- Уголовное право

Встречная налоговая проверка. Советы юриста

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Встречная налоговая проверка. Советы юриста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.

А с чего вдруг встречная проверка?

Такого понятия как «встречная проверка» в Налоговом кодексе вы не найдете. Суть встречной проверки состоит в том, что налоговики пытаются найти нарушения в деятельности проверяемой компании, запрашивая информацию и документы о ее деятельности у третьих лиц – контрагентов. Поэтому если вы получили требование о представлении документов либо информации, это значит, что одного из ваших контрагентов (покупателя или поставщика) либо уже проверяет, либо планирует проверить налоговая. Инспекторы могут назначить встречную проверку документов, чтобы проверить какую-то сделку, убедиться в ее наличии.

Документы, как правило, требуют, если проверка у контрагента уже идет. Информацию – если проверка только планируется, и инспекторам нужны данные о ваших взаимоотношениях, т.е. контрагента еще только «прорабатывают» с целью последующей проверки. Поэтому, получив требование о представлении информации, можете «обрадовать» своего делового партнера – скорее всего, ему надо готовиться к выездной.

Уведомление о невозможности представить документы — когда его подать в ИФНС?

В ходе проведения проверки налоговики могут запрашивать большой объем документов. Если налогоплательщик не может их предоставить в срок, нужно отправить в ИФНС письменное уведомление. Его нужно заполнять по форме, регламентированной Приказом ФНС от 24.04.2019 г. № ММВ-7-2/204.

При проведении камеральной и выездной проверки такое уведомление нужно направить не позже следующего дня после того, как было получено требование налоговиков представить документы.

На основании данного уведомления налоговая инспекция продлевает срок представления документов, но также может и отказать в этом. Тогда отказ она оформляет в виде отдельного решения, форма которого регламентирована Приказом ФНС от 07.11.2018 г. № ММВ-7-2/628.

Данное решение ИФНС принимает в течение 2-х рабочих дней с момента поступления уведомления от налогоплательщика (абз. 3 п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 ТК РФ). Оно передается по ТКС в порядке, регламентированном Приказом ФНС от 16.07.2020 г. № ЕД-7-2/448.

ИФНС вправе, но не обязана продлить срок подачи налогоплательщиком документов по предъявленному ему требованию. Соответственно, нет никакой гарантии, что при подаче уведомления о продлении срок точно будет увеличен. Но данное уведомление в последующем поможет при судебном разбирательстве уменьшить штраф за несвоевременное представление документов.

Суды учитывают, что налогоплательщик обращался в ИФНС с ходатайством о продлении срока представления документов для проверки. Также они берут во внимание, принимала ли налоговая инспекция какое-то решение по данному вопросу и каково оно было (Письмо ФНС от 27.06.2017 г. № ЕД-4-2/12216).

Какие установлены сроки представления документов по требованию ИФНС?

Сроки ответа на требование налоговиков и представления документов зависят от того, по какой статье их требует ИФНС.

Вид налогового контроля

Норма по

НК РФ

Срок с даты поступления требования

Требование документов на основании ст. 93 НК РФ

Камеральная или выездная проверка (исключение — проверка участников консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных компаний)

ст. 93

10 рабочих дней

Дополнительные мероприятия налогового контроля (исключение — проверка участников консолидированной группы налогоплательщиков и иностранных компаний)

ст. 93

п. 6 ст. 101

Дополнительные мероприятия налогового контроля после проверки сделок между взаимозависимыми лицами

ст. 93

п. 6 ст. 101

п. 6 ст. 105.17

Налоговый мониторинг

ст. 93

п. 3 и п. 5 ст.105.29

Камеральная проверка ставки 0% по НДС и вычетов при реализации товаров, работ, услуг (кроме проверки ставки 0% по НДС по международным авиа— и ж/д перевозкам, а также при авиасообщении с Крымом и Севастополем)

ст. 93

п. 15 ст. 165

20 календарных дней

Камеральная или выездная проверка консолидированной группы налогоплательщиков

ст. 93

20 рабочих дней

Дополнительные мероприятия налогового контроля консолидированной группы налогоплательщиков

ст. 93

п. 6 ст. 101

Камеральная проверка ставки 0% по НДС:

  • по международным воздушным перевозкам;
  • международным ж/д перевозкам;
  • внутренним авиаперевозкам, связанным с Крымом или Севастополем

ст. 93

п. 3.9 ст. 165

ст. 93

п. 5 или 5.1 ст. 165

ст. 93

п. 6.1 ст. 165

30 календарных дней

Контрольные мероприятия по сделкам между взаимозависимыми лицами

ст. 93

п. 6 ст. 105.17

30 рабочих дней

Камеральная и выездная проверка иностранных компаний

ст. 93

Дополнительные мероприятия по налоговому контролю иностранных компаний

ст. 93

п. 6. ст. 101

Камеральная или выездная проверка доходов по гос. или муниципальным ценным бумагам, эмиссионным ценным бумагам, которые выпущены российскими компаниями, если доходы выплачены иностранным компаниям, которые действуют в интересах третьих лиц:

  • по НДФЛ;
  • по налогу на прибыль

ст. 93

ст. 214.8

ст. 93

ст. 310.2

3 месяца

Требование документов на основании ст. 93.1 НК РФ

Встречная проверка, если по отношению к контрагенту проводятся:

  • камеральная или выездная проверка;
  • дополнительные мероприятия по налоговому контролю;
  • контрольные мероприятия по сделкам между взаимозависимыми лицами;
  • дополнительные мероприятия налогового контроля по сделкам между взаимозависимыми лицами

ст. 93

п. 1 ст. 93.1

ст. 93

п. 1 ст. 93.1

п. 6 ст. 101

ст. 93

ст. 93.1

п. 7 ст. 105.17

ст. 93

ст. 93.1

п. 6 ст. 101

п. 7 ст. 105.17

5 рабочих дней

Камеральная проверка по отношению к участнику договора инвестиционного товарищества

ст. 93

п. 1.1 ст. 93.1

Документы по сделкам за рамками проверок

ст. 93

п. 2 ст. 93.1

10 рабочих дней

Документы и сведения об имуществе, имущественных правах и обязательствах при недоимке более 1 млн. руб.

ст. 93

п. 2.1 ст. 93.1

Читайте также:  Герой России — льготы и выплаты в 2023 году

Считаем срок ответа на требование ФНС

Срок для ответа на требование налоговой инспекции начинает течь со дня, следующего за днем получения требования и истекает в последний день срока. Для использования этой несложной формулы достаточно ответить на вопросы – что является днем получения требования и сколько дней всего налоговая дает для ответа.

Днём получения требования является день отправки квитанции о приеме требования, если Вы получили его в электронном виде: через оператора телекоммуникационных данных. В случае, если Вы получили требование на свой юридический адрес в бумажном виде, т.е. почтой, необходимо обратить внимание на конверт. Почта России отражает на штампе дату отправки, а датой получения по умолчанию считается шестой рабочий день после отправки этого письма. При этом не будет иметь значения, когда на самом деле Вы взяли в руки и распечатали письмо: отвечать придется в установленный независимо от Вас срок.

Определив дату получения, отсчитываем сроки направления ответа. Ответ на требование о предоставлении пояснений нужно дать в течение 5 рабочих дней со дня получения требования.

А вот ответ на требование о предоставлении документов (информации) зависит от основания истребования этих документов налоговым органом. Для удобства приведем таблицу.

Обратите внимание: организация может попросить о продлении срока предоставления требуемых документов, чем не мешало бы воспользоваться учреждению, с истории которого начата эта статья.

Для этого в течение одного дня, следующего за днем получения требования о представлении бумаг, необходимо письменно способами, перечисленными выше, уведомить проверяющий налоговый орган о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым бумаги не могут быть представлены в установленные законом сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может их представить. Уведомление о невозможности направления документов в установленный в требовании срок подается в налоговый орган по форме КНД 1125045, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2017 года № ММВ-7-2/34@.

В свою очередь руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение двух дней с даты получения уведомления вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении, о чем выносится отдельное решение (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Как ответить на требование

Действительно бывают ситуации, когда налоговый орган запрашивает большой объем информации и документов, или в требовании не указаны обязательные сведения, однако не стоит оставлять требования без внимания. Например, получено требование по сделке, которую нельзя идентифицировать на основании данного требования налогового органа.

В таком случае отправьте в налоговый орган письмо. Попросите привести данные требования в соответствие с законом в целях обеспечения возможности исполнить их. А так же сообщите в ответе о готовности предоставить документы и информацию.

Иногда требование содержит запрос документов, срок хранения которых истек или налогоплательщик и не обязан был их хранить, тогда он может отказать в представлении документов и объяснить причины, по которым документы не сохранились.

Читайте также:  Как рассчитать земельный налог в 2023 году

В каких случаях проводится встречная налоговая проверка

Согласно подпунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ встречная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

1. В случае проведения выездной или камеральной проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

При этом на время, в течение которого были отправлены встречные запросы, выездная проверка может быть даже приостановлена. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ.

Кроме этого, данная норма указана в письме Минфина России от 28.10.2008 № 03-02-07/1-433.

2. В случаях, когда встречная или камеральная проверка уже завершена (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

В этой ситуации встречная проверка проводится в период рассмотрения полученных материалов и рассматривается в данном случае, на основании абзаца 3 пункта 6 статьи 101 НК РФ, как дополнительная мера налогового контроля.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы при проведении встречной проверки

При проведении встречных проверок налоговым инспекторам предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика.

Об этом говорится в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним инструкциям ФНС такими документами могут быть договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные и иные документы, которые могут содержать необходимую информацию об операциях между проверяемой организацией и с ее контрагентами.

Налоговики могут также потребовать у контрагента сведения о проверяемой организации.

Отметим, что если документы или информация не относятся к предмету проверки, то налоговые инспекторы не имеют права требовать их предоставления.

Ответственность за непредставление организацией истребуемых документов при проведении встречной проверки

Непредставление организацией в порядке ст. 93.1 НК РФ истребуемых при проведении налоговой проверки документов в установленные сроки влечет ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ (штраф в размере 10 тыс. руб.).

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть отнесены любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность (пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза.

Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Правоприменительная практика относит к обстоятельствам, смягчающим ответственность, в частности:

  • совершение налогового правонарушения впервые;

  • незначительность допущенной просрочки в представлении документов;

  • большое количество истребуемых документов (целесообразно составить расчет временных затрат на изготовление копий истребуемых документов, согласно которому они превышают срок, отведенный на представление документов);

  • нахождение части документов в обособленных подразделениях или в архиве организации;

  • одновременное получение нескольких требований о представлении документов;

  • недостаточность материальных ресурсов для изготовления заверенных копий и т.п.

Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)

Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.

В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.

Однако вышеуказанная позиция не абсолютна. В последнее время суды чаще всего стают на сторону налоговых органов, в силу «табуированности» темы налогов в нашем государстве. О последствиях следования такой позиции далее.

Цель проведения встречной проверки

В ходе проведения проверки сотрудники налогового органа запрашивают у налогоплательщика документы, оформленные в ходе совершения сделок с определенным контрагентом. Основанием для подобного запроса является проведение камеральной или выездной проверки на предприятии, с которым были заключены эти сделки. Целью налоговиков является сопоставление сведений, содержащихся в представленных проверяемым предприятием документах, с информацией, зафиксированной в документации его контрагента. По итогам проведения проверки уполномоченный сотрудник ФНС составляет акт, в котором фиксирует все сведения, полученные в ходе изучения полученных по запросу документов.

Читайте также:  Налоговый вычет при продаже автомобиля

Нарушения, выявленные в ходе проведения на предприятии проверки, могут стать причиной инициирования налоговой службой камеральной (а затем и выездной) проверки в его отношении. Именно поэтому, передавая документы сотруднику ФНС, стоит проверить правильность их составления, связаться (при возможности) с контрагентом и сопоставить данные, представленные им в налоговую, с информацией, зафиксированной в имеющихся бумагах.

Что понимается под термином «встречная проверка»

Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

Почему документы в рамках «встречки» следует обязательно представлять, читайте в материале «Контрагент обязан представить истребуемые налоговиками документы».

Штрафы за непредоставление документов по встречной проверке в 2021 году

Ранее распоряжениями правительства были утверждены аналогичные перечни справок и документов, которые федеральные органы власти самостоятельно могут запрашивать у регионов, а регионы — друг у друга в электронном виде с помощью единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Исключение составляют только так называемые документы личного хранения, например, паспорта, дипломы об образовании, медицинские экспертизы и некоторые другие. Их, если они требуются, в ведомства по-прежнему должны предъявлять сами заявители при обращении за госуслугами. По словам научного руководителя факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового университета при правительстве РФ Бориса Славина, утверждение перечня позволит в полной мере реализовать принятое в 2010 году законодательное требование о запрете запрашивать у граждан уже имеющиеся у госорганов документы при оказании госуслуг. А унификация межведомственного взаимодействия региональных и муниципальных органов власти с федеральными ускорит прохождение сведений по межведомственным каналам. «Это естественное продолжение процесса автоматизации госуслуг», — заметил он. Впрочем, по мнению эксперта, целесообразно такой запрет распространить не только на органы власти. Например, все преподаватели вузов вынуждены регулярно предоставлять справки о несудимости, хотя было бы правильнее, чтобы вузы сами получали информацию о судимости своих сотрудников. Еще хуже дело обстоит с пенсионерами негосударственных пенсионных фондов, которые вынуждены подтверждать личным приходом, что они еще живы. «Было бы гуманнее такую информацию предоставлять пенсионным фондам автоматически из органов ЗАГС», — говорит Славин.

Какие могут быть ошибки в налоговом требовании

В ИФНС так же как и везде работают обычные люди, которые могут допускать ошибки в документах, которые так и ли иначе помогут нам при получении требования о встречной проверке.

Перечень частых ошибок налоговиков:

  1. Документы для налоговой проверки запрашиваются только на основании письменного требования, хотя должна быть копия требования, направленная вашему контрагенту на случай если вы в разных инспекциях
  2. Несовпадение перечней документов в поручении и требовании. Это может произойти в том случае, если налоговики вашей инспекции захотят увидеть больше документов, чем запрашивали с другой , тем самым вы можете письменно обосновать, почему вы не предоставите те документы, которые с вас изначально не требовали.
  3. Безосновательное требование документов. В требовании должна быть четко сформулирована причина, по которой запрашиваются документы, чтобы это проверить свяжитесь с вашим контрагентом и выясните так ли это, но будьте бдительны- он еще может не знать о предстоящем или вовсе вас обмануть.
  4. Невозможно идентифицировать документы или сделку. Для этого должна быть четко сформулирована дата сделки, какая именно операция в противном случае вы так же можете ответить отказом по причине не возможности идентификации.
  5. Запрашиваются сведения, которые не касаются ваших сделок с контрагентом. Этот случай подходит к ситуации, когда к вам направлено требование о взаимоотношениях с фирмой либо ип, с которым вы не сотрудничали, либо задают вопросы не касающиеся данной проверки


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *