Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О юридических последствиях налоговых злоупотреблений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Ответственность за неуплату налогов
Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.
- Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
- Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
- Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.
В разработке статья о «налоговом мошенничестве»
С конца июля 2020 года правоохранители инициировали разработку проекта статьи о налоговом мошенничестве. Предполагается, что в УК будет внесен новый состав преступления под названием «налоговое мошенничество». Законопроект разрабатывается СКР совместно с Генпрокуратурой, Федеральной налоговой службой, МВД.
Деталей новой статьи пока нет, лишь есть уточнение, что новая статья УК будет призвана устранить несовершенство законодательной базы. На фоне этого следует отметить, что сейчас в УК РФ есть две статьи, по которым чаще всего привлекают бизнесменов: 199 — уклонение от уплаты налогов и 159 — мошенничество. Предполагалось, что в 2021 году появится еще одна статья — за налоговое мошенничество. Однако судьба ее пока не ясня.
В итоге очевидно, что политика в отношении собираемости налогов ужесточается и нам остается ждать новую статью УК за налоговые преступления.
Как увидеть свой бизнес глазами налогового инспектора? Выявить слабые места и устранить их до проверки? Избежать нарушений налогового законодательства призван СБИС Оценка налоговых рисков . С его помощью вы сможете оценить эффективность выбранного режима налогообложения, сравнить вашу налоговую нагрузку со средней по рынку и многое другое. А СБИС Сверка проверит все платежи в госорганы и предупредит о расхождениях в данных.
Общие условия привлечения к ответственности за налоговые правонарушения
Основанием привлечения к юридической ответственности лица является совершение им правонарушения. Следовательно, основным условием привлечения к ответственности тех или иных лиц является совершение ими налогового правонарушения.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцати лет.
Основываясь на общих правовых принципах привлечения к юридической ответственности, налоговое законодательство предусматривает следующие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Привлечение к ответственности юридических лиц за налоговые правонарушения не исключает административной, уголовной или иной ответственности их руководителей.
Привлечение к ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена презумпция невиновности. Обязанность по доказыванию вины и иных обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, возлагается на налоговые органы. Всякие сомнения толкуются в пользу налогоплательщика.
Основанием привлечения к ответственности является совершение налогового правонарушения. Должны быть установлены все элементы состава правонарушения, образующие объективную и субъективную стороны, а также свидетельствующие о наличии объекта и субъекта конкретного правонарушения. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов исключает привлечение лица к ответственности.
Объектом налогового правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения, взимания налогов и (или) сборов и осуществления налогового контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Объективная сторона правонарушения, т.е. внешнее проявление противоправного деяния, включает в единстве и взаимосвязи три составляющих элемента: во-первых, совершение противоправного деяния, выраженного в форме действия или бездействия; во-вторых, причинение вреда, наступление неблагоприятных последствий; в-третьих, наличие причинно-следственной связи между совершенным противоправным деянием и наступившими неблагоприятными последствиями. Объективная сторона налогового правонарушения может выражаться в форме действия или бездействия.
В ряде случаев НК РФ предусмотрены такие дополнительные признаки объективной стороны, как неоднократность, систематичность, т.е. повторяемость однородных действий в течение определенного законом периода, а также размеры сумм неуплаченных налогов и (или) сборов.
Субъектом налогового правонарушения могут быть как физические лица, так и организации.
Физические лица как субъекты налоговых правонарушений подразделяются на два вида: 1) налогоплательщики, плательщики сборов и на- лотовые агенты; 2) должностные лица. Юридическая ответственность для последней категории применяется в соответствии с КоАП РФ.
Физические лица могут быть признаны субъектами правонарушения только в случае достижения 16-летнего возраста и вменяемости.
Субъектами ответственности за нарушение налогового законодательства выступают также организации, к которым НК РФ относит российских и иностранных юридических лиц, международные организации, их филиалы и представительства.
Особым субъектом ответственности среди организаций выступают банки, на которые законодательством о налогах и сборах налагаются различные обязанности.
Под субъективной стороной правонарушения понимается психическое отношение физического лица к совершенному противоправному деянию и наступившим общественно опасным последствиям. Субъективная сторона характеризуется наличием вины, выраженной в форме умысла или неосторожности.
Совокупность названных элементов позволяет сделать вывод о совершении правонарушения, являющегося основанием привлечения к- юридической ответственности виновного лица. Отсутствие хотя бы одного из названных элементов свидетельствует об отсутствии состава правонарушения и исключает наступление юридической ответственности.
В законодательстве о налогах и сборах предусмотрены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. К ним законодатель относит следующие.
Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ
Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.
Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.
За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.
В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.
Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.
Виды налоговой ответственности
В соответствии с НК РФ существуют следующие виды налоговой ответственности:
- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе,
- уклонение от постановки на учет в налоговом органе,
- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке,
- непредставление налоговой декларации,
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения,
- неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора),
- неявка либо уклонение от явки, а также неправомерный отказ от дачи показаний либо дача заведомо ложных показаний лицом, вызываемым в качестве свидетеля,
- отказ эксперта, специалиста и переводчика от участия в проведении налоговой проверки в сфере налогообложения, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода,
- неправомерное несообщение сведений налоговому органу,
- нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.
Какие бывают нарушения налогового кодекса
Налоговых правонарушений достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них, которые хотя бы раз случаются в жизни каждой компании или предпринимателя.
Основные нарушения закреплены в статьях 116 – 126 НК РФ.
- Статья 116 НК РФ говорит об ответственности за нарушение сроков при подаче заявления для государственной регистрации.
- Если налоговая декларация не была предоставлена в налоговый орган, то в статье 119 НК РФ предусмотрена за это ответственность.
- Статья 119.1 регулирует подачу декларации в электронном виде.
- Если компания или предприниматель допускает серьезные нарушения в отражении доходов, расходов или объектов налогообложения, то ответственность за такие нарушения нужно искать в статье 120 НК РФ.
- Занижение налоговой базы и, как следствие, неуплата налога, регулируется в статье 122 НК РФ.
- Ответственность налоговых агентов по неперечислению налогов в бюджет закреплена в статье 123 НК РФ.
- Если по требованию налоговой инспекции компания не предоставила документы или иные данные, то ответственность наступит в соответствии со статьей 126 НК РФ
Ответственность налогоплательщиков при несвоевременной уплате налогов и сборов
Пени за просрочку уплаты (перечисления) налогов и сборов | |
Ст. 75 НК РФ Уплата налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки | 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от неуплаченной суммы за каждый день просрочки |
Ситуации, в которых возможна уголовная ответственность за налоговые нарушения
Уголовная ответственность граждан и должностных лиц | |
Правонарушение | Санкция |
Ст. 198 УК РФ Уклонение от уплаты налогов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере | от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года |
То же деяние, совершенное в особо крупном размере | от 200 000 до 500 000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок |
Ст. 199 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере | от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
То же деяние, совершенное: — группой лиц по предварительному сговору; — в особо крупном размере | от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
Статья 199.1. УК РФ Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов в соответствующий бюджет совершенное в крупном размере | от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
То же деяние, совершенное в особо крупном размере | от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
Статья 199.2. УК РФ Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное в крупном размере | от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового |
Функции и цели налоговой ответственности
Цели налоговой ответственности могут быть реализованы в функциях. Функциями отражается предназначение налоговой ответственности, по этой причине они тесно связан с применением налоговых санкций и социальными последствиями того, как их применяют. В правовом регулировании налоговых отношений налоговой ответственностью выполняется юридическая и социальная функции.
Юридические функции могут проявляться в нескольких аспектах: правовосстановительный (компенсационный) и штрафной (карательный).
Правовосстановительный характер налоговой ответственности обусловливается имущественными отношениями публичных и частных субъектов, объект которых – это налог. Ответственность налогоплательщиков за нарушение своих обязанностей, связанных со своевременной и полной уплатой налогов преследует цель восстановления имущественных интересов государства и компенсацию казне причиненных убытков.
Сущность штрафного характера налоговой ответственность заключается в неблагоприятных имущественных лишениях, которые претерпевает нарушитель налогового законодательства. При помощи того, что реализуется штрафная функция может быть создан режим имущественного урона, заключающийся в применении санкций к субъектам налоговых правонарушений.
Социальная функция налоговой ответственности может быть выражена в том, что осуществляется общее предупреждение налоговых правонарушений при помощи побуждения субъектов налогового права к соблюдение норма налогового права. Реализация социальных функций при помощи общей и частной превенции совершения налоговых преступлений.
Общей превенцией преследуется цель предотвращения того, чтобы совершались налоговые правонарушения в лице всех субъектов налогового права.
Частная превенция направлена к индивидуально-определенным субъектам налогового права и заключается в том, что предотвращает совершение ими правонарушений в области налогового законодательства. Способ реализации частной превенции – это претерпевание режима имущественного урона и угроза того, что могут быть увеличены санкции на 100%, если лицо совершит аналогичное налоговое правонарушение, как указано в пункте 4 114 статьи Налогового кодекса Российской Федерации.
Основным предназначением функции налоговой ответственности является обеспечение правильной работы механизма правового регулирования в сфере законодательства по налогам и сборам.
Налоговая ответственность является обязанностью лица, которое виновно в том, совершило налоговое правонарушение, на претерпевание мер государственно-властного принуждения, которые предусматриваются на основании санкций Налогового кодекса РФ и состоят в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяются в лице компетентных органов установленном процессуальном порядке.
Если в НК РФ в качестве объективной стороны нарушения указана неуплата налога вследствие занижения базы для расчетов (случайно или намеренно) или других неправомерных действий, то УК РФ акцентирует внимание на том, что преступление совершается умышленно. Это логично: по смыслу законодательства уголовные преступления наиболее опасны для общества и наказание за них предусмотрено более суровое. Уклонение от уплаты налогов выражается в умышленных деяниях, направленных на уменьшение размера сборов и повлекших их непоступление в казну, согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 64. Уклонение от уплаты налогов физическими лицами составляет преступление только в том случае, если совершено в крупном или особо крупном размере, согласно ст. 198 — 199 УК РФ. Понятие крупного и особо крупного размера дается в примечаниях к статьям.
Таблица. Составы административных правонарушений и санкции за них
N |
Наименование |
Состав правонарушения |
Санкции |
1 |
Статья 15.3 |
Часть 1 - нарушение |
Предупреждение или |
2 |
Часть 2 - нарушение |
Штраф от 2000 до 3000 |
|
3 |
Статья 15.4 |
Нарушение установленного срока |
Предупреждение или |
4 |
Статья 15.5 |
Нарушение установленных |
Предупреждение или |
5 |
Статья 15.6 |
Часть 1 - непредставление в |
Штраф на граждан в |
6 |
Статья 15.11 |
Грубое нарушение правил |
Штраф от 2000 до 3000 |
В действительности закон не ограничивает круг субъектов правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, только руководителем организации. Как следует из нормы, субъектом является должностное лицо (ст. 2.4 КоАП РФ), т.е. то лицо, к непосредственным должностным обязанностям которого относятся ведение бухгалтерского учета в организации, обеспечение правильности и законности оформления учетных документов и отражения хозяйственных операций на соответствующих счетах. Эти функции зачастую выполняет главный бухгалтер. Поэтому практика привлечения к административной ответственности по данной статье Кодекса свидетельствует, что для правильного определения субъекта правонарушения необходимо руководствоваться не только требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», но и исследовать локальные документы организации (должностные инструкции, положения об отделах, приказы о возложении обязанностей на отдельных лиц и т.п.). В частности, именно такой подход продемонстрирован в Постановлении Приморского краевого суда от 02.09.2009 N 4а-740/2009, Определении Рязанского областного суда от 05.02.2009 N 7-2, Решении Омского областного суда от 05.02.2008 N 77-86/2008 и др.
Дисциплинарная ответственность
В соответствии со ст. 189 ТК РФ дисциплина труда — обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Глава 30 ТК РФ регулирует порядок применения мер дисциплинарного взыскания. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Как и для привлечения к любой иной ответственности, для применения мер дисциплинарной ответственности требуется наличие состава правонарушения.
Во-первых, действия работника должны быть противоправными, то есть работник должен нарушить законодательство, иные нормативные акты, либо требования трудового договора.
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, срок исковой давности по налоговым правонарушениям, налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав
Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).
Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.
Противоправность деяния
Налоговое правонарушение представляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической формой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонарушением считается только деяние, предусмотренное законодательством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.
Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налоговых органов на территорию налогоплательщика; отказ предоставить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответствующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц и т.д.).
Финансовая налоговая ответственность
Для анализа налоговых правонарушений необходимо их классифицировать. Выделяют различные классификации налоговых правонарушений.
По характеру и направленности налоговые правонарушения условно подразделяются на четыре группы:
- Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116–117 НК РФ)
- Нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119–120 НК РФ)
- Нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ)
- Нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. 125–129.1 НК РФ) .
По объекту налоговые правонарушения классифицируются на:
- налоговые правонарушения, непосредственно связанные с осуществлением налоговых платежей и влекущие напрямую финансовые потери государства;
- налоговые правонарушения, связанные с несоблюдением установленного порядка управления в налоговой сфере.
В зависимости от направлений деятельности различают следующие виды налоговых правонарушений
- правонарушения, связанные с системой налогообложения;
- правонарушения, связанные с нарушением прав и свобод налогоплательщиков;
- правонарушения, связанные с нарушением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- правонарушения, связанные с нарушением исполнения контрольных функций налоговых органов.
- правонарушения, связанные с неисполнением системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;
- правонарушения, связанные с неисполнением доходной части бюджетов.
В зависимости от субъектного состава выделяют следующие виды налоговых правонарушений:
- правонарушения, совершаемые физическими ликами, к таким правонарушениям может относится отказ эксперта или переводчика от участие в мероприятиях налогового контроля, ответственность свидетеля и т. д.;
- правонарушения, совершаемые физическими и юридическими лицами, например, непредставление налоговых деклараций, непредставление сведений о счетах и т. д.
Налоговые правонарушения можно так же классифицировать по их составу. Например, по степени опасности выделяют такие виды правонарушений как основной, квалифицированный и привилегированный.
Основным считается состав налогового правонарушения, который содержит с только необходимую совокупность объективных и субъективных признаков.
В данном случае не предполагается наличие каких-либо дополнительных признаков, которые влияют на уровень общественной опасности деяния.
Например, в качестве простого состава налогового правонарушения могут рассматриваться нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение срока представления информации об открытых и закрытых счетах в банках, неуплата или неполная уплата сумм налога и т. д.
Квалифицированным признается такой состав налогового правонарушения, который требует для определения дополнительные признаки деяния, повышающие уровень общественной опасности совершенного правонарушения.
Такими дополнительными признаками могут выступать: нарушение налогоплательщиком срока постановки на налоговый учет более чем на 90 дней, непредставление более чем 180 дней налоговой декларации в и т. д.
Привилегированным выступает состав налогового правонарушения, который требует для своего определения дополнительные признаки деяния, снижающие уровень общественной опасности содеянного. Такое встречается в налоговом законодательстве достаточно редко.
В качестве привилегированного можно рассматривать состав налогового правонарушения, приведенный п.3 ст.
126 НК РФ, — непредставление в установленный срок налогоплательщиком — физическим лицом в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Также существует классификация по видам ответственности, которую понесет правонарушитель в сфере налогов и сборов. В соответствии с ней налоговые правонарушения делятся на:
- преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах, ответственность за который предусмотрена Уголовным кодексом РФ;
- налоговое правонарушение с признаками административной ответственности, ответственность за которые наступает в связи с Кодексом об административных правонарушениях;
- налоговое правонарушение, ответственность за которое наступает в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, основным критерием такого разграничения выступает нормативно-правовой акт, предусматривающий ответственность за его совершение.
Наиболее серьезными нарушениями, предусматривающими высокую общественную опасность выступают налоговые преступления. В соответствии с Уголовным кодексом ответственность в сфере налогообложения наступает в следующих случаях:
- при уклонении от уплаты таможенных платежей на основании ст.194 УК РФ;
- при уклонении от уплаты налогов и сборов с физических лиц на основании ст.198 УК РФ;
- при уклонении от уплаты налогов и сборов с организации на основании ст.199 УК РФ [4].
Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования. Для привлечения к уголовной ответственности должен иметь место не только сам факт совершения правонарушения, но и его сумма. Уголовная ответственность наступает при сокрытии налогов только в крупном и особо крупном размере.
Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, они оказывают косвенное влияние на законность в налоговых правоотношениях.
При совершении налоговых правонарушений не содержащих признаков преступления возникает проблема соотношения налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена как нормами НК РФ, так и нормами КоАП РФ.