальчиковые игры. Обучает чтению и грамоте, дикции и интонации, мелодике и темпу говорения. Помогает развить слух и восприятие речи».
Чаще всего специалисты работают с детьми — в детских садах, школах, интернатах, поликлиниках. Но считать логопеда исключительно детским специалистом ошибочно. Обратиться к профессионалу, чтобы устранить дефекты речи, может и взрослый человек. И ему тоже помогут: сделать речь красивой, четкой и связной можно в любом возрасте.
Отдельная категория подопечных логопедов — люди после инсультов. Восстановление речи становится одним из этапов реабилитации и способом возвращения к полноценной жизни.
Когда нужно обратиться к дефектологу
На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.
Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.
Трудности с движениями. Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.
Неумение играть в игры. К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.
Агрессивное поведение. Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.
Медленное умственное развитие. При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.
Медленное речевое развитие. Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.
Родителям оценивать развитие собственных детей трудно, поэтому рекомендовано регулярное обследование у невролога и психолога для своевременной коррекции.
Согласно общепринятым стандартам логопед, дефектолог-психолог требуется в следующих случаях:
Многие проблемы решаются только у невролога. Но даже при подтвержденных неврологических проблемах не помешает консультация дефектолога.
Диагностика и лечение
Работа специалиста начинается с консультации.
От родителей требуется рассказать, как проходила беременность, были ли осложнения во время родов. Важно знать заболевания ребенка, особенно по части неврологии. Также родители описывают поведение малыша дома, в саду, в гостях, на улице. Рассказывают об особенностях поведения, имеющихся отклонениях.
На втором этапе специалист приступает к диагностике пациента.
Оцениваются интеллектуальные способности, речь, способность к восприятию новой информации. Психолог смотрит, как ребенок реагирует на раздражители, как справляется с эмоциями. Общение происходит с родителями и без них, что позволяет увидеть или исключить одну из причин задержки развития — страх.
Затем составляется индивидуальная программа коррекции.
Она включает работу с дефектологом и обучение в домашних условиях. По необходимости, ребенка направляют на дополнительное обследование и консультацию с врачами.
Психолог-дефектолог не имеет медицинского образования, поэтому не может назначать медикаменты и физиотерапевтическое лечение. Специалист занимается компенсированием недостатков. Занятия проводятся в игровой форме в непринужденной обстановке, чтобы заинтересовать ребенка.
Есть несколько педагогических методик, позволяющих развивать способности детей. К ним относится песочная терапия, томатис-терапия, упражнения с карточками, пазлами, конструкторами.
Какие нарушения подлежат коррекции?
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Проблема психологического характера, проявляющаяся раздражительностью, агрессией, плохой концентрацией внимания и памятью. Ребенок отказывается от учебы и общения со сверстниками, не умеет просить, разговаривает криком.
УО (умственная отсталость). Может быть врожденной или приобретенной. В большинстве случаев носит психологический характер, поэтому подлежит коррекции. Диагностируется по нестандартному поведению, замедленному развитию, плохой памяти.
РДА (ранний детский аутизм). Врожденное заболевание, связанное с неправильным развитием головного мозга. Проявляется отсутствием интереса к играм, склонностью к повторяющимся действиям.
ДЦП (детский церебральный паралич). Сложное заболевание с физическими и умственными отклонениями. Требуется поддерживающая терапия, направленная на обучение основным навыкам — читайте подробнее в статье.
ЗРР (задержка речевого развития). Заболевание, характеризующееся плохим словарным запасом, неправильным произношением звуков.
Если ваш ребенок нуждается в помощи дефектолога, то на нашем сайте вы можете самостоятельно найти специалиста. В анкете кандидата указано образование, опыт работы, методы лечения, стоимость.
Когда нужно обратиться к дефектологу
На проблемы с развитием ребенка указывают психологи при плановом обследовании и поступлении в детский сад. Чаще всего у детей диагностируют задержку речевого развития. Связана она с неврологическими заболеваниями, но возможны и психологические причины.
Психолог-дефектолог детский консультирует по следующим вопросам.
Трудности с движениями. Возможно два варианта — гиперактивность и гипоактивность. В первом случае ребенок постоянно в движении, машет руками и ногами даже во время отдыха, трудно засыпает. При гипоактивности, наоборот, ребенок мало двигается, апатичный при подтвержденном физическом здоровье и хорошем самочувствии.
Неумение играть в игры. К трем годам ребенок должен научиться играть самостоятельно с игрушками и другими детьми. Если малыш психует, кричит во время игры, не может сконцентрироваться на одной деятельности на 10 и более минут, то нужна помощь специалиста.
Агрессивное поведение. Если ребенок старше 3 лет ведет себя агрессивно, отказываясь от игр и учебы, то у него есть психологические проблемы.
Медленное умственное развитие. При оценке интеллектуального развития нужно опираться на усредненные рамки, позволяя своему ребенку развиваться чуть медленнее. Помощь специалиста требуется при серьезных отклонениях от рекомендованной нормы. Например, если в 5 лет ребенок не знает названий цветов, животных, трудно запоминает имена близких.
Медленное речевое развитие. Обратиться к дефектологу стоит при отказе ребенка отвечать на заданные вопросы, низком словарном запасе.
Родителям оценивать развитие собственных детей трудно, поэтому рекомендовано регулярное обследование у невролога и психолога для своевременной коррекции.
Согласно общепринятым стандартам логопед, дефектолог-психолог требуется в следующих случаях:
- в 7 месяцев малыш не реагирует на обращенную к нему речь, не берет игрушки;
- в год не «лепечет»;
- в 2,5 года не знает простых слов, не может составить предложения из 2-3 слов;
- в 3 года течет слюна, есть проблемы с артикуляцией;
- в 5 лет не составляет предложения;
- заикается;
- отстает в умственном развитии, отсутствует желание обучаться;
- имеет заболевания психики, нервной системы;
- имеет болезни слуха или зрения.
Кто такой учитель-логопед в школе
Логопедический пункт необходим в каждой общеобразовательной школе. Ставка учителя-логопеда предполагает 4 часа ежедневной работы (20 часов в неделю). Как правило, в школу трудоустраиваются начинающие специалисты, рассматривающие данную позицию как стартовую. Многие из них — трудолюбивые и скрупулёзные логопеды. Они с энтузиазмом относятся к профессиональной деятельности.
В силу отсутствия опыта и большой загруженности данные специалисты не всегда могут дать необходимую обратную связь классному руководителю и родителям. Успех коррекционной работы во многом зависит от того, повторяет ли ученик дома упражнения, рекомендованные учителем-логопедом в школе.
Работа учителя-логопеда с детьми в школе
Учитель-логопед работает со школьниками по ФГОС. Его профессиональная деятельность регламентирована. С начала учебного года специалист проводит диагностику речевых нарушений у детей и формирует группы и подгруппы для занятий в логопедическом пункте. Первыми обследование проходят первоклассники в урочное время. Акцент делается на анализ устной речи и наличие нарушений.
У учащихся 2-4 классов проверяются чтение и письмо. Вторичное обследование школьников включает в себя расширенную диагностику и проводится специалистом во внеурочное время. Составляется список детей, которым необходимо посещать логопедический пункт в первую очередь. Это школьники, которым будет сложно усваивать учебную программу, если не провести коррекцию речевых нарушений. Часто учитель-логопед приглашает в школу родителей для беседы.
Заболевания и состояния, которые лечит логопед-психолог
Логопед-психолог проводит коррекцию, лечение речевых и психологических нарушений, которые возникают по таким причинам:
- Патологии беременности, процесса родов, приведшие к органическим, физиологическим повреждениям у ребенка. К примеру, острая или хроническая гипоксия плода, асфиксия новорожденного, внутричерепная травма.
- Патологии или задержки внутриутробного развития плода. К примеру, внутриутробное инфицирование.
- Заболевания беременной женщины, негативно отразившиеся на состоянии здоровья малыша.
- Неправильный образ жизни беременной (курение, употребление алкоголя) или прием определенных медикаментов в период вынашивания малыша.
- Травматизация будущей матери – это могут быть падения или удары в область живота.
- Наследственность, генетический фактор.
- Черепно-мозговая травма.
- Перенесенные в раннем возрасте инфекционно-воспалительные заболевания, лечение сильнодействующими препаратами, хирургические операции под общим наркозом.
- Следствие сильного стресса, психологической травмы, потрясения, неправильного, агрессивного воспитания или обращения, полученного от родителей.
- Следствие изменения особенностей окружающей среды ребенка. Переезд на другое место жительства, переход в новое учебное заведение.
- Детский церебральный паралич, аутизм и подобные заболевания.
- Дефицит общения, изоляция, отсутствие родственников и близких рядом с ребенком.
- Нарушения социализации ребенка.
Как найти действительно хорошего логопеда-психолога
Логопед-психолог есть далеко не в каждой поликлинике. Обычно в медицинских учреждениях работает логопед, но есть и психолог. Если не хотите ходить к разным врачам, нужно найти клинику, где принимает врач со специализацией логопед-психолог.
Найти доктора можно при помощи интернета. Многие современные клиники имеют сайты, где выкладывается информация о штате врачей.
Как убедиться, что специалист действительно вам подходит:
- Почитайте информацию о враче на специализированных форумах. Родители часто делятся информацией о специалистах, качество услуг которых их не устроило или наоборот приятно впечатлило.
- Узнайте, какое образование получил врач, какой у него опыт работы, проходит ли он стажировку за рубежом и курсы повышения квалификации. Врачи, которые постоянно обновляют свои знания, используют современные, высокоэффективные методики лечения.
- Запишитесь на консультацию и составьте мнение о специалисте самостоятельно. Посмотрите на реакцию ребенка во время общения с врачом и после приема. Оцените, насколько профессионально логопед-психолог ведет себя, как быстро нашел подход к малышу.
Окончательно установить, подходит ли вам врач или нет, можно после получения первых результатов лечения. Нужно оценивать, насколько быстро они появились, насколько существенны сдвиги в положительную сторону.
Как исследует ребенка нейропсихолог
— Какие исследования нужны нейропсихологу? Необходимо ли ЭЭГ? Или только осмотр ребенка, общение с ним — ваша база?
— Пообщавшись с ребенком, я понимаю, нужно мне ЭЭГ или нет. Заранее сказать не могу. Но обычно ЭЭГ малоинформативно в том традиционном медицинском виде, в котором оно используется.
Помимо практики, я занимаюсь научной деятельностью в Институте возрастной физиологии РАО, и в моей лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности специалисты проводят такие электроэнцефалографические исследования, которые позволяют выявить неоптимальное состояние различных мозговых структур, часто глубинного характера.
Например, неоптимальное состояние лимбической системы, связанной с эмоциональными факторами. Оно может проявляться в склонности ребенка к бурным эмоциональным реакциям или быстрой смене эмоциональных состояний, в трудностях распознавания своих и чужих эмоций. Если ребенок меня в эмоциональном плане настораживает или я вижу повышенное истощение ребенка в рамках когнитивной деятельности, сниженную работоспособность, я обычно рекомендую сделать такие исследования.
— А какие еще исследования нужны?
— Если ко мне обращаются с нарушениями в развитии и трудностями в обучении, я могу заметить снижение энергетического обеспечения деятельности. И порекомендовать невролога, чтобы он назначил лечение. На фоне лекарств развитие может протекать быстрее.
То есть я могу видеть, что ребенок энергетически ослаблен, и отправлю его к врачу для фармакологической поддержки. И данные ЭЭГ, УЗДГ нужны скорее врачу для постановки правильного диагноза и назначения лечения, нежели мне.
— Есть мнение, что поврежденный в той или иной степени мозг — это предмет для работы нейропсихолога. Например, родовая гипоксия — это же тоже травма. Получается, это не так?
— После родов ребенок проживает длительный период онтогенеза. И мы знаем о том, что наш мозг пластичен и может одни проблемы успешно компенсировать за счет включения в работу других мозговых зон. И одни факторы поражения мозга могут оказаться значимыми для развития ребенка, а другие — нет.
И даже зная, что в анамнезе есть гипоксия, мы не можем утверждать, повлияла она или нет на детское развитие. Очень важен фактор среды, то, как мама развивала ребенка, включалась, давала разные задания, помогала. Он может быть гораздо успешнее в развитии, чем другие. Это всегда, знаете, лотерея. Чем больше мы вкладываемся, тем больше отдачи получим даже с детьми, которые плохо начали.
— Недоношенных детей нужно в обязательном порядке показывать нейропсихологу? Или к 4–5 годам они уже так компенсировались, что и не обязательно?
— Недоношенные не всегда здорово компенсируются. Да, это фактор, при котором стоит показать ребенка нейропсихологу.
— Зададим вопросы родителей, их мы собрали много. «Какие занятия и в каком возрасте важны детям?»
— На первом году важно заниматься двигательным развитием ребенка, но при этом все время с ним общаясь. Мы с рождения начинаем потихонечку включать радио, разговаривать с ребенком на разные темы, что-то ему рассказывать, но при этом адаптированным словарем, несложно, короткими фразами.
От года до трех лет мы обращаем внимание на развитие речи, память, моторику, внимание. И делаем это в игре. Это эпоха нашего с ребенком общения, взаимодействия.
В дошкольном возрасте активно развивается игра. И мы через нее начинаем развивать познавательные функции. В быту мы тоже постоянно с ребенком в контакте, даем ему разные поручения. Мы создаем различные коммуникативные ситуации, в которых о чем-то ребенка просим или ребенок нас просит.
Вот тоже, кстати, недавний случай: к нам пришла мама малыша, который в свои 3 года не говорит. На протяжении диагностики мама и двум специалистам практически не дала открыть рот. Понятно, что у ребенка не только из-за этого нет речи, но это тоже негативный фактор.
Мама сама спросила, сама ответила. У ребенка нет задачи вступать в контакт.
Очень важно в раннем возрасте ориентироваться на ребенка. Он может не уметь говорить, но он кивнет или посмотрит как-то, подаст сигнал. Важно, чтобы даже на таком уровне коммуникация происходила.
Мы обязательно играем в игрушки. Мы можем катать машинки с ребенком и одновременно ползать, развивая моторику. Можем произносить звуки — «и-у-и-у-и-у, машинка поехала». Мы можем придумывать ситуации, что машинке надо покушать и она едет на заправку. Это все будет развивать и речь, и мышление, и память ребенка. В таком взаимодействии и в игре у нас ненасильственно развиваются разные психические процессы.
Можно ли педагогу-психологу работать психологом?
Работа педагога-психолога зачастую оказывается неблагодарной так как человек всегда находится в тени продвижений воспитанника и все похвалы достаются в основном «пациенту».
Однако, для психолога основной наградой является качественный результат и благодарность от человека, что обращался в свое время за помощью.
Педагогика – это своеобразное искусство воспитания человека, а психология, в свое время, является наукой познания души.
На стыке двух наук, рождается профессия педагога-психолог — специалиста, работающего в учреждениях образовательного характера и отвечающего за психологическое развитие и социальную адаптацию ребенка.
Но может ли педагог-психолог работать психологом? Ответ утвердителен. У специалиста, имеющего педагогическое и психологическое образование есть все возможности для трудоустройства не только в детские образовательные учреждения, но и для работы вне стен школы.
Правда, работать психологом педагог-психолог может лишь по ряду направлений. Например, при адаптации подростков в реабилитационных центрах. А вот для консультации взрослых у него знаний нет.
Поэтому, чтобы иметь больше возможностей для общей специализации необходимо будет пройти курсы повышения квалификации и переподготовки.
Процесс переобучения занимает до полугода, зато после педагог-психолог сможет работать психологом, имея соответствующую квалификацию и подготовку.
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Получение образования детьми–инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 ФЗ № 273). Важно помнить о том, что инвалидность не всегда связана с ограниченными возможностями здоровья в понимании ФЗ «Об образовании». Инклюзивное образование — это обучение ребенка, имеющего специальные образовательные потребности в связи с особенностями его здоровья, в общеобразовательном учреждении. Не все дети с инвалидностью нуждаются в спецусловиях.
Рассмотрим основные права учителей при работе с детьми с ОВЗ.
Что делать, если ребенок не «тянет» программу, которая ему положена по решению ПМПК?
Рекомендуется в первую очередь обратиться к родителям ребенка и объяснить, какие трудности испытывает ребенок, предоставив им контрольные материалы для наглядности. Также следует обратиться в образовательное учреждение с обращением в завучу с запросом о собрании педсовета для оказания помощи ребенку. На педсовет рекомендуется приглашать родителей ребенка.
При рассмотрении ПМПК вопроса о его успеваемости и необходимости понизить программу, следует подтвердить тот факт, что ребенок не усвоил образовательную программу и не был аттестован.
Оценки «3» в журнале свидетельствуют о том, что ребенок справляется с обучением, что свидетельствует о том, что доказательством неуспеваемости ребенка является именно неудовлетворительная оценка «2».
Еще одним промежуточным вариантом для ребенка с ОВЗ является временный перевод ребенка на индивидуальный план обучения.
Чем занимается логопед
Распространённым заблуждением является утверждение, что врач-логопед всего лишь помогает нужным образом “установить” правильное произношение конкретных звуков, так как это лишь часть работы логопеда. Доктор проводит диагностирование нарушений, изучает анамнез своего пациента, при необходимости назначает различные обследования – таким образом ему удаётся установить причину появления дефектов речи. После того, как диагноз поставлен, врач-логопед принимает решение о назначении конкретных терапевтических схем для устранения нарушений речевой активности.
Для этого специалиста обязательны навыки психолога и психотерапевта, так как работа с дефектами речи часто напрямую связана с психологическими травмами и комплексами, перенесённым испугом или иными тяжёлыми, стрессовыми состояниями.
Какими личными качествами должен обладать логопед
Работа по этой специальности подойдет спокойным и рассудительным людям, настроенным на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Представителю профессии необходимы терпение, выдержка и умение налаживать контакт с людьми. Такие сотрудники должны быть толерантными и открытыми, тактичными, внимательными, доброжелательными.
Логопеды в большинстве случаев работают с пациентами, страдающими от неуверенности в себе и комплексов. Они могут быть закрытыми, отчужденными и даже агрессивными. Профессионал обязан проявлять участие к их ситуации, но при этом нельзя быть слишком мягким, надо быть настойчивым. Еще одно важное качество для сотрудника — стрессоустойчивость, которая проявляется в способности сохранять хорошее расположение духа в любых обстоятельствах.
Какие требования предъявляют к педагогу-психологу?
Вы можете работать педагогом-психологом, если имеете следующее образование:
- высшее или среднее профессиональное по направлению подготовки «Педагогика и психология»;
- любое высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология».
Вам подходит обучение на педагога-психолога и дальнейшая работа по специальности, если вы обладаете следующими личностными характеристиками:
- чувство ответственности и долга;
- самоорганизованность;
- доброжелательность;
- любовь к детям;
- гуманность;
- тактичность;
- уравновешенность;
- наблюдательность;
- решительность;
- эмпатия.