- Трудовое право

Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка – Основные изменения в 44-ФЗ с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 млн руб., создают контрактные службы.

Чтобы определить, должен ли работодатель создать контрактную службу, нужно определить среднегодовой объем закупок. Он должен включать весь утвержденный на год объем финансового обеспечения для осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. В данный объем включаются также средства для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в этом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Общие требования к контрактной службе определены Законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 № 631. В соответствии с этим Типовым положением контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;

  • утверждение работодателем постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы, без образования отдельного структурного подразделения.

Численность контрактной службы не может составлять менее двух человек.

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель структурного подразделения, назначаемый на должность приказом руководителя либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности. Контрактную службу без образования отдельного подразделения возглавляет руководитель или один из его заместителей.

Руководитель контрактной службы определяет должностные обязанности и персональную ответственность работников этой службы (п. 10 Типового положения).

Как формируется отдельное структурное подразделение – Законом № 44-ФЗ и Типовым положением не установлено, но можно предположить, что оно создается из новых либо из своих, но полностью освобожденных от прежних обязанностей работников. В любом случае это должны быть сотрудники работодателя, а не сторонние лица, оказывающие услуги.

Служба без образования структурного подразделения создается из работников организации.

К сведению:

Работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Контрактная служба создается на основании Положения о контрактной службе, разработанного на основании Типового положения и приказа руководителя.

В приказе отражается:

  • информация о лице, которое назначается руководителем;

  • список сотрудников, входящих в состав службы без выделенного подразделения;

  • срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы.

Госзакупки — популярная тема

На сегодняшний день, сфера госзаказа стала очень популярной и привлекает все больше людей.

Среди них есть те, кто только выбирает специализацию, есть люди, которые, уже имея за спиной опыт в другой области, меняет профессию кардинально, в надежде добиться больших результатов.

Очень часто мы выбираем профессию по ее внешним признакам и атрибутам, исходя из стереотипов. Определяя свою будущую специализацию, люди попадают в ловушку своих представлений, которые не имеют ничего общего с реальностью.

Особенности работы контрактного управляющего в небольшой организации.

С одной стороны, работы для контрактного управляющего немного, только придется повозиться с планами и расчетами объемов закупок, внести в единую электронную систему (Общероссийский сайт – до ввода Единой электронной системы) несколько извещений и контрактов по ним.

Также нужно составлять отчеты об исполнении контрактов. Возможно, что придется самостоятельно решать вопросы с электронными ключами (Электронными цифровыми подписями – ЭЦП). И этим занимается тендерный специалист.

У небольшого объема закупок есть своя обратная сторона — руководству не имеет смысла выделять под эту работу отдельную штатную единицу, поэтому начинают страдать те сотрудники, которые есть под рукой.

Мне известны контрактные управляющие, основная должность которых — завхозы, воспитатели детского сада и т. д.

Читайте также:  Собянин поднял пенсии москвичам

Можно им только посочуствовать, так как работа контрактного управляющего требует много труда и времени не только на сами процедуры, но и на то, чтобы не отстать от непрерывно выходящих постановлений Правительства, Минэкономразвития и т. д.

Штрафы, которые могут налагаться на должностные лица за нарушения в соответствии с КоАПом, при этом часто кратны их мизерной зарплате, например, в детском саду.

Коротко говоря, даже минимальный объем закупок требует от таких совместителей основательных знаний законодательства, практики его применения и потенциально приводит к такой же ответственности, как и при работе в крупной организации, а оплачивается скудно.

Работа контрактного управляющего в крупной организации

Контрактный управляющий, работающий у крупного заказчика, попадает в другую ситуацию. При объеме закупок от 100 млн. руб. заказчик обязан создать контрактную службу. В этом случае заниматься закупками будет несколько человек, а значит, у каждого появляется возможность специализации. Тут возможны два основных варианта:

поделить деятельность сотрудников по функционалу госзакупок (один пишет ТЗ, другой ведет отчетность, третий взаимодействует с поставщиками и т. д.).

дать каждому сотруднику возможность делать полный цикл процедур закупки по ограниченному перечню тем.

Работа с госзакупками предполагает массу действий, которые могут повлечь за собой юридические последствия, поэтому крайне важно, чтобы у контрактной службы была возможность привлекать к работе квалифицированного юриста, либо постоянно, либо по мере необходимости.

Служба по контракту без срочной службы

Можно служить по контракту, однако законодательство также допускает сделать это без прохождения срочной службы, если физическое лицо соответствует критериям — об этом далее.

Итак, стоит определить, как рассчитывается служба в армии по контракту: два дня контрактной равны одному дню срочной. Следовательно, ранее не служившему субъекту необходимо отслужить два года на контракте. В случае, если он будет выгнан, не окончив при этом службу по контракту, его автоматически переведут на срочную, где и будет окончена армия.

Касательно всего остального никаких отличий от обычного контракта нет: призывник должен пройти медицинский осмотр, подать заявление на заключение договора и полностью соответствовать критериям. Важно учесть, что при наличии судимости, административных и иных наказаний, а также обнаружении в крови следов наркотических средств оформить контракт невозможно.

Дополнительные льготы для военнослужащих по контракту

Военный по контракту, помимо улучшения жилищных условий, вправе рассчитывать на другие меры государственной поддержки. Это является своего рода компенсацией, предоставляемой за защиту безопасности государства.

Во-первых, контрактник не должен работать в выходные дни без дополнительной денежной компенсации своего труда. При этом неважно, чем была вызвана необходимость работы в сверхурочное время. Таким образом, человек получает деньги взамен потерянного свободного дня.

Увеличение количества свободных дней, а точнее, дней отпуска в соответствии с количеством лет, отданных армии, также является одной из льгот, предусмотренных для военных. Каждые 5 лет службы позволяют увеличить время отдыха на 5 дней. Если защищать страну приходится в сложных климатических условиях (например, на Крайнем Севере), то отпуск становится дольше уже на 15 дней. А еще военные могут рассчитывать на медицинские услуги квалифицированных врачей в специализированных медучреждениях ведомства.

Не секрет, что военным приходится часто переезжать с места на место по долгу службы. Государство предусмотрело специальные льготы, чтобы сделать этот процесс более комфортным. В частности, выплачивается пособие для обустройства на новом месте. Компенсируются транспортные расходы, связанные не только с прибытием на новое место службы, но и перелет к месту отпуска.

Есть льготы и в сфере образования. После трех лет службы человек получает право на обучение в любом высшем учебном или средне-специальном заведении на безвозмездной основе. Также контрактник может уйти на пенсию через 20 лет службы. При этом он получит пособие в размере 7 окладов. Кроме того, будут компенсированы расходы, связанные с использованием личного транспорта для служебных целей.

Квалификационные требования к работникам контрактной службы и членам комиссии по осуществлению закупок

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (п. 6 ст. 38 Федерального закона N 44-ФЗ).

В состав комиссии по осуществлению закупок должны входить преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (п. 5 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ).

Минэкономразвития России подготовило Письмо от 23.09.2013 N Д28и-1070 «О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно приведенным разъяснениям профессионализм заказчика определен ст. 9 Федерального закона N 44-ФЗ как один из принципов контрактной системы. В соответствии с этим контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Читайте также:  Льготы по ипотеке при рождении ребенка: списание ипотеки

Вместе с тем в соответствии с п. 23 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ до 1 января 2016 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

При этом если все работники контрактной службы к 01.01.2016 для осуществления их полномочий, в соответствии с вышеназванным Законом, должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то в состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющих высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок.

Данный приказ является тем нормативным актом, который ложится в основу работы создаваемого подразделения. Данный приказ может быть подписан только руководителем организации, так как происходит создание нового подразделения.

В рамках такого приказа потребуется отразить следующую информацию:

  • дата создания контрактной службы;
  • перечень ее сотрудников, а также сотрудников, которые входят в данное подразделение (так как сотрудники могут изменяться, то их перечень может быть утвержден в виде самостоятельного приложения, которое при необходимости может быть изменено). Руководитель отдела организации закупок указывается в самом теле приказа как то должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по первичной организации работы создаваемого подразделения, а также по контролю за его работой, проводимому на первом уровне;
  • в рамках приложения к приказу также может быть утверждено и положение о создаваемом подразделении, в котором будет перечислен ряд вопросов, отражающих функционирование этого подразделения (права и обязанности сотрудников, цели создания, круг решаемых вопросов). Положение об отделе организации закупок должно быть разработано в соответствии с существующим Типовым положением, подготовленным Минфином РФ еще в 2013 году.

Кроме того, потребуется также и указать, когда приказ вступает в силу (либо конкретной датой, либо указанием на дату подписания).

Вадим:
Я родом из Москвы, но после срочки решил остаться на Дальнем Востоке, в береговой охране. Нравится служить, тут я нашел свое призвание. Пошел учиться в военное училище, закончил с отличием. Недавно женился, должны скоро дать квартиру. Вижу много плюсов в контрактной службе. Это и хороший заработок, и уверенность в завтрашнем дне. Сергей:
Контрактник только внешне выглядит счастливым. Работа в армии тяжелая. Нужно быть и дисциплинированным, мобильным: в любой момент сорвут на учения. Лучше всего служить в таможенных органах. Я прошел службу по контракту, теперь хочется попробовать себя в другой области. Сейчас переквалифицируюсь, подучусь, и можно до пенсии поработать в более спокойном месте, чем ГРУ. Лариса:
Со школьной парты мечтала об армии. В Тамбове пошла в военкомат и попросилась на службу. Взяли в связисты. Прошла обучение, потом училась в военном учреждении. Сейчас уже в звании майора. Нисколько не пожалела о своем выборе. Женщинам советую не бояться идти служить. Вакансии для женщин есть во многих воинских частях.

Контрактной службе посвящает свою жизнь многие молодые люди, не только мужчины, но и женщины. Они не представляют себе жизни без армии, которая дает веру в завтрашний день, материальную поддержку.

На какой срок можно подписать контракт?

В законодательстве Российской Федерации установлены конкретные сроки, на протяжении которых контрактники обязуются выполнять условия договора:

  • После завершения службы по призыву или при трудоустройстве на должность матроса, солдата, сержанта и старшины – 3 года;
  • Иностранцы, получившие вышеуказанные звания – 5 лет;
  • Претенденты на офицерскую должность, вакансию мичмана и прапорщика – 5 лет;
  • Курсанты, обучающиеся в вузах военного типа – весь срок обучения и 5 лет после окончания службы (общий срок – до 10 лет);
  • Соискатели, которые прошли подготовку в учебном/военном центре и претендуют на должность офицера – 3 года и 5 лет.

Первоначально гражданин поступает на службу сроком на 12 месяцев, но он должен находиться в составе войск МО от 3 до 5 лет.
При отсутствии условий необходимости пролонгации контракта или окончании времени, регламентированного договором, служащий увольняется или исключается из списков военного подразделения.

Требования к контрактному управляющему по 44-ФЗ

В соответствии с частью 23 статьи Закона № 112 «О контрактной системе», работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов. С января – уже в сфере закупок по 44-ФЗ.

Читайте также:  ​​ с 01.01.2021 года меняются реквизиты для оплаты госпошлины

Контрактная служба действует в соответствии с регламентом, который разработан и утвержден на основании типового положения , а он, в свою очередь, утвержден федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной службы. Помимо приказа о контрактной службе заказчик обязан утвердить приказ о положении работы контрактной службы на основании типового положения. Обязанности работников контрактной службы перечислены в статье 38 Закона 44-ФЗ. Положение (регламент) устанавливает порядок формирования контрактной службы, полномочия контрактной службы и ответственность работников контрактной службы.

Требования к должности и образованию контрактного управляющего, профстандарты

Ответственность за направление сотрудников на переподготовку несут заказчики, а вот непосредственной подготовкой контрактных управляющих занимаются специализированные компании. По окончанию курсов, слушатель получает удостоверение официального образца или диплом.

На конкурсного управляющего налагается ответственность за осуществление закупок, а также, им выполняются контрольные функции в отношении каждого контракта. Назначение управляющего происходит тогда, когда общий объем закупок за год не превышает больше 100 млн. рублей, а также, когда у заказчика не предусмотрена контрактная служба.
Каждый заказчик одновременно может иметь сразу несколько управляющих. При этом каждый сотрудник отвечает за свой сегмент рынка. К примеру, один управляющий осуществляет организацию закупок строительных материалов, а другой занимается приобретением спецтехники.

Создание приказа о контрактной службы заказчика

Организация решила создать контрактную службу. Законом № 44-ФЗ форма принятия такого установлена. Как правило, оно оформляется в виде приказа: в произвольной форме, на бумажном носителе.

Что необходимо указать в приказе:

  1. фамилию, имя, отчество, должность руководителя контрактной службы;
  2. структурное подразделение, на которое возлагаются функции контрактной службы, или фамилии, имена, отчества, должности сотрудников контрактной службы;
  3. срок подготовки руководителем контрактной службы документов (должностных регламентов, инструкций и т.п.), определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).

Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Срок утверждения: не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика превысит 100 млн руб. Если СГОЗ превысит указанную сумму в результате утверждения дополнительных объемов финансирования заказчику, — не позднее даты доведения до него соответствующего решения (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Функционал контрактной службы

Полный комплекс функций по организации закупок вплоть до контроля исполнения госконтракта исполняет контрактная служба. Когда закупки только планируют, специалистами службы составляются планы и планы графики, размещаются документы в ЕИС, готовятся обоснования закупок, определяются цены заключения контрактов с единственным поставщиком.

Функциями контрактной службы являются:

  • Осуществлять подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами.
  • Разрабатывать план-график, осуществлять подготовку изменений для внесения в план-график, размещать в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения.
  • Разрабатывать план закупок, осуществлять подготовку изменений для внесения в план закупок, размещать в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения.
  • Обеспечивать осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.
  • Участвовать в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществлять подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы.
  • А так же иные полномочия, предусмотренные законодательством.

На этапе определения поставщика контрактная служба готовит документы: описание объекта закупки, извещение, закупочную документацию, проект контракта, протоколы заседаний комиссии и прочие. В функции службы также входит выбор типа процедуры определения поставщика (если он есть), уточнение начальной цены контракта, подготовка и публикация разъяснений по запросам участников, согласование цены с единственным поставщиком. Кроме того, на службу наложена обязанность по хранению документов и обеспечению сохранности конвертов до момента вскрытия, а также по организации работы закупочной комиссии.

Когда победитель определен, задачей службы становится обеспечение заключения контракта, в том числе проверка предоставленной поставщиком банковской гарантии. Если контракт все же не заключен, служба должна подать соответствующие документы и проследить, чтобы уклонившийся поставщик попал в РНП.

С заключением контракта работа не заканчивается – теперь необходимо следить за его исполнением. Если что-то пошло не так, то есть контракт расторгается или изменяется, служба осуществляет взаимодействие с поставщиком по этим вопросам. Когда поставщик исполнил свои обязанности, контрактная служба должна организовать приемку и экспертизу объекта закупки, оплату и возврат обеспечения, а также подготовить и разместить в ЕИС все необходимые отчеты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *